Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительно-правовой анализ регулирования местного самоуправления Европейской Хартией местного самоуправления и российским законодательством (Марийский государственный университет)

Работа №94244

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления и в отечественных нормативных правовых актах 10
1.1. Понятие и принципы местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления 10
1.2. Основы местного самоуправления по Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 18
2. Сравнительные характеристики основных институтов местного самоуправления по Европейской хартии и российскому законодательству 30
2.1. Сходства и различия в правовом регулировании местного самоуправления Европейской хартией местного самоуправления и Конституции и федеральному законодательству РФ 30
2.2. Направления совершенствования правового регулирования местного самоуправления в России 35
Заключение 50
Список литературы 55

Муниципальная власть реализует политику государства на нижнем, самом близком к населению уровне, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью и пр. Она привлекает граждан к непосредственному участию в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. Это важно с точки зрения того, что демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными процессами, смысл которых, сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека. Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.
Так как местное самоуправление - это основа демократии, поэтому Европейская Хартия закрепила в первую очередь основные принципы построения местного самоуправления, а также их права и гарантии. В связи с этим тема считается актуальной и подлежит исследованию в рамках магистерского диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. Существенный вклад в развитие заявленной темы исследования внесли: С.А. Авакьян , А.С. Архиреева, В.Т Батычко, Н.Н. Бабенко, И.В. Бабичев, М.В. Борисов, Л.С. Валинурова, Е.И. Васильева, И.В. Гранкин, Е.В. Гриценко, М.В, Зайцева, А.О. Лихошва Д.С. Михеев, Т.Н. Михеева, В.И. Фадеев и другие..
Объект исследования: деятельность органов местного самоуправления
Предмет исследования: Европейская хартия и российское законодательтсво как механизм регулирования деятельности местного самоуправления
Цель и задачи исследования:
1. Теоретически рассмотреть основы реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ;
2. Рассмотреть сущность местного самоуправления как института;
3. Выявить особенности классификации органов местного самоуправления, принципы организации;
4. Охарактеризовать вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления как конституционно-правового института;
5. Проанализировать правовые основы системы местного самоуправления (на примере Европейской хартии местного самоуправления);
6. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности местного самоуправления в современный период;
7. Выявить особенности нормативно-правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления;
8. Дать характеристику Европейской хартии местного самоуправления и аспектов ее реализации в местном самоуправлении;
9. Выявить проблемы применения Европейской хартии местного самоуправления в РФ;
10. Предложить пути оптимизации деятельности местного самоуправления.
Теоретические основы диссертационного исследования. В основе настоящей магистерской диссертации лежат труды Н.П. Алешкова, К.О Сергеевой, М.А. Цыремпиловой, Т.П. Шкуратовой, В.А. Щепачева, Б.Н. Ярового, изложенные в диссертациях на соискание ученых степеней кандидата юридических наук и доктора юридических наук. Используются труды С.А. Авакьяна, В.Т Батычко, И.В. Гранкина, О. В. Старкова, И.В. Упорова, В.И. Фадеева изложенные в учебной и методической литературе по юриспруденции. Также, используются труды А.С. Архиреевой, Н.Н. Бабенко, И.В. Бабичева, М.В. Борисова, Л.С. Валинуровой, Е.И. Васильева, , Е.В. Гриценко, М.В, Зайцевой, Ю.А, Киселева, О.А. Кожевникова, С.С, Колесникова, А.О. Лихошвы, Д.С. Михеева, Т.Н. Михеевой и других, использованные в научных статьях.
Методологические основы диссертации. Методологическую базу диссертационного исследования составляет совокупность методов, с помощью которых в рамках настоящего магистерского диссертационного исследования проводилось исследование местного самоуправления Европейской Хартии местного самоуправления и российского законодательства.
В первую очередь, это диалектический метод как всеобщий, посредством которого явление изучается в многообразии его развития, с учетом единства и борьбы противоположностей в рамках единого целого предмета изучения.
Анализ правовых норм и явлений позволяет выделить существенные признаки предмета исследования, а синтез из совокупности признаков составить представление об исследуемом объекте.
Посредством индукции частные явления и признаки приводят к общему умозаключению, а дедукция позволяет из общего вычленить частное.
Прогностический метод позволяет при помощи анализа данных предполагать совершенствование местного самоуправления в российском законодательстве.
Научная новизна диссертации. В рамках проведенного диссертационного исследования с учетом степени теоретической разработанности, обозначенной цели, задач и структуры работы исследуется проблематика и предлагаются новые теоретические положения и пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере общественных отношений, выступающих объектом исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права местного самоуправления, об отказе в регистрации государством устава муниципального образования, за защитой самих положений муниципального устава, если они соответствуют законодательству.
В системе судебной защиты местного самоуправления в последние годы заявил о себе со всей определенностью Конституционный суд. В настоящее время конституционная юстиция играет важную роль в обеспечении гарантий прав местных сообществ и их органов.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации не только закрепляется право местного самоуправления на судебную инициативу, но и в реальной российской действительности есть уже немало фактов использования этого права в интересах местных сообществ, в том числе, и в целях укрепления конституционных основ местного самоуправления, реализации права граждан на участие в самоорганизации местной жизни
Конституционные гарантии местного самоуправления неразрывно связаны с правами граждан на участие в выборах, референдумах, деятельности самих органов местного самоуправления, что вытекает из статьи 3 и ряда других статей Хартии местного самоуправления (свободные выборы советов, обращение граждан к референдумам или любым другим формам прямого участия граждан в делах местного сообщества и т.д.).



