ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 6
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Содержание понятия «творческое воображение» 6
в психолого-педагогической литературе 6
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX - XX веков. Первые попытки экспериментально изучить функцию воображения (С. Д. Владичко, В. Вундт, Е. Мейман, А. Л. Мищенко, Т. Рибо) датируются этим временем 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 33
Все проведенные исследования говорят о необходимости разработки комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 37
Главная задача педагога это вызвать интерес, интерес восприятия. Для заинтересованности детей процессом изобразительной деятельности мы знакомим их с техникой создания нарисованного анимационного мультфильма («Перекладка»). Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческого воображения, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт
самостоятельного творческого труда детей 41
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Развитие творческого воображения у детей выступает одной из важнейших задач педагогики дошкольного детства, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Творческое воображение является познавательным процессом, развитие которого необходимо для подготовки к школьному обучению.
При этом изобразительная деятельность рассматривается как одно из эффективных средств в развитии воображения у детей, проявлении активности и инициативы, нахождении оригинальных способов в воплощении творческих задач. Занятия изобразительной деятельностью формируют в сознании ребенка представления об окружающем мире, способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятие, а также пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию. Все это обуславливает особое значение изобразительной деятельности для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Однако не в полной мере разработано методическое обеспечение изобразительной деятельности детей с учетом задачи развития у них творческого воображения.
Данное противоречие обозначило проблему исследования: каковы особенности организации процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность исследования и выявленное противоречие обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения цели мы определили задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть содержание процесса развития творческого воображения применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей.
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретическая основа исследования:
- исследования о сущности воображения как психического процесса: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина;
- особенности творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в исследованиях: Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.И. Кириллова, Ю.А. Полуянова, Е. Е. Сапоговой, Г.А. Урунтаевой и др.;
- методические подходы к развитию у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, отраженные в работах: А.В. Бакушинского, А.А. Мелик-Пашаева, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Л.Ю. Субботиной.
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
Эмпирические методы: изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, количественный и качественный анализ результатов диагностического исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы был подобран и реализован комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, который может быть использован в практике работы ДОО.
База исследования. Практическое исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 454, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста, обучающихся по программе «От рождения до школы».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ литературы позволил раскрыть содержание понятия «творческое воображение». Это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности; это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Развитие творческого воображения - это процесс, направленный на формирование способности самостоятельно создавать новые образы и идеи, представляющие ценность для себя и других людей, которые воплощаются в конкретных оригинальных продуктах деятельности.
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, его вхождения в культуру, развития его общения с взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте появляется новый вид деятельности - творческий, для которого характерно проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому контенту, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование различных типов преобразования и т. д.
Для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возрасты следующие условия:
- обогащение жизненного опыта ребенка, что связано с его физическим развитием ребенка (плавание, гимнастика), начальным чтением, художественной деятельностью, знакомством с различными инструментами и материалами;
- создание среды, которая стимулирует его разнообразную творческую деятельность (наряду со знакомыми предметами - бросовый и природный материал;
- предоставление ребенку большой самостоятельности и свободы в выборе видов деятельности, в последовательности и продолжительности занятий;
- создание комфортной психологической обстановки, теплая дружеская атмосфера в семье и детском коллективе.
Развитие творческого воображения требует поддержки взрослых, поощрения любознательности ребенка, стремления к экспериментам, исследовательской деятельности и активизации воображения в самостоятельной деятельности. Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте должно сочетаться с развитием образного мышления, поскольку большинство детей этой возрастной группы принадлежат к художественному типу, а не к интеллектуальному.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выде! лены следующие! показатели развития творческого воображения у детей:
- беглость - количество идей при решении творческой задачи;
- оригинальность - редкость, нестандартность идеи, ее отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений;
- гибкость - степень разнообразия в вариантах решений по творческому заданию;
- разработанность - тщательность, детализация образов, прорисовывание деталей, создание сюжетной картинки на основе имеющихся деталей.
Для проведения диагностического исследования применялась методика П. Торренса «Закончи рисунок». Диагностика показала, что дети имеют преимущественно средний уровень развития творческого воображения.
В целях развития творческого воображения у старших дошкольников был разработан комплекс занятий, включающий разные виды и техники изобразительной деятельности, а также дидактические и обучающие игры и упражнения. Разработанный комплекс занятий положительно повлиял на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились 44
придумывать и рисовать необычные рисунки, проявляя богатство воображения. Рисунки стали более оригинальными, образы и детали тщательно разработаны.
На заключительном этапе занятий дети освоили технику «перекладка» для создания мультфильма «Необъятная страна» на основе выполненных ими работ.
Таким образом, поставленные задачи нами решены, цель исследования достигнута.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. - 249 с.
2. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 6. - С. 44-46.
3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности:
Монография [Электронный ресурс] / Науч. ред. Н. К. Сергеев // Волгоград; Перемена, 2001. — 181 с.- URL:
http://pedlib.rU/Books/1/0359/1_0359-127.shtml
4. Бурухина, Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков / Е.В. Бурухина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 3. - С. 28-32.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский // Психологический очерк : Кн.для учителя. /3-е издание - Москва : Просвещение, 1991. - 180 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - Москва: Флинта, 1998. - 432 с.
8. Гимпель, Л. П. Творческая личность: концепции и подходы к воспитанию / Л. П. Гимпель // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: II Междунар. конгресс, Минск, 14-16 мая 2008 г.: сборник статей:/ - Минск: Изд-во МГЛУ, 2009. - С. 60-69.
9. Гимпель, Л. П. Творческий аспект современного образования / Л. П. Гимпель // Ктраванне у адукацьн. - 2012. - № 9. - С. 54-59.
10. Гимпель,Л. П. Творческое развитие студента в контексте современных представлений / Л. П. Гимпель // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сборник статей : в 2 ч. /под ред. В. Ф. Беркова. - Минск : РИВШ,2013. - Ч. 2. - Вып. 13. - С. 303-310.
11. Гимпель ,Л.П. Творческая направленность личности как психолого¬педагогическая проблема / Л.П. Гимпель // Адукацыя i выхаванне. - Минск, 2005 г. - № 7. - С. 54-59.
12. Гимпель, Л.П. Формирование творческой личности будущего педагога: учебно-методическое пособие / Л.П. Гимпель. - М. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. - 276 с.
13. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1/ Г.Н. Давыдова. - М.: .Издательство Скрипторий 2003, 2007. - 80 с .
14. Дмитрук, Н.Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося : автореферат диссертации кандидата педагогичкских наук: 13.00.01:/ Н.Г. Дмитрук; Великий Новгород, 2004.- 23 с.
15. Дронова ,Т.Н. Вместе с семьей: пособие взаимодействия образовательных учреждений и родителей/Т.Н.Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И.Гризик;под ред. Г.И. Щербаковой. - Москва: Просвещение, 2006.¬190 с.
16. Душков, Б.А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика: энциклопедический словарь / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов; под ред. Душкова Б.А. - Академический проект, Деловая книга, 2005. - 848 с.
...