ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЭМЫ М. ВОЛОШИНА "ПУТЯМИ КАИНА" 8
1.1. Творчество М. Волошина в критике и литературоведении 8
1.2. Споры о жанре поэмы 16
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ БИБЛЕЙСКИХ АССОЦИАЦИЙ В ПОЭМЕ "ПУТЯМИ КАИНА" 20
2.1. Неомифологизм в поэзии первой трети ХХ века: роль библейских
мотивов и образов 20
2.2. Смысл названия поэмы 23
2.3. Ветхозаветные ассоциации в поэме 28
2.4. Христианские мотивы и образы в поэме 29
2.5. Стилизация под библейский слог 33
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ПОЭМЕ 36
1.1. Взгляды поэтов Серебряного века на отношения Человека и Космоса
(на примере творчества М. Волошина) 36
1.2. Место космических образов в творчестве М.
Волошина 38
3.3. Космос и Хаос в поэме-космогонии 42
3.4. Космические ассоциации в тексте 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Переходная эпоха рубежа веков принесла с собой не только политические, социальные и культурные изменения. Предчувствие предстоящих потрясений и утрат, последующее переосмысление в восприятии человека себя и своего места в мире оказало существенное влияние на внутренние литературные процессы и, в частности, на поэзию. «Разлад с миром и поиск связей с ним, страстная жажда идеала и горечь разочарований, «очарованность» и ирония - черты поэта этого периода, человека с повышенной восприимчивостью, утончённость, огромной культурой и, как правило, с драматичной судьбой» [Барковская, 2013, с. 13]
После упорядоченного, устойчивого реализма XIX века внимание поэтов и писателей начала XX века было обращено к мифу и его потенциалу преодоления рационального историзма, обобщающего характера и способности охватить своим взглядом закономерности целого мира. Мифотворчество стало способом выхода за пространственные, временные и социальные рамки с целью выявления вечных законов космоса, законов общественного поведения, а также личных мотивов человека.
В данных условиях творчество М. Волошина стало ярким примером постоянного поиска эстетических, художественных и философских средств выражения. В своих поэтических произведениях Волошин, обращаясь к мифотворчеству, находит новые образы и проводит смелые стилевые эксперименты, впоследствии вызывающие споры и тщательные исследования его работ. Ярким примером такого поэтического эксперимента стала поэма-цикл «Путями Каина», рассматриваемая в ходе нашей работы.
Критики не раз говорили об «универсализме» личности Волошина, «всеохватно вбирающей все звенья русской и мировой культуры». Каких только влияний не обнаруживают исследователи его творчества. Но несомненно, что на раннем этапе на Волошина самое большое влияние оказала французская культура.
В Россию Волошин привозил свои впечатления о французском искусстве в виде статей, критических обзоров, эссе для русских журналов. Большой знаток и ценитель "французов", он не мог и в творчестве избежать их влияния.
Правда, в своих критических статьях и обзорах выставок, Волошин большей частью подводит итоги французскому импрессионизму, так как ко времени пребывания поэта в Париже для этого направления в искусстве действительно наступила пора умирания, по Волошину: «Импрессионизм кончился» ... Однако он отдает должное этому направлению, подчеркивая его непреходящее значение: «Импрессионизм - не временное течение, а вечная основа искусства. Импрессионисты обновили искусство, они удесятерили силу видения. Теперь нужно пользоваться этим материалом».
Исследуя творчество Волошина, В.Т. Захарова в своей работе пишет, что он «не был поэтом-импрессионистом, но смело можно говорить об импрессионистической тенденции, не противоречащей другим, сосуществующим с ней, и в таком синтезе рождающей неповторимый феномен творчества Волошина. Да и вообще, «проблема литературного импрессионизма признается в современном искусствоведении достаточно сложной хотя бы в силу того, что "если в живописи импрессионизм несомненен, в литературе - приходится его разыскивать"» [Захарова, 2012]
В русской культуре рубежа веков, богатой художественными, эстетическими и философскими поисками, творчество Волошина занимает особое место. Художественный путь Волошина отразил все основные течения, приметы, идеи своей эпохи, стремящейся выработать новое цельное мироощущение. В смысле причастности к тем процессам, которые протекали в искусстве и в обществе, Волошин, - несомненно, интереснейшая фигура своего времени, сплавившая в себе и традиции русского искусства, и новейшие достижения западного.
Обращаясь к творчеству поэта, к мотивам его произведений, исследователи чаще всего осуществляют свои изыскания в сфере литературоведческой, лингвистической, культурно-исторической. В данной работе мы будем рассматривать религиозно-философский контекст. Также, особенности творчества М. Волошина открывают широкие возможности для архетипического анализа.
