Введение 3
Глава 1. Элективные курсы в обучении «Информатики» в старшей школе 6
1.1. Место и содержание темы «Компьютерные сети» в ФГОС СОО 6
1.2. Обзор авторских рабочих программ по «Информатике» 8
1.3 Понятие и требования к элективным курсам 11
Глава 2. Разработка элективного курса «Компьютерные сети» 22
2.1. Содержание элективного курса «Компьютерные сети» (темы, часы,
краткое содержание, цели, знания, умения и т.п.) 22
2.2. Методические рекомендации по преподаванию элективного курса
«Компьютерные сети» 29
2.3. Апробация элективного курса 37
Заключение 40
Список использованных источников 41
В 21 веке современные информационные технологии являются неотъемлемой частью в образовательном процессе. Применение и рассмотрение различных тем в курсе дисциплины «Информатика» в школе является важной составляющей, ведь множество технологических проблем, которые окружают человека повсеместно, никак нельзя решить без использования значительных объемов информации и процессов коммуникации. И для решения этих задач, а также для организации новых, информационных технологий, большое значение влекут вычислительные, компьютерные сети.
Компьютерные сети - это один из подразделов информатики, который превращает наше общество в единое информационное пространство, позволяющий одновременно, в режиме реального времени, сотням тысяч пользователей компьютеров и других устройств, имеющие доступ во Всемирную паутину, совместно решать задачу или проблему, каждому пользоваться результатами трудов всего мирового сообщества, и просто общаться, не придавая значения расстояниям. Простое понятие - два и более компьютера, устройства, объединенных одной линией связи. [1]
Тема компьютерных сетей всегда вызывает яркий интерес у обучающихся всех возрастов, особенно школьников, ведь окружающий нас информационный мир получил широкое распространение и любой специалист в сфере IT должен обладать самыми основными знаниями по устройству Всемирной паутины и её организации.
Ученики старших, 10-11 классов, видят себя не водителем большого тягача, и даже не космонавтом, а в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечение безопасности и защиты данных, программирование и искусственного интеллекта. Все эти сферы нуждаются в большом количестве грамотных специалистов, да даже не одно крупное предприятие не обойдется без толкового системного администратора или программиста. Но всему надо учиться.
Для каждого учащегося школы, главным испытание в конце обучения является сдача единого государственного экзамена, сокращенно ЕГЭ и именно в разделе «Информатика» пара вопросов, да с Компьютерными сетями будет связана. А как известно, на экзамене каждый балл играет очень важную роль.
Одним из основных способов организации профильного и предпрофильного обучения для учащихся школы является участие в так называемых элективных курсах (курсов по выборы) [2], которые необходимо посещать в обязательном порядке.
В данном дипломном проекте будет предложен вариант элективного курса по дисциплине «Компьютерные сети» для учащихся старших классов (10-11 классы). Данный курс включает в себя всё самое основное для, возможно, будущего специалиста, системного администратора, инженера компьютерных систем и коммуникаций, специалист в области информационной безопасности. А это как никак являются одними из самых популярных в сфере IT профессиями на сегодняшний день у молодежи.
Объектом исследования является процесс обучения информатике в средней школе.
Предметом исследования является углубленное изучение темы «Компьютерные сети» в рамках элективного курса.
Цель выпускной квалификационной работы является: разработка рабочей программы элективного курса по дисциплине «Компьютерные сети».
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать педагогический опыт преподавания данной темы.
3. Рассмотреть нормативные документы по разработке элективных курсов (курсов по выбору).
4. Разработать рабочую программу и необходимый методический материал элективного курса «Компьютерные сети».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и самого элективного курса. Во введении обосновывается цель, предмет и задачи исследования. В первой главе рассматривается понятия элективного курса, типы элективных курсов и технологии их создания. Во второй главе приведена разработка элективного курса «Компьютерные сети», методические рекомендации, рабочие программы, теоретический и практический материал.
Апробация элективного курса проводилась в 10 классе МБОУ СОШ №12, города Артемовский, Свердловской области.
Выпускная работа завершается заключением и списком используемых источников.
Элективные курсы - это один из самых современных механизмов поддержания актуальных и новых знаний в бурно развивающемся обществе с учетом индивидуальных аспектов каждого. При правильном и грамотном подходе к созданию элективного курса учащийся, вне зависимости от уровня, состояния и желания, может получить достойное образование по интересующей его тематике с необходимым качеством для удовлетворения умственных потребностей.
Целью данной работы являлось рассмотрение и изучения подхода к изучению темы «Компьютерные сети» в старших классах школы и разработка элективного курса для 10-11 классов по соответствующей теме.
В первой главе дипломного проекта были рассмотрены основные принципы и положения по разработке элективного курса: причины, регламентирующие документы и состав курсов.
Во второй главе кратко рассказывается и повествуется об элективном курсе «Компьютерные сети» для учащихся старших классов школы, а именно: краткое описание каждой темы урока, количество занятий, учебный план, методы и формы обучения.
В последствии применения и апробации данного курса, были проведены теоретические и практические занятия из этого курса для учащихся старших классов.
Для повышения уровня знаний учащихся данный курс можно (и нужно) применять в период изучения соответствующей темы с целью расширения базовых знаний, положенных в курсе информатики.
Таким образом, все цели данного проекта достигнуты.
Благодаря элективным курсам каждый учащийся может узнать не просто новую информацию, но и прежде всего необходимые знания, которые понадобятся в дальнейшей, профессиональной жизни.
1. Олифер, В. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник / В. Олифер, Н. Олифер. - СПб.: Питер, 2016. - 318 с.
2. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы. М.: Народное образование, 2004. 86 с.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.01.2020).
4. "Об образовании в Российской Федерации" : федер. Закон №273-ФЗ
: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. :одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 01.02.2020).
5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" // КонсультантПлюс - компьютерная справочная правовая система в России URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 01.02.2020).
6. Реестр примерных программ министерства просвещения Российской Федерации URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования URL: http://fpu.edu.ru/fpu/ (дата обращения: 01.02.2020).
8. Поляков К. Ю., Еремин Е. А Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 175 с.
9. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А. И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
10. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10— 11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 246 с.
11. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: метод. пособие для 10—11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. —М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 102 с.
12. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: практикум для 10—11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 120 с.
13. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 212 с.
14. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 187 с.
15. Министерство просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2020)...