Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ В КУРСЕ СТЕРЕОМЕТРИИ

Работа №94216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, РАЗЛИЧНЫЕ
ПОДХОДЫ К ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ 6
1.2. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 13
1.3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ В КУРСЕ СТЕРЕОМЕТРИИ 25
2.1. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕМ ШКОЛЬНОГО КУРСА
СТЕРЕОМЕТРИИ 30
2.2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ КУРСА СТЕРЕОМЕТРИИ 28
2.3. СОВОКУПНОСТЬ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ В КУРСЕ СТЕРЕОМЕТРИИ 37
ВЫВОДЫ ПО Г ЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования от учащегося требуется уметь самостоятельно планировать пути достижения своих целей и целей в учёбе, уметь самостоятельно определять цели своего обучения, устанавливать для себя новые задачи в учёбе, быть способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть основами самооценки, самоконтроля, принятием решений и осуществлением осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Поэтому одним из основных принципов деятельности педагога является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на формирование самостоятельности и творческой активности учащихся.
Современная модель образования предусматривает внушительное повышение доли самостоятельной работы обучающегося, для того, чтобы он смог успешно самореализоваться в новом, постоянно меняющемся мире. Поэтому сейчас школьное образование должно обеспечивать готовность учащихся к гармоничному, адаптированному существованию в современном обществе. Основательно овладеть различными навыками, сформировать и закрепить умения, выработать у учащихся мотивацию на постоянное увеличение собственных знаний помогает только целенаправленная регулярная самостоятельная работа каждого ученика.
Огромный вклад в расширение понятия самостоятельной деятельности учащихся принесли известные педагоги, методисты и психологи: Бабанский Ю.К., Огородников И.Т., Данилов М.А., Есипов Б.П., Махмутов М.И., Пидкасистый П.И., Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Менчинская Н.А., Рубинштейн С.Л., Эсаулов А.Ф., Моро Ц. И., Гусев В. А., Калягин Ю. М.,. Монахов В. М,. Черкасов P.C. Ими исследовались приемы формирования и развития самостоятельной умственной деятельности учащихся. Эти исследования говорят нам о том, что одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная деятельность.
Понятие "самостоятельная деятельность", цели, задачи, функции самостоятельной деятельности, дидактические принципы, формы и методы ее организации в процессе обучения проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И.
Методикой работы над формулировкой, доказательством и закреплением теорем занимался Далингер В.А. в своей работе «Методика обучения учащихся доказательству математических предложений».
Но, не смотря на то, что тема глубоко изучена, одной из основных проблем современной методики обучения математике является организация самостоятельной деятельности учащихся, поэтому вопросы ее практического применения требует адаптации.
Объект исследования: процесс обучения стереометрии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: теорема как средство организации самостоятельной деятельности учащихся.
Цель исследования: разработать совокупность конспектов уроков, направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем в курсе стереометрии.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования с целью раскрытия понятия «самостоятельная деятельность учащихся», рассмотреть классификацию самостоятельной деятельности учащихся.
2) Определить виды и формы организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике.
3) Исследовать методику организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем.
4) Провести логико-математический анализ школьного курса стереометрии.
5) Проиллюстрировать методику организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем в курсе стереометрии.
6) Разработать совокупность конспектов уроков, направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем в курсе стереометрии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данного исследования заключалась в разработке конспектов уроков, направленных на организацию самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем в курсе стереометрии и иллюстрации теоретических положений на примере системы конспектов уроков. Для достижения поставленной цели в ходе исследования был решен ряд задач.
Для решения первой и второй задачи были проанализированы работы таких авторов как Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.К. Буряк, М.Г. Гарунова, Б.Е. Королькова, О.А. Нильсона с целью выделения сущности понятия самостоятельная деятельность учащихся, его классификации, форм и средств.
В ходе решения третьей задачи были изучены работы В.А. Далингера и определена сущность понятия обучения доказательству теорем, выделены основные этапы организации данного процесса. Мы выяснили, что при обучении учащихся работе с теоремой рекомендуется следующая схема:
1. Подготовительный этап (мотивация необходимости изучения факта, актуализация необходимых знаний и умений, выбор методов работы).
2. Введение теоремы (формулировка теоремы учителем, либо учеником)
3. Доказательство теоремы (обсуждение плана, запись, выделение этапов доказательства).
4. Усвоение и закрепление теоремы.
Проведенная работа позволила установить соответствие между деятельностью учащихся в процессе доказательства теоремы и средствами организации самостоятельной деятельности учащихся.
В ходе решения четвертой задачи был проведен анализ особенностей школьного курса стереометрии, выделены цели и задачи изучения стереометрии, требования к предметным результатам освоения курса стереометрии, с целью выделения характеристик, которые необходимо учитывать в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся. Также были выделены методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теорем раздела «Объемы тел».
Для иллюстрации теоретических положений и демонстрации выполнения заявленных требований была сконструирована система конспектов уроков по теме «Площадь боковой поверхности прямой призмы».
