Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы тревожно - депрессивных переживаний опыта возрастных телесных изменений у женщин в период зрелости 8
1.1. Анализ концепций и подходов к изучению тревожно - депрессивной
симптоматики 8
1.2. Тревожно - депрессивная симптоматика и переживание опыта возрастных телесных изменений у женщин в период
зрелости 22
Вывод по Главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожно - депрессивных переживаний опыта возрастных телесных изменений у женщин среднего возраста 34
2.1. Программа и методики эмпирического исследования тревожно - депрессивных переживаний опыта возрастных телесных изменений у женщин среднего возраста 34
2.2 Результаты исследования 41
Вывод по Главе 2 48
Заключение 49
Список литературы
На данном этапе, в современном обществе, в условиях активного развития индустрии красоты (салоны красоты, фитнес центры, пластическая и эстетическая хирургии, спа - студии) высказываются требования о превосходстве норм красоты в соответствии с нынешними различными направлениями моды, культом молодости, успешности, физического здоровья, главным показателем которого является здоровое и красивое тело. Такой подход усиливает внешние давление, повышая роль влияния образа тела на восприятие индивидом себя, как в социальном, так и в личностном аспекте [14].
Среди женщин среднего возраста распространены различные переживания по поводу своей внешности, так как потребность быть приятной себе и очаровательной для других, существует в любом возрасте. Неудовлетворение собственным телом, в контексте возрастных телесных изменений, приводят к желанию его усовершенствовать и модернизировать любым способом, начиная от простых диет, спорта и заканчивая сложными пластическими операциями.
В связи со значимостью изучения данного явления, такого как неудовлетворенности собственным телом, данную проблему изучали как отечественные, так и западные специалисты.
В отечественной психологии согласно культурно-исторической теории развития психики Выготского Л.С., телесность человека рассматривается с позиции представления о норме и патологии. Именно индивидуально воспринимаемая значимость тела порождает сложную, реализуемую посредством различных психических функций активность личности по соединению с ним, выявлению и реализации его потенциал ов. Таким образом, отношение к своей телесности понимается в данной теории в тесной взаимосвязи с самоактуализацией личности, а уход от своей истинной самореализации и культурного пути развития становится одним из центральных психологических источников нарушения телесных функций и психосоматических расстройств [18 ].
Основной категорией в исследовании проблематики телесности является образ тела [31]. Под образом тела понимается «сложное совокупное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела» [34]. Именно восприятие образа собственного тела позволяет рассмотреть активность человека в адрес собственной телесной сферы, выявить индивидуальные структуры осознания и обращения с телом, а также предложить психологические «инструменты» развития личности как субъекта телесности.
В концепции образа тела Т.Ф. Кэша, согласно когнитивно - поведенческая парадигме в психологии, образ тела рассматривает как многомерное явление, которое не может ограничиваться узким определением картины собственного тела, сформированной в представлении индивида [10,11]. Исходя из вышеизложенного, в нашем исследовании были взяты методики разработанные Т.Ф. Кэшем, изучающие отношение к собственному телу и состояние образа тела.
Женщине всегда хочется оставаться красивой, привлекательной, но биологические часы идут, а изменения во внешности необратимы. Основная масса людей принимает данный факт, но есть категория женщин, у которых на фоне недовольства по поводу возрастных телесных изменений, могут возникать тревожно - депрессивные переживания.
По мнению А.Бека Все начинается с разъяснения индивидом внешних событий, по схеме: внешние события (стимулы) - когнитивная система - интерпретация (мысли) - чувства или поведение. «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким» [12].
Изучением и исследованием человеческих эмоций, в том числе и тревожности, занимался американский ученый К. Изард. Он, в своем исследовании, описывает эмоции и их второстепенные производные, такие как интерес - волнение, радость - удивление, горе - страдание - депрессия, гнев - отвращение - презрение, страх - тревожность, вина, стыд - застенчивость. При соединении всех вышеперечисленных эмоций, то есть при их взаимодействии друг с другом, и возникает такое чувство, как тревожность [23].
Таким образом, значимость принятия или непринятия собственного тела в рамках данного возрастного периода оказывает существенное влияние на физическое и психическое здоровье женщины, что и определяет актуальность предмета исследования.
Целью исследования является изучение тревожно - депрессивных переживаний опыта возрастных телесных изменений у женщин в период зрелости.
Объектом исследования являются тревожно - депрессивные переживания у женщин в период зрелости.
Предметом исследования являются тревожно - депрессивные переживания опыта возрастных телесных изменений у женщин в период зрелости.
Исходя из цели исследования были выделены следующие задачи:
- Изучить литературу, связанную с тревожно депрессивными переживаниями у женщин, а так же литературу про возрастные изменения у женщин в период зрелости.
Провести исследование, проанализировать полученные
результаты.
- Осуществить сравнительный анализ у женщин с нежеланием принимать возрастные телесные изменения и женщин без выраженного негативного восприятия возрастных телесных изменений.
Гипотезы исследования:
- Женщины в период зрелости с негативным восприятием возрастных телесных изменений будут подвержены тревожно - депрессивным переживаниям, в отличие от женщин с без выраженного негативного восприятия возрастных телесных изменений.
