ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностно-смыслового
восприятия у детей 7
1.2. Особенности развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Потенциал художественно-игровой деятельности в развитии
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОЗДАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня развития ценностно-смыслового восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по созданию организационно-педагогических условий развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в художественно-
игровой деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
Процесс образования на современном этапе ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Вопросам, связанным со становлением системы ценностей, придавали большое значение на всех этапах развития российского образования. Привлечение ресурсов изобразительного искусства как особого художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ личности является одним из актуальных направлений современной российской образовательной политики. Задачи использования воспитательного потенциала искусства в работе с детьми дошкольного возраста сформулированы в таких программных документах, как Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. [42], Федеральный закон «Об образовании в РФ» [47], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [46].
Проблема восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи изучалась Н.В. Бутенко, Н.И. Ворониной, М.В. Грибановой, Т.В. Калининой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Р.М. Чумичевой и другими исследователями. Вопросы развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей рассматривают Л.А. Мосунова, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др. Художественно-игровую деятельность как условие развития восприятия произведений искусства у дошкольников исследуют Е.Н. Бородина, М.В. Грибанова и др.
Однако на практике проблема развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей дошкольного возраста средствами художественно-игровой деятельности не находится в центре внимания воспитателей дошкольных образовательных организаций. Ознакомление детей с произведениями живописи чаще всего происходит в процессе рассказов педагога и бесед. Воспитательный потенциал изобразительного искусства не используется в полной мере.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях?
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; выявить сущность и содержание понятия «развитие ценностно-смыслового восприятия» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития ценностно-смыслового
восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить организационно-педагогические условия развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания по выявлению уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников и провести диагностику.
5. Выявить, обосновать и учесть потенциал художественно-игровой деятельности в условиях организации процесса развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих:
- восприятие произведений искусства (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);
- психолого-педагогические особенности восприятия произведения живописи детьми дошкольного возраста (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин и др.);
- вопросы развития восприятия произведений живописи у детей
средствами художественно-игровой деятельности (Е.Н. Бородина,
Н.А. Вершинина, И.П. Воропаева, М.В. Грибанова, Т.В. Калинина, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
‒ эмпирические методы: наблюдение, беседа, игровые диагностические методики, анализ и обработка результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа:
- На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития детей старшего дошкольного возраста; выявились организационно-педагогические условия развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей; разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного образования по художественно-эстетического развитию детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться в организации досуговой деятельности, в непосредственной образовательной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей в ДОО, в условиях дома.
База практического исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 384» г. Екатеринбурга. В ней приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников) и приложений.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Основные результаты и выводы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что ценностно-смысловое восприятие есть существенная характеристика эстетического и художественного восприятия. Ценностно-смысловое восприятие произведения живописи старшим дошкольником - это процесс его осмысления на основе чувственных данных, связанный с эмоциональным переживанием, пониманием содержания и художественных образов, соотнесением произведения с собственным жизненным и нравственным опытом (Л.А. Мосунова). Ключевые аспекты этого процесса заключаются в постижении воспринимающим мыслей, смыслов автора произведения и в сопереживании художественному образу или автору, порождении собственных оценок. Отсюда критериями развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи мы считаем (Е.Н. Бородина, Л.А. Мосунова):
- эмоционально-чувственное сопереживание автору или
художественному образу;
- постижение мыслей, смыслов автора произведения; понимание содержания произведения;
- порождение собственных оценок увиденного в произведении, ценностно-смысловое отношение к его содержанию.
2. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи. Ребенок 5-7 лет постигает ценности искусства, способы осознания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния других людей. Развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей происходит поэтапно от наивно-реалистического уровня к истинно художественному и отличается такими особенностями, как недифференцированность, отождествление себя с предметами и героями произведения, непонимание условности искусства, сюжетное восприятие, способность давать оценку своему и чужому творчеству. Исследователи сходятся во мнении о необходимости организации целенаправленной работы и создания следующих организационно-педагогических условий для успешного развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников:
- соблюдение воспитателем принципов научности, эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности;
- отбор живописных произведений, наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия;
- учет ведущего вида деятельности дошкольников;
- отбор методов и приемов, обеспечивающих развитие всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи (эмоционально- чувственного, образно-содержательного, деятельностного);
- учет имеющегося у дошкольников уровня развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи.
3. Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность ребенка, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства (Е.Н. Бородина). В современной педагогике утвердилось мнение, что единственный путь развития ценностно-смыслового восприятия произведений искусства у детей старшего дошкольного возраста - это их художественно-игровая деятельность. настольно-дидактические и дидактические игры, ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические и музыкально-пластические игры, словесные, комбинаторные, игры с художественными материалами и т.д.