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) / «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, № 36, ст. 4466.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
5. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Учебная и учебно-методическая литература
7. Авакьян С. А. Муниципальное право России : учебник. – Москва : Проспект, 2019. — 656 с.
8. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
9. Гранкин И.В Муниципальное право Российской Федерации. Курс лекций : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2015. — 320 с.
10. Упоров И.В., О. В. Старков Муниципальное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 519
11. Фадеев В. И. Муниципальное право: учебник для бакалавров — Москва : Проспект, 2015. — 336 с
Статьи в научных журналах и сборниках
12. Архиреева А. С. К вопросу о правовом регулировании института обязанностей государственных служащих в российской империи в XIX Веке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1604-1614.
13. Бабенко Н.Н., Филиппова В.В., Грищук В.А. Внешний облик государственного и муниципального служащего / Н.Н. Бабенко // Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом.: сб. статей. 2019. С. 35-40.
14. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 67 - 74.
15. Борисов, М. В. Правовая основа муниципального управления / М. В. Борисов // Эпомен. – 2021. – № 53. – С. 82-87.
16. Валинурова Л.С., Исхакова Э.И., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А. Основные тенденции формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 5 (143). С. 4-9.
17. Васильева Е. И. Проблемы развития местного самоуправления / Е. И. Васильева, О. Ю. Гусельникова // Муниципалитет: экономика и управление. – М.: Изд-во РАНХиГС, 2018. – № 4 (25). – С. 26-32.
18. Гриценко, Е.В. Международно-правовые и конституционные начала функциональной самостоятельности муниципальных образований / Е.В. Гриценко // Актуальные вопросы развития местного самоуправления в России и за рубежом. Сборник статей / Под ред. А.В. Мадьяровой, Э. Маркварта, Н.М. Миронова, Л.В. Шапиро. – М., 2009. – 380 с.
19. Зайцева М.В., Никитина П.В., Хачатурян О.О. Инвестиции как инструмент социально-экономического развития территории // М.В. Зайцева / Управление в XXI веке - проблемы и перспективы: сб. трудов. Краснодар, 2021. С. 248-251.
20. Киселев Ю.А. Компетентность государственного и муниципального служащего как условие эффективности деятельности государственного учреждения / Ю.А. Киселев // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации: сб. трудов. 2020. С. 236-242.
21. Кожевников О. А. Местное самоуправление в системе публичной власти: новое конституционное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 10. С. 23–26.
22. Колесников С.С. Актуальные проблемы привлечения инвестиций на местном уровне и решения их путем развития инфраструктуры // Вестник экономики и менеджмента. 2021. № 4. С. 14-16.
23. Кузнецова С.П. Проблемы вопросы развития муниципального правотворчества // Территория науки. 2016. №1. С. 143–149.
24. Левина В.В. Реализация финансовых принципов Европейской хартии местного самоуправления как основа муниципального развития // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 4. С. 20-26.
25. Лихошва, А. О. Принцип самостоятельности в Европейской хартии местного самоуправления / А. О. Лихошва // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 5(120). – С. 61-63
26. Лукина О.В., Шопен М.И. Проблемы мотивации персонала государственных и муниципальных учреждений / О.В. Лукина // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях: сб. трудов. 2020. С. 77-80.
27. Михеев Д.С. Закрепление принципа гласности в Европейской хартии местного самоуправления // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2013. №4. С. 62-68.
28. Т. Н. Михеева, Д. С. Михеев Об особенностях правового регулирования местного самоуправления Конституцией Российской Федерации и Европейской Хартией // Вестник Марийского государственного университета. 2007. №1 (2). С. 47-49.
29. Михеева Т.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ. С. 62-66.
30. Пешин Н. Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 11. С. 24–29.
31. Попова С.П. Принципы местного самоуправления: природа и значение в организации и защите прав муниципальных образований // Социально-политические науки. 2018. №5. С. 132-135.
32. Пряженцова, К. А. Закрепление понятия «местное самоуправление» в Европейской хартии местного самоуправления и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» / К. А. Пряженцова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 10-13
33. Пылин В. В. Устройство системы органов местного самоуправления: некоторые проблемы и пути их решения / В. В. Пылин // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – СПб.: Изд-во РАНХиГС, 2009. – № 2 (34). – С. 25-38.
34. Тимофеев, Н.С. К проблеме принципов и критериев выделения вопросов местного значения / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 11. – С. 15–21.
35. Чапайкина, И. Г. Местное самоуправление в России и европейское право / И. Г. Чапайкина // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2017. – № 4-5. – С. 215-226.
36. Чермит А. Европейская Хартия местного самоуправления как международно-правовая основа для дальнейшего развития института муниципальных прав и свобод граждан // Теория и практика общественного развития. 2006. №4. С. 43- 44.
37. Четошникова Л.А., Табунщикова Л.В. Анализ понятия «финансовый риск» и его роль в системе управления инвестиционной привлекательностью муниципального образования // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 511-513.
38. Щепачев В.А. Проблемы муниципального правотворчества и пути их решения // Местное право. 2011. № 2. С. 9–12.
Диссертации и авторефераты диссертаций
39. Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации: дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2010
40. Волков В.Э. Местное самоуправление: Конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
41. Сергеева К.О. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. Москва, 2013.
42. Цыремпилова М.А. Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционно-правового регулирования (по материалам Республики Бурятия): автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. Москва, 2015.
43. Шкуратова Т.П. Муниципальное правотворчество: вопросы теории и правового регулирования: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. Челябинск, 2011.
44. Щепачев В.А. Формирование конституционной концепции местного самоуправления и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. Москва. 2014. 538 с.
45. Яровой Б.Н. Проблемы правотворчества муниципальных образований: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.02. Челябинск, 2007.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