ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблемам иследования 5
1.1. Бег как один из основных видов движений 5
1.2. Общая характеристика скоростных способностей 11
1.3. Методика обучения бегу на короткие дистанции младших
школьников 15
1.4. Возможности использования эстафетв процессе обучения
бегу на короткие дистанции младших школьников 25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 40
2. 1 Организация исследования 40
2. 2 Методы исследования 41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения 60
Актуальность: Организмребенка создан для движения и данная потребность является врожденной. Детям присуща потребность в чувствах, человеческом общении, в заботе, в выражении личных эмоций. Они нуждаются в собственной безопасности, в удаче, в позитивных изменениях.
Ученикам младшего школьного возрастанеобходима высокая двигательная активность, котораяестественна, так как данный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей - главным образом скоростных.
Школьный возраст - период, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков и совершенствуются функциональные возможности организма.
Наиболее равномерно и гармонично развивают организм ребенка беговые упражнения.
Но практически у 90% детей 8-9 летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге:
1) при отталкивании в беге разгибание толчковой ноги неполное;
2) фаза опоры более продолжительна по времени, чем фаза полета;
3) от проекции ОЦМ тела нога ставится на дорожку далеко, от чегозамедляется скорость бега в фазе передней опоры;
4) постановка ноги начинает выполняться с пятки;
5) при выполнении бега носок натягивают на себя перед постановкой ноги на дорожку;
6) след правой ноги заходит влево за среднюю линию; как только стопа теряет опору и начинается сгибание ее в коленном суставе, нога, ставшая уже маховой, движется вперед не параллельно другой, а заходит за нее, т.е. ноги работают перекрестно.
В связи с этим необходимо квалифицированное педагогическое воздействие на формирование правильного двигательного навыка в беге с начальных лет обучения детей в школе. [35].
Проблема исследования: повышение эффективности развития
скоростных способностей у младших школьников при формировании бега на короткие дистанции.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей
младшего школьного возарста.
Предмет исследования:методикаформирования навыков бега на короткие дистанции у младших школьников.
Цель дипломной работы: повышение уровня развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте на уроках легкой атлетикой.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить основные средства и методы развития скоростных способностей при формировании бегу на короткие дистанции в младшем школьном возрасте на уроках легкой атлетикой.
2. Разработать комплекс эстафет, способствующий формированию навыков бега на короткие дистанции в младшем школьном возрасте на уроках легкой атлетикой.
3. Обосновать эффективность предложенногокомплекса эстафет для обучения техники бега на короткие дистанции в младшем школьном возрасте на уроках легкой атлетикой.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 69 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 48 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
В ходе проведения педагогического эксперимента было доказано, что типовое планирование проведения уроков «Легкой атлетики» не совершенно, и имеет возможность доработки.
На наш взгляд, более эффективное развитие скоростных способностей экспериментальной группы произошло по следующим причинам:
• Постепенный и правильный подход к выбору легкоатлетических упражнений, позволяет сформировать у обучающихся правильное представление о технике бега на короткие дистанции.
• Систематическое применение различных эстафет со скоростной направленностью, включающие соревновательный метод, позволили достичь хорошего результата.
• Выполнение эстафет уже на первом этапе возможно благодаря методическим особенностям обучения в разделе «Легкая атлетика».
Применение на этапе закрепления эстафет, позволяющих добиться динамики результатов при осознанном контроле. Проведение на уроках эстафет позволили в дальнейшем сформировать технику бега на короткие дистанции с большей стабильностью.
Таким образом в результате исследования было выявлено:
1. Урок физической культуры является основной формой организации учебного процесса. При помощи средств и методов - распределение нагрузки, все содержание урока направлено на решение поставленных задач.
Применение соревновательного метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, а использование на уроках физической культуры эстафет, мотивирует младших школьников к обучению техники бега на короткие дистанции.
2. Для эффективного формирования техники бега рекомендуется использовать комплекс эстафет, объединяющий упражнения с предметами,
беговые, специально-беговые, комбинированные, препятствий.
3. Использование данного комплекса обеспечило прирост результатов в экспериментальной группе. Однако статистические достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой не выявлены. Это связано с небольшим различием результатов и однородным уровнем подготовленности детей.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина - Москва: Просвещение, 1990. - 202 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич - Москва: Физкультура и спорта, 2016. - 208 с.
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков, Н.Н. Маликова - Москва: Академия, 2012. - 526 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн - Москва: Медицина, 2019. - 146 с.
5. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген - Москва: Физкультура и спорт, 2017. - 193 с.
6. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников / Я.С. Вайнбаум - Москва: Просвещение, 2019. - 64 с.
7. Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для школьников / Н.Э. Власенко - Москва: Айрис-пресс, 2018. - 160 с.
8. Выдрин, В.М. Теория и методика физической культуры / В.М. Выдрин - Санкт Петербург: ГДОИФК, 2018. - 45 с.
9. Горбунов, А.Ю. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе / А.Ю. Горбунов - Челябинск: Урал ГУФК, 2020. -26 с.
10. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский - Минск: Нар. Асвета, 2018. - 88 с.
11. Еркомайшвили, И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2019. - 118 с.
12. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2019. - 83 с.
13. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский - Москва: Академия, 2010. - 174 с.
14. Интернет-журнал «Науковедение» №3. Особенности развития двигательной активности / http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3, 2019. - том 7.
15. Каинов, А.Н. Методические рекомендации планирования прохождения учебного материала по предмету «ФК» в основной школе / А.Н. Каинов, В.Е. Калинин, Н.В. Колышкина - Волгоград: ВГАФК, 2015. - 52 с...