Методика обучения школьников программированию в среде разработки Scratch
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SCRATCH В ОБУЧЕНИИ 6
1.1. Предпосылки для использования Scratch в учебном процессе 6
1.2. Анализ программных систем для изучения программирования 8
1.3. Использование Scratch во внеурочной деятельности и на уроках
информатики 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SCRATCH ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ .. 22
2.1. Программа курса по изучению Scratch в 8 классе 22
2.2. Примеры уроков по изучению Scratch 25
2.3 Апробация методики обучения школьников программированию в среде
разработки Scratch 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SCRATCH В ОБУЧЕНИИ 6
1.1. Предпосылки для использования Scratch в учебном процессе 6
1.2. Анализ программных систем для изучения программирования 8
1.3. Использование Scratch во внеурочной деятельности и на уроках
информатики 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SCRATCH ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ .. 22
2.1. Программа курса по изучению Scratch в 8 классе 22
2.2. Примеры уроков по изучению Scratch 25
2.3 Апробация методики обучения школьников программированию в среде
разработки Scratch 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
В современном информационном обществе профессия программист востребована и высокооплачиваемая. Но учитывая специфику профессии, важным фактор это саморазвитие, ведь информационные технологии постоянно развиваются, каждый день появляется что-то новое, все большую популярность приобретает программирования. [1 c. 5]
По всему миру десятки миллионов учеников активно участвуют в различных мероприятиях, направленных на получение качественных знаний, которые помогут в будущем получить высокооплачиваемую работу в ИТ-среде. Они ходят на кружки, факультативы по информатике, посещают различные курсы, изучают самостоятельно, смотрят ролики в YouTube с одной целью - получить дополнительные знания в IT сфере. Это модно, престижно, увлекательно, очень развивающее, и это позволит в будущем мире высоких технологий быть всегда в тренде. Даже если ученики в будущей профессиональной деятельности не планируют работать в сфере ИТ, они все равно развиваются и приобщаются к миру технологий, к тому же программирование развивает аналитическое и критическое мышление и память.
Иностранные специалисты приводят множество аргументов, почему детей необходимо обучать программированию. Важным аспектом является использование математического аппарата, то есть визуализация математических навыков, или, например, через выполнение задач программирования приложений Scratch, выработка навыков работы в команде [2 с. 154].
Развитие технологий программирования вызывает необходимость практического изучения не только современных программных средств, но и технологий их разработки. Однако вместе с ростом возможностей сред разработки возрастает их сложность, и как следствие - растет сложность их изучения, что может приводить к появлению технологического уклона в обучении программирования.
Одним из путей решения проблемы фундаментализации обучения программированию школьников является введение в курс информатики объектно - ориентированного моделирования, с помощью специальных сред программирования с использованием готовых моделей.
Вопросу обучения программирования с помощью специальных учебных сред посвящены работы многих исследователей. В частности, в работах А. Г. Гейна, Н. В. Макаровой, А. П. Шестакова раскрываются методические аспекты обучения программированию с использованием визуальных моделей, в работах А. П. Одинцовой, Т. В. Софроновой, А. А. Тарасовой - геометро- графического моделирования; в работах А. В. Бобровской, Л. В. Кавурко, И. Г. Обойщиковой - математического моделирования в учебных средах программирования; в работах Д. Д. Бычковой, П. В. Кийко, И. В. Паболков, И. А. Теплицкого, Л. Н. Шенгелия показана интегративная роль учебного компьютерного моделирования.
Все это готовит учеников к решению серьезных задач и получение более широких навыков в решении задач, связанных с применением компьютерной техники, предоставляет неограниченные возможности в мир познания информационных технологий. Ведь в Scratch предусмотрена работа с внешним оборудованием, кроме камеры и микрофона - это набор PicoCricket, собранными моделями или отдельными деталями которого можно управлять через Scratch. Это уже серьезная электроника, но в интересной, удобной и познавательной форме.
Объект исследования: процесс развития алгоритмических умений
обучающихся на уроках информатики и ИКТ.
Предмет исследования: обучение школьников программированию в среде разработки Scratch.
Цель данной работы: разработка системы занятий для обучения программированию школьников с использованием среды разработки SCRATCH.
Задачи работы:
1. Определить основные достоинства и преимущества использования Scratch в процессе изучения основ и принципов программирования обучающимися общеобразовательной школы на уроках информатики.
2. Проанализировать существующие программы, моделирующие
процесс программирования в наглядно-графической форме.
3. Разработать систему занятий для обучения программированию школьников с использованием визуальной среды разработки Scratch;
4. Провести апробацию разработанных материалов.
По всему миру десятки миллионов учеников активно участвуют в различных мероприятиях, направленных на получение качественных знаний, которые помогут в будущем получить высокооплачиваемую работу в ИТ-среде. Они ходят на кружки, факультативы по информатике, посещают различные курсы, изучают самостоятельно, смотрят ролики в YouTube с одной целью - получить дополнительные знания в IT сфере. Это модно, престижно, увлекательно, очень развивающее, и это позволит в будущем мире высоких технологий быть всегда в тренде. Даже если ученики в будущей профессиональной деятельности не планируют работать в сфере ИТ, они все равно развиваются и приобщаются к миру технологий, к тому же программирование развивает аналитическое и критическое мышление и память.
Иностранные специалисты приводят множество аргументов, почему детей необходимо обучать программированию. Важным аспектом является использование математического аппарата, то есть визуализация математических навыков, или, например, через выполнение задач программирования приложений Scratch, выработка навыков работы в команде [2 с. 154].
