ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5
1.1. Структура регулятивных универсальных учебных действий 5
1.2. Дидактические игры и их особенности 17
1.3 Требования к организации дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий 23
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. Особенности использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» 32
2.1. Характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов... 32
2.2 Рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 38
2.3. Разработка дидактической игры под названием «Своя игра» 43
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) установил на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В группу УУД входит блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности.
Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входят в перечень регулятивных универсальных учебных действий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в соответствии с главными результатами образования, возникает потребность в поиске эффективных методов, форм, средств обучения и методических приемов. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт вероятность эффективного использования дидактических игр в предметной области «Математика», позволяя обучающимся полноценно сформировать РУУД.
Дидактические игры считаются результативным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий лишь при условии систематического применения в процессе обучения математике.
Таким образом, необходима разработка эффективной методики организации дидактических игр, направленных на формирование РУУД в предметной области «Математика».
Формированием РУУД у обучающихся занимались такие авторы как: Асмолов А.Г., Запятая О.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.
Методы организации образовательного процесса с использованием дидактических игр изучали А.С. Белкин, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, В.Г. Коваленко, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Г.П. Щедровицкий, С.А. Шмаков.
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение дидактических игр как средства формирования РУУД обучающихся в предметной области «Математика».
Цель исследования - разработать дидактическую игру, направленную на формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные подходы к структуре регулятивных универсальных учебных действий.
3. Раскрыть характерные черты дидактических игр.
4. Раскрыть требования к организации дидактических игр.
5. Охарактеризовать познавательную сферу обучающихся 5-6 классов.
6. Выделить рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» .
7. Представить разработку дидактической игры под названием «Своя игра».
В данной работе проведено исследование дидактических игр как средства формирования РУУД у обучающихся в предметной области математика.
Целью исследования являлась разработка дидактической игры, направленной на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения данной цели рассмотрена структура РУУД в методической и педагогической литературе , степень их изученности. Охарактеризована сущность РУУД, роль, значение и место в процессе обучения.
Исходя из проведенного анализа, был сделан вывод, что наиболее полно отражает все перечисленные требования, заявленные в ФГОС ООО, структура регулятивных универсальных учебных действий, определяемая А.Г. Асмоловым и соавторами. Указанный вывод позволил определиться со структурой РУУД, которая отражена в данной работе.
Охарактеризована особенность дидактических игр и выявлены требования к организации дидактической игры как средства формирования РУУД.
Для формирования РУУД обучающихся в основной школе в процессе обучения математике целесообразно использовать дидактическую игру, так как, умело используемая на занятии игра, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают положительное воздействие на деятельность обучающихся, способствует регулированию собственного поведения обучающихся и построению адекватных межличностных отношений, превращаясь тем самым в действенное средство по формированию РУУД.
Во второй главе представлена характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов. Необходимо обучить обучающихся способам выполнения новых форм учебной деятельности, не давая угаснуть познавательному интересу.
Представлены рекомендации по подбору дидактических игр, направленных на формирование РУУД, а так же разработка дидактической игры под названием «Своя игра».
На основании результатов можно сделать вывод, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0% (дата обращения: 03.12.2019).
2. Федеральный Закон от 29.12 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ URL:http://base.garant.ru// (дата обращения: 03.12.2019).
3. Анифова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2015. - 235 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение,
2015. - 365 с.
5. Беребердина С.П. Принципы формирования регулятивных УУД на уроках алгебры. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова , 2016. - С. 76-78.
6. Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.- 100с.
7. Витте И.Я., Смирнова И.Н. Формирование у обучающихся регулятивных универсальны учебных действий. - СПб.: ГБОУ Лицей №214,
2016. - 75 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. :Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]: учеб.пособие для студентов всех специальностей пед. вузов/М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова.- М.: Пед.о-во, 2003. - 513 с.
12. Далингер В.А. Методика развивающего обучения математике: учеб. Пособие для СПО / под общ. ред. В.А. Далингера. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 297с.
13. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М.: Просвещение, 2003.- 219 с.
14. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1990.254 с.
15. Зайцева, И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения[Текст]/И.И.Зайцева // Первое сентября. - 2010. - №4...