Космические образы играют существенную роль в искусстве всех направлений. Человек интересовался своим местом в общем космическом пространстве ещё с момента зарождения цивилизации, и даже - до её начала. Уже тысячи лет назад наши предки пытались изобразить и объяснить окружающую их неизвестность, осознать своё место во всём мировом многообразии. Возникновение мифов в зарождающейся культуре помогло человеку осознавать и интерпретировать происходящие вокруг события и закономерности.
С появлением слова и, позже, письменности, люди смогли с большей или меньшей достоверностью объяснить процессы, происходящие на планете и вокруг неё, пытаться по-своему интерпретировать их, влиять на происходящие вокруг явления. А также, передавать следующим поколениям постоянно пополняемые знания об окружающем мире.
Искусство подарило людям образ. Отныне значение космоса для человека обретает не только познавательный и прикладной интерес, но и обретает богатство ассоциаций, аналогий и метафор.
В отечественном литературном творчестве начала ХХ века тема космоса играет особенную роль. Это время - эпоха перехода от антропоцентризма к антропокосмизму, доминированию божественно-космического над человеческим, становления человека частью всеобщего целого. А. Карпов в своей работе особенно подчёркивал значительную роль лирической и эпической составляющей жанра поэмы в революционную и послереволюционную эпоху, время поиска форм выражения нового самосознания и отношений человека и мира.
Именно в эту переходную эпоху создаёт свои произведения Максимилиан Волошин. Поэт стремится путём литературного подвига привести к духовному, космическому всеединству разорванность времени и пространства рубежа веков.
Актуальность данной работы заключается в необходимости более подробно рассмотреть роль библейских ассоциаций и космических образов для уточнения жанровой специфики произведения, а также для того, чтобы глубже разобраться в концепции мира и человека в творчестве М Волошина.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать выводы и материалы данной работы в школьной, проектной и студенческой учебной деятельности.
Объектом исследования является поэма «Путями Каина». В качестве предмета мы будем рассматривать библейские и космические образы, их функции в поэме.
Основная цель работы - выявить семантику и функции библейских и космических образов в поэме «Путями Каина» - реализуется в следующих задачах :
1. Рассмотреть творчество М. Волошина в контексте поэтического процесса
первой трети ХХ века;
2. Изучить критическую литературу о творчестве М. Волошина;
3. Уточнить представление о жанре волошинского произведения «Путями Каина»;
4. Проанализировать роль библейских и космических образов в сюжете поэмы.
Методологической базой исследования стали работы по теории жанра Н.Л. Лейдермана, по жанру лирической поэмы А.С. Карпова, Л.В. Спесивцевой, О.А. Скриповой, по творчеству М.А. Волошина и его мифопоэтике - В.В. Палачёвой, С.М. Заяц, П.Г. Опарина, С. Лютовой и др. В работе преимущественно используется системно-структурный анализ, позволяющий рассмотреть те элементы поэмы, которые обеспечивают целостность произведения. Мотивный и мифопоэтический анализы позволят проанализировать ассоциативный фон поэмы, а именно библейские и космические темы и образы, актуальные для литературы начала XX века.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (3 главы), заключения и списка литературных источников.
Перемены, происходящие в России на рубеже столетий, требовали новой формы выражения художественного замысла. Литературные течения начала ХХ столетия заново искали смысл бытия человека, его отношения с миром, обществом, вселенной. Поэма М. Волошина «Путями Каина» стала необходимым поэтическим экспериментом, несущим в себе мировосприятие поэта его позднего творчества.
Произведения, статьи и жизнь М.А. Волошина были ранее изучены с самых различных ракурсов. Мы рассмотрели работы, направленные на изучение того, как формировалось видение поэта в философском направлении, его религиозные искания. И затем, как сформировавшееся религиозно-философское восприятие отразилось на творчестве поэта.
Несмотря на глубокое изучение творчества поэта, жанр произведения «Путями Каина» некоторые исследователи до сих пор ставят под вопросом. Мы же рассмотрели его с точки зрения поэмы, так как именно этот жанр раскрывает глубину замысла произведения.
Трудности в определении жанра также связаны и с таким направлением поэтического творчества начала ХХ века, как неомифологизм. Мы рассмотрели основные особенности данного направления и выявили, что библейские образы занимали значительную часть в творчестве рассмотренного периода.
Название поэмы - «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» относит нас к библейскому мифу о Каине и Авеле, представленному в Книге Бытия Ветхого Завета. Это название отражает социальные и мировоззренческие взгляды автора на развитие человеческой цивилизации, а также причины избранного пути развития и его трудности.