Развитие технологий программирования вызывает необходимость практического изучения не только современных программных средств, но и технологий их разработки. Однако вместе с ростом возможностей сред разработки возрастает их сложность, и как следствие - растет сложность их изучения, что может приводить к появлению технологического уклона в обучении программирования.
Одним из путей решения проблемы фундаментализации обучения программированию школьников является введение в курс информатики объектно - ориентированного моделирования, с помощью специальных сред программирования с использованием готовых моделей.
Вопросу обучения программирования с помощью специальных учебных сред посвящены работы многих исследователей. В частности, в работах А. Г. Гейна, Н. В. Макаровой, А. П. Шестакова раскрываются методические аспекты обучения программированию с использованием визуальных моделей, в работах А. П. Одинцовой, Т. В. Софроновой, А. А. Тарасовой - геометро- графического моделирования; в работах А. В. Бобровской, Л. В. Кавурко, И. Г. Обойщиковой - математического моделирования в учебных средах программирования; в работах Д. Д. Бычковой, П. В. Кийко, И. В. Паболков, И. А. Теплицкого, Л. Н. Шенгелия показана интегративная роль учебного компьютерного моделирования.
Все это готовит учеников к решению серьезных задач и получение более широких навыков в решении задач, связанных с применением компьютерной техники, предоставляет неограниченные возможности в мир познания информационных технологий. Ведь в Scratch предусмотрена работа с внешним оборудованием, кроме камеры и микрофона - это набор PicoCricket, собранными моделями или отдельными деталями которого можно управлять через Scratch. Это уже серьезная электроника, но в интересной, удобной и познавательной форме.
Объект исследования: процесс развития алгоритмических умений
обучающихся на уроках информатики и ИКТ.
Предмет исследования: обучение школьников программированию в среде разработки Scratch.
Цель данной работы: разработка системы занятий для обучения программированию школьников с использованием среды разработки SCRATCH.
Задачи работы:
1. Определить основные достоинства и преимущества использования Scratch в процессе изучения основ и принципов программирования обучающимися общеобразовательной школы на уроках информатики.
2. Проанализировать существующие программы, моделирующие
процесс программирования в наглядно-графической форме.
3. Разработать систему занятий для обучения программированию школьников с использованием визуальной среды разработки Scratch;
4. Провести апробацию разработанных материалов.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута, нами был разработан курс обучения программированию в Scratch.
Курс разработан на основе проанализированных программ, моделирующих процесс программирования в наглядно-графической форме, рассчитанный на обучающихся 8 класса.
Мы поставили и решили следующие задачи:
1. Определили основные достоинства и преимущества использования Scratch в процессе изучения основ и принципов программирования обучающимися общеобразовательной школы на уроках информатики.
2. Проанализировали существующие программы, моделирующие
процесс программирования в наглядно-графической форме.
3. Разработали и обосновали систему занятий для обучения программированию школьников с использованием визуальной среды разработки Scratch;
4. Провели апробацию разработанных материалов, которая показала заинтересованность в изучении программирования в среде Scratch.
В ходе нашей работы мы определили, что Scratch, является хорошим введением в тему «Начало программирования», а так же оказывает позитивное влияние на развитие алгоритмических умений у обучающихся.
В результате проведенной работы школьники, завершившие изучение курса, продолжают использовать Scratch, в частности, в процессе организации проектной деятельности. При этом создают проекты по собственному желанию, что указывает на целесообразность методических разработок по работе в Scratch- среде.
Приобретенные школьниками приемы работы и умение использовать алгоритмические конструкции дают возможность более основательно и самостоятельно работать с программой. Использование среды Scratch в учебной деятельности позволяет: активизировать процесс их подготовки к учебным занятиям, созданию интерактивных анимированных материалов, коллективно работать над проектами и обмениваться результатами через Scratch сообщество, побуждать к самостоятельной деятельности.
Курс разработан на основе проанализированных программ, моделирующих процесс программирования в наглядно-графической форме, рассчитанный на обучающихся 8 класса.
Мы поставили и решили следующие задачи:
1. Определили основные достоинства и преимущества использования Scratch в процессе изучения основ и принципов программирования обучающимися общеобразовательной школы на уроках информатики.
2. Проанализировали существующие программы, моделирующие
процесс программирования в наглядно-графической форме.
3. Разработали и обосновали систему занятий для обучения программированию школьников с использованием визуальной среды разработки Scratch;
4. Провели апробацию разработанных материалов, которая показала заинтересованность в изучении программирования в среде Scratch.
В ходе нашей работы мы определили, что Scratch, является хорошим введением в тему «Начало программирования», а так же оказывает позитивное влияние на развитие алгоритмических умений у обучающихся.
В результате проведенной работы школьники, завершившие изучение курса, продолжают использовать Scratch, в частности, в процессе организации проектной деятельности. При этом создают проекты по собственному желанию, что указывает на целесообразность методических разработок по работе в Scratch- среде.
Приобретенные школьниками приемы работы и умение использовать алгоритмические конструкции дают возможность более основательно и самостоятельно работать с программой. Использование среды Scratch в учебной деятельности позволяет: активизировать процесс их подготовки к учебным занятиям, созданию интерактивных анимированных материалов, коллективно работать над проектами и обмениваться результатами через Scratch сообщество, побуждать к самостоятельной деятельности.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 10-11 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Разработка системы заданий для подготовки школьников к соревнованиям по робототехнике в условиях дистанционного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - ШКОЛА БУДУЩЕГО: МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
КРЕАТИВНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Проектирование виртуальных лабораторий и симуляторов по дисциплине «Информатика» для студентов колледжа (Пензенский государственный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА SCRATCH КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022