Возможности художественно-игровой деятельности в развитии ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста связаны с тем, что данная деятельность активно включает эмоциональную сферу личности ребенка, актуализирует эмоциональные переживания, позволяет более глубоко понимать и осмысливать идеи и ценностные смыслы произведений живописи, способствует развитию умений анализировать их содержание, соотносить художественные смыслы с собственным жизненным опытом; а также открывать принцип действия языка искусства.
4. На основании изученных работ Е.Н. Бородиной, Н.В. Бутенко, Т.В. Калининой, Н.Г. Куприной, Э.Д. Оганесян, В.А. Цибульской были выделены критерии и показатели развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста и подобраны диагностические методики:
- эмоциональный отклик - диагностическое задание «Звучащие пейзажи» (Э.Д. Оганесен), наблюдение;
- понимание содержания произведения - методика А.А. Мелик- Пашаева «Беседа о картине»
- ценностное отношение к произведению - методика А.А. Мелик- Пашаева «Группировка картинок», беседа.
Результаты диагностики показали, что лучше всего у детей группы развит эмоциональный отклик на произведения живописи. Немного хуже развито понимание произведений живописи. Наконец, развитие ценностного отношения к произведениям живописи - на самом низком уровне. Дети не могут выявить этическую составляющую содержания картины, не связывают содержание произведения с собственным опытом.
5. Деятельность педагога по развитию ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности организуется поэтапно:
1. Проведение диагностики уровней развитости ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
2. Отбор произведений живописи, доступных для понимания и наиболее отвечающих целям развития ценностно-смыслового восприятия.
3. Подбор художественно-игровых приемов, способствующих развитию всех критериев ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников.
4. Проектирование содержания работы по развитию ценностно - смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности.
6. Процесс развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста предполагает учет ряда организационно-педагогических условий:
- Личная заинтересованность и методическая компетентность педагога дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
- Комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности;
- Наличие комплекта игр (дидактических, театрализованных и т.д.) на материале произведений изобразительного искусства, с использованием художественных материалов и продуктов художественно-творческой деятельности детей.
- Наличие методического сопровождения художественно-игровой деятельности.
- Организация художественно-эстетической развивающей среды.
- Взаимодействие с родителями и иными субъектами (музейные педагоги, искусствоведы) в направлении развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей.
В соответствии с результатами проведенной диагностики был разработан комплекс занятий «Беседы об искусстве», направленный на развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Содержание комплекса разрабатывалось с учетом определенных ранее критериев развития ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у старших дошкольников. Цель комплекса: развитие ценностно-смыслового восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
В разработанный комплекс занятий «Беседы об искусстве» включены дидактические, театрализованные, словесные, музыкально-пластические, творческие, ролевые, хороводные игры и другие приемы художественно-игровой деятельности, способствующие развитию эмоционального отклика дошкольников на произведения живописи, понимания их содержания и ценностного отношения к произведениям живописи. Старшие дошкольники знакомятся с живописными произведениями разных жанров на темы, близкие детям. Занятия комплекса разработаны с учетом принципов эмоциональной включенности, целостности, культуросообразности, проблемности.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи достигнуты.
1. Абрамян, Л. А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в
становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно¬
исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. - URL: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz.pdf (дата обращения: 20.05. 2020).
2. Алексеева, О. В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности / О. В. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - № 79. - С. 8-11.
3. Алиева, Т. И. Ребенок в мире образа. Становление художественно - эстетического образа: педагогическая стратегия / Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 11. - С. 75-78.
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. - 502 с.
5. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Духовно-нравственное воспитание, миссия, катехизация и социальное служение Церкви : сб. матер. ; отв. редактор М. В. Уманская. - Нижний Тагил : ОРОиК Нижнетагильской епархии, Православная гимназия № 11, 2018. - С. 35-41.
6. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2016. - 241 с.
7. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры : методологические основы дискуссий в эстетике / А. И. Буров. - Москва : Искусство, 1975. - 175 с.
8. Бутенко, Н. В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста : учеб. пособ. для педагогов / Н. В. Бутенко. - Москва : Академия Естествознания, 2013. - 171 с.
9. Вершинина, Н. А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Вершинина ; Ленингр. гос. пед. ин-т. - Ленинград, 1990. -
16 с.
10. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студентов вузов / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 439 с.
11. Воронина, Н. И. Развитие экспрессивного и импрессивного компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. И. Воронина ; НИИ АПН СССР. - Москва, 1991. -
17 с.
12. Воропаева, И. П. Педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников средствами художественно-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. П. Воропаева ; Рос. гос. пед. ун¬т. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 96 с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Азбука-классика, 2016. - 448 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
16. Грибанова, М. В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста : учебно-метод. пособие / М. В. Грибанова ; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь, 2003. - 124 с.
...