- Женщины в период зрелости с негативным восприятием возрастных телесных изменений будут отличаться высоким уровнем межличностной сензитивности и психосоматической симптоматики, в сравнении с женщинами без выраженного негативного восприятия возрастных телесных изменений.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в возможности выявления тревожно-депрессивных переживай у женщин в период зрелости в контексте возрастных телесных изменений. Так же материалы данного исследования могут быть использованы в работе психолога (как в психологическом консультировании,)
Теоретико-методологическая основа:
1. Концепция телесности (А.Ш. Тхостов, Е.Т. Соколова, Т.Ф. Кэш)
2. Когнитивный подход к аффективным расстройствам (А. Бек)
3. Подход к концепции тревожных состояний (А.М. Прихожан)
Выборка: Выборку для исследования составили 50 женщин от 30 до 40 лет, посещающие салон красоты и центр коррекции фигуры в городе Барнауле
В данном исследовании мы изучали тревожно-депрессивные переживания опыта у женщин в период зрелости. Тема тревожно-депрессивных переживаний широко представлена нашими и зарубежными психологами. Но в этот же момент она является не до конца исследуемой, что делает её актуальной.
Актуальность изучения и исследования по данной теме оказывает серьезное влияние на многие аспекты жизни женщины, на её физическое и психоэмоциональное состояние, именно это имеет важное значение в исследовании, так как данный факт малоизучен.
В ходе исследования было выявлено, что тревожно-депрессивные переживания у женщин в период зрелости с негативным восприятием их телесных изменений были более выражены, чем у женщин без выраженного негативного восприятия возрастных телесных изменений.
Таким образом, гипотеза, которую мы и выдвинули при написании дипломной работы была подтверждена, на основании проведенного исследования. Результаты проведенного исследования могут послужить для дальнейших исследований с функцией детального рассмотрения и развития факторов, которые влияют на возникновение тревожно депрессивных переживаний у женщин в период зрелости.
1. Abrahamson, L. Y., Seligman, M. E. P., Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74
2. Bates, B., Cleese, J. (2001) The Human Face, New York: DK Publishing.
3. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F., & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Guilford Press.
4. Bradbury, E., Middleton, J. (1997) Patient involvement in decision making about treatment, in R. Lansdown, N. Rumsey, E. Bradbury, T. Carr and J. Partridge (eds) Visibly Different Coping with Disfigurement Oxford Buttcrworth-Heincmann.
5. Cash, T. F. Body Image: a handbook of theory, research, and clinacal practice / T. F. Cash, T. Pruzinsky. - The Guilford Press, 2002
6. Cash, T. F. Development of the Appearance Schemas Inventory: a new cognitive body image assessment / T. F. Cash, A. S. Lafarge // Cognitive Therapy and Research. - 1996. - 20. - p. 37-50
7. Cash, T. F. The development and validation of the Body Image Ideals Questionnaire / T. F. Cash, M. L. Szymanski //Journal of Personality Assessment. - 1995. - 64. - p. 466-477
8. Kemp, S , Bruce, V., Linney, A (2004) Future Face. Image, Identity, Innovation. London Profile Books.
9. Prevalence of depression and depressive symptoms among outpatients: a systematic review and meta-analysis // ResearchGate URL: https ://www.researchgate.net/publication/319279419_Prevalence_of_depression _and_depressive_symptoms_among_outpatients_a_systematic_review_and_met a-analysis (дата обращения: 01.02.2020).
10. Баранская Л.Т., Татаурова С.С. Методика исследования образа тела Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 84 с.
11. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // статья в журнале Образование и наука 2008 №3.
12. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. — СПб.: Питер, 2003.
13. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004.
14. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная академия. 1995
15. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964,
16. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред.
Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж, 2005. — С. 76
17. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.
18. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.
19. Зинченко В. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008.
20. Изард К. Е. Эмоции человека.- М.: Просвещение, 1990
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.
22. Концевая Т.Н. Пойдём со мной в Африку. Книга о
путешествии. Издательские решения, 2018.
23. Кэррол, Э. Изард. Психология эмоций/Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
24. Леонтьев Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. — № 2 — С. 37.
25. Новая философская энциклопедия в 4-х томах/ Научно.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. - М.: Мысль, 2000.
26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.
27. Прихожан А.М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». — 304с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)., 2000
28. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в
психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/conf7psy/archive/81/3495/ (дата
обращения: 12.02.2020).
29. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
30. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2009.
31. Рикёр П. История и истина / Пер. с фр.; - СПб.: Алетейя, 2002 г.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.,2006
33. Современные подходы к диагностике и лечению тяжелой депрессии // Подготовила М. Добрянская Нейро News: психоневрология и нейропсихиатрия. — 2008. — Вып. 3 (1).
34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.
35. Соловьева С.Л. Справочник практического психолога : Психотерапия . М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. с. 50
36. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
37. Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва : ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского).
38. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. -287 с.
39. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978, -№ 6. — С. 106
40. Хрестоматия по психологии : [учебное пособие] / Сост. В.В. Мироненко ; Под ред. А.В. Петровского. - Москва: Просвещение, 1987.
41. Эмоции и чувства в жизни человека / В. Н. Куликов, А. Г. Ковалев; М-во общ. и проф. образования РФ. Иван. гос. ун-т. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 1997.