Дидактические игры как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в предметной области «Математика»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5
1.1. Структура регулятивных универсальных учебных действий 5
1.2. Дидактические игры и их особенности 17
1.3 Требования к организации дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий 23
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. Особенности использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» 32
2.1. Характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов... 32
2.2 Рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 38
2.3. Разработка дидактической игры под названием «Своя игра» 43
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5
1.1. Структура регулятивных универсальных учебных действий 5
1.2. Дидактические игры и их особенности 17
1.3 Требования к организации дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий 23
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. Особенности использования дидактических игр как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» 32
2.1. Характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов... 32
2.2 Рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 38
2.3. Разработка дидактической игры под названием «Своя игра» 43
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) установил на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В группу УУД входит блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности.
Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входят в перечень регулятивных универсальных учебных действий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в соответствии с главными результатами образования, возникает потребность в поиске эффективных методов, форм, средств обучения и методических приемов. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт вероятность эффективного использования дидактических игр в предметной области «Математика», позволяя обучающимся полноценно сформировать РУУД.
Дидактические игры считаются результативным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий лишь при условии систематического применения в процессе обучения математике.
Таким образом, необходима разработка эффективной методики организации дидактических игр, направленных на формирование РУУД в предметной области «Математика».
Формированием РУУД у обучающихся занимались такие авторы как: Асмолов А.Г., Запятая О.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.
Методы организации образовательного процесса с использованием дидактических игр изучали А.С. Белкин, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, В.Г. Коваленко, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Г.П. Щедровицкий, С.А. Шмаков.
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение дидактических игр как средства формирования РУУД обучающихся в предметной области «Математика».
Цель исследования - разработать дидактическую игру, направленную на формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные подходы к структуре регулятивных универсальных учебных действий.
3. Раскрыть характерные черты дидактических игр.
4. Раскрыть требования к организации дидактических игр.
5. Охарактеризовать познавательную сферу обучающихся 5-6 классов.
6. Выделить рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» .
7. Представить разработку дидактической игры под названием «Своя игра».
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В группу УУД входит блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности.
Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входят в перечень регулятивных универсальных учебных действий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в соответствии с главными результатами образования, возникает потребность в поиске эффективных методов, форм, средств обучения и методических приемов. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт вероятность эффективного использования дидактических игр в предметной области «Математика», позволяя обучающимся полноценно сформировать РУУД.
Дидактические игры считаются результативным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий лишь при условии систематического применения в процессе обучения математике.
Таким образом, необходима разработка эффективной методики организации дидактических игр, направленных на формирование РУУД в предметной области «Математика».
Формированием РУУД у обучающихся занимались такие авторы как: Асмолов А.Г., Запятая О.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.
Методы организации образовательного процесса с использованием дидактических игр изучали А.С. Белкин, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, В.Г. Коваленко, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Г.П. Щедровицкий, С.А. Шмаков.
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение дидактических игр как средства формирования РУУД обучающихся в предметной области «Математика».
Цель исследования - разработать дидактическую игру, направленную на формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные подходы к структуре регулятивных универсальных учебных действий.
3. Раскрыть характерные черты дидактических игр.
4. Раскрыть требования к организации дидактических игр.
5. Охарактеризовать познавательную сферу обучающихся 5-6 классов.
6. Выделить рекомендации к применению дидактических игр, направленных на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика» .
7. Представить разработку дидактической игры под названием «Своя игра».
В данной работе проведено исследование дидактических игр как средства формирования РУУД у обучающихся в предметной области математика.
Целью исследования являлась разработка дидактической игры, направленной на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения данной цели рассмотрена структура РУУД в методической и педагогической литературе , степень их изученности. Охарактеризована сущность РУУД, роль, значение и место в процессе обучения.
Исходя из проведенного анализа, был сделан вывод, что наиболее полно отражает все перечисленные требования, заявленные в ФГОС ООО, структура регулятивных универсальных учебных действий, определяемая А.Г. Асмоловым и соавторами. Указанный вывод позволил определиться со структурой РУУД, которая отражена в данной работе.
Охарактеризована особенность дидактических игр и выявлены требования к организации дидактической игры как средства формирования РУУД.
Для формирования РУУД обучающихся в основной школе в процессе обучения математике целесообразно использовать дидактическую игру, так как, умело используемая на занятии игра, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают положительное воздействие на деятельность обучающихся, способствует регулированию собственного поведения обучающихся и построению адекватных межличностных отношений, превращаясь тем самым в действенное средство по формированию РУУД.
Во второй главе представлена характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов. Необходимо обучить обучающихся способам выполнения новых форм учебной деятельности, не давая угаснуть познавательному интересу.
Представлены рекомендации по подбору дидактических игр, направленных на формирование РУУД, а так же разработка дидактической игры под названием «Своя игра».
На основании результатов можно сделать вывод, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы достигнута.
Целью исследования являлась разработка дидактической игры, направленной на формирование РУУД обучающихся 5-6 классов в предметной области «Математика».
Для достижения данной цели рассмотрена структура РУУД в методической и педагогической литературе , степень их изученности. Охарактеризована сущность РУУД, роль, значение и место в процессе обучения.
Исходя из проведенного анализа, был сделан вывод, что наиболее полно отражает все перечисленные требования, заявленные в ФГОС ООО, структура регулятивных универсальных учебных действий, определяемая А.Г. Асмоловым и соавторами. Указанный вывод позволил определиться со структурой РУУД, которая отражена в данной работе.
Охарактеризована особенность дидактических игр и выявлены требования к организации дидактической игры как средства формирования РУУД.
Для формирования РУУД обучающихся в основной школе в процессе обучения математике целесообразно использовать дидактическую игру, так как, умело используемая на занятии игра, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают положительное воздействие на деятельность обучающихся, способствует регулированию собственного поведения обучающихся и построению адекватных межличностных отношений, превращаясь тем самым в действенное средство по формированию РУУД.
Во второй главе представлена характеристика познавательной сферы обучающихся 5-6 классов. Необходимо обучить обучающихся способам выполнения новых форм учебной деятельности, не давая угаснуть познавательному интересу.
Представлены рекомендации по подбору дидактических игр, направленных на формирование РУУД, а так же разработка дидактической игры под названием «Своя игра».
На основании результатов можно сделать вывод, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи, и цель данной работы достигнута.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством работы над экологическими задачами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021