Таким образом, все задачи были решены и цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Александров И.И., Александров А.Д. Наумович Н.В. Сборник геометрических задач на построение (с решениями): учебник. Москва: Едиториал УРСС, 2013. 176 с.
2. Атанасян Л.С.: Геометрия 10-11 классы. Москва, Просвящение, 2009. 255 с.
3. Бабанский Ю.К.: Педагогика. Москва: Просвещение, 2000. 251 с.
4. Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе. Саранск: Изд-во Мордовского госпединститута, 1999. 17 с
5. Буряк В.К.: самостоятельная работа учащихся. Москва:
Просвещение, 1984. 146с.
6. Васильева Г.Н.: технологии и методики обучения математике. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2002. 340 с.
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Москва: Просвещение, 1977. 159 с.
8. Гаврилычева Г.Д. Воспитание самостоятельности. Москва: АРТС М- 2008. 38 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / «Книжный дом «Университет». Москва, 1999. 332 с.
10. Голант Е.Я.: Методы обучения в советской школе. Москва: Учпедгиз, 1957. 152 с.
11. Гусев В.А.: теория и методика обучения математике: психолого - педагогические основы. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 456 с.
12. Давыдов В.В.: содержание и структура учебной деятельности учащихся. Формирование учебной деятельности школьников. Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛУЙС»,1982. 218 с.
13. Далингер В. А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учеб. пособие для СПО / Издательство Юрайт. Москва, 2017. 370 с.
14. Далингер В.А. Методика обучения учащихся
доказательству математических предложений: Учебное пособие / ОмГПУ. Омск, 2006. 417 с.
15. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: учебное пособие / Изд - во ОмГПУ. Омск, 2002. 419 с.
16. Далингер В.А.: Проблемы обучения учащихся
доказательству теорем. Москва: Альманах современной науки и образования, 2009. 52 - 54 с.
17. Даськова Ю.В.: Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Пенза: 2011. 163 с.
18. Епишева О.Б.: Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Москва: Просвещение, 2003. 223 с.
19. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке: учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР / УЧПЕДГИЗ. Москва, 1961. 239 с.
20. Есипов. Б.П.: Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке. Москва : Учпедгиз, 2001. 415 с.
21. Жарова Л.В.: учить самостоятельности, кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1993 205 с.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов / Издательская корпорация «Логос». Москва, 2004. 250 с.
23. Зотов Ю.Б.: организация современного урока. Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1984 г. 145 с.
24. Зяблицева Т.С. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики. Эксперимент и инновации в школе. Москва, 2009. 31 с.
25. Костюкова О.А. Необходимость самостоятельной работы на уроках математики. Екатеринбург, 2016. 135 с.
26. Кочаровская З.Д.,. Омарокова М.И: Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя. Москва : Начальная школа, 2001. 38 с.
27. Лукичева Е.Ю.: обновление содержания и технологий обучения математике в условиях введения ФГОС второго поколения. Санкт- Петербург: Вестник ЛОИРО, 2012. 96 с.
28. Малова И.Е., Горохова С.К., Малинникова Н.А. Теория и методика обучения математике в средней школе: учебное пособие / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Москва, 2009. 445 с.
29. Математика. 5 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Москва: Вентана-Граф, 2014 -2018г.
30. Пестерева В.Л., Власова И.Н. Методика обучения и воспитания (математика): Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения математики факультета высшего учебного заведений, обучающихся по направлению. 44.03.01.62 «Пед. образование, профиль «Математика» / Издательство ПГГПУ. Пермь, 2015. 163 с.
31. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей. - 3-е изд. /
Педагогическое общество России. Москва, 1998. 640 с.
32. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Академия. Москва, 2010. 368 с.
33. Садовников Н.В., Шакирзянова О.Г. Методические основы обучения теоремам в школьном курсе математики. Москва: Научное периодическое издание «IN SITU», 2015. 112 -115 с.
34. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун - тов / Просвещение. Москва, 2002. 224 с.
35. Саранцев Г.И.: Обучение математическим доказательствам и опровержениям в школе. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 183 с.
36. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Издательский центр «Академия». Москва, 2007. 576 с.
37. Сластёнин, В.А. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов Педагогика: Москва: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
38. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: книга / Даутова О.Б., ИваньшинаЕ.В., ИвашедкинаО.А., КазачковаТ.Б., КрыловаО.Н., МуштавинскаяИ.В. Санкт-Петербург, 2014 176 с.
39. Сулимова Е.Ю Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования: в помощь преподавателю: Энциклопедия / Челябинский государственный университет. Челябинск, 2008. 39 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования —https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
41. Хилькевич В.В.: Организация самостоятельной работы на уроках математики - как средство развития школьников». Москва: Просвещение, 2013. 81 с.
42. Чапкина И.А.: Проблема формирования самостоятельной
деятельности учащихся при обучении математике в старшей школе. Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам международной научно¬
практической конференции Том. III. Екатеринбург: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. 57-59 с.
43. Якиманская, И.С. Психологические основы
математического образования: Учеб. пособие для студентов педагогических Вузов / Издательский центр «Академия». Москва, 2004. 320с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