Во второй части работы мы рассмотрели ветхозаветные и новозаветные ассоциации, что позволило более подробно рассмотреть произведение именно с религиозно-философской точки зрения. Также мы отметили стилизацию поэмы под библейский слог при помощи интонационной выразительности.
В переходную эпоху рубежа XIX - XX веков, в период интенсивных научных, духовных и философских поисков, у человечества образовалась потребность в новом миропонимании, и художники остро чувствовали эту потребность. В творчестве М. А. Волошина, как и в творчестве многих других поэтов, космические ассоциации несли особый символический смысл.
Рассматривая поэму «Путями Каина», мы выяснили, что образ Космоса не только стал связующим звеном между главами произведения, но и значительно повлиял на его жанр и структуру.
Кроме того, космические мотивы позволили автору оформить единое космогоническое пространство, озвучить в нём свои философские идеи и выразить призывы к преображению мира и человека.
Таким образом, мы видим, что библейские и космические образы выполняют важную объединяющую функцию в тексте. Они позволяют прослеживать философскую идею поэмы и стилевое единство произведения.
Особое значение в поэме имеет космогоническая идея. Путём анализа и сопоставлений мы выяснили, что поэма «Путями Каина» - не просто «трагедия материальной культуры». Автор рассказывает историю возникновения мира, сложный и трагичный путь противоборств, ведущий к творческому перерождению и последующему завершению времён. Несмотря на то, что главы не связаны единым сюжетом, они составлены в таком порядке, что читатель наблюдает процесс разворачивающейся Вселенной, с её историческими этапами и поисками.
Н.Л. Лейдерман в монографии «Теория жанра» пишет, что космогония задаёт определённый этический вектор, определяющий отношение человека к себе, к другому, к обществу в целом, к природе и трансцендентным феноменам.[Лейдерман, 2010: 883] Действительно, каждая переходная эпоха создаёт собственные эстетические координаты, отражающие космогонические представления своего времени. М. Волошин создал трагичное, но эффектное, наполненное образами и дающее надежду произведение, чрезвычайно точно отражающее духовную атмосферу начала ХХ столетия.
1. Барковская, Н. В. Поэзия “серебряного века” Учеб.пособие. Издание 4-е, дополненное / Н. В. Барковская. - Екатеринбург : УрГПУ, 2013. - 205 с.
2. Библия. Синодальный перевод. - URL: http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm#N (дата обращения: 05.12.2019)
3. Биль, О. Н. Образ космоса в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева / О. Н. Биль : дисс. - Белгород, 2011. - 232с.
4. Блок, А. Избранное. - М., «Детская литература», 1969.
5. Бреева, Т. Н. Литературно-критическая деятельность М. А. Волошина / Т. Н. Бреева : канд. дисс. - Казань, 1996. - 190 с.
6. Волошин, М. Путями Каина. Трагедия материальной культуры // Собрание сочинений / под общ. ред. Купченко В.П., Лаврова А.В. : В 10 т. Т.2. - М. : Эллис Лак 2000, 2004. - 766 с.
7. Захарова, В. Т. Импрессионизм в русской прозе ХХ века: монография / В. Т. Бреева. - Н. Новгород: НГПУ, 2012. - 271 с.
8. Заяц, С. М. Лик М. Волошина как слепок времени и пространства Серебряного века / С. М. Заяц : статья. - журнал «Вестник славянских культур», 2015. - С. 38-48
9. Заяц, С. М. Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий / С. М. Заяц : канд. дисс. - Москва, 2009. - 181 с.
10. Змазнева, О. А. Поэтический язык Максимилиана Волошина / О. А. Змазнева : канд.дисс. - Москва, 2003. - 190 с.
11. Карпов, А. С. Русская советская поэма (1917 - 1941) / А. С. Карпов. - М.: Худож.лит., 1989. - 318 с.
12. Кашпур, О. А. «Путями Каина» как цикл / О. А. Кашпур : статья. - Красноярск, 2013. - 3 с.
13. Крохина, Н. П. Космогония и эсхатология Софии в поэзии Серебряного века / Н. П. Крохина : журнал «Известия ВГПУ», 2010. С. 154-157
14. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра / Н. Л. Лейдерман : Научное издание // Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; УРГПУ. - Екатеринбург, 2010. - 904 с.
15. Лейдерман, Н. Л. Максимилиан Волошин: в поисках целокупности / Н. Л. Лейдерман, Н. В. Барковскя, И. Е. Васильев [и др.] // Учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования Русская литература ХХ века: 1917 — 1920-е годы : в 2 кн. Кн. 2 под ред. Н. Л. Лейдермана. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 16-32...