ВВЕДЕНИЕ , 3
ГЛАВА 1. Рождественская повесть: теория и история
1.1. Историяжанра рождественской повести 10
1.2. Основные параметры «рождественской повести» 20
1.3. «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса как
классическое произведение рождественской литературы 29
ГЛАВА 2. Вариации рождественского жанра в классической и современной русской литературе
2.1. Рецепция и трансформация рождественской тематики в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» 40
2.2. Трансформация традиций рождественской прозы в рассказе
Леонида Андреева «Ангелочек» 48
2.3. «Капустное чудо» Л.Е. Улицкой как пример рождественской
прозы постсоветского периода 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Рождество - светлый праздник, когда весь христианский мир приветствует рождение Иисуса Христа. Им были провозглашены главные законы христианства - добра, равенства всех и каждого перед лицом Бога, и справедливости. Во всех четырех Евангелиях отражены события Рождества и все обстоятельства рождения и спасения от царя Ирода Божественного Младенца. Это событие становится прецедентным для всех литературных произведений, относящихся к так называемым «рождественским жанрам».
Рождество и Святки проходят под знаком главной христианской заповеди, оставленной человечеству Спасителем: надо совершать добро, прощать врагам своим. И поскольку Рождение Христа - главное, великое и вечное чудо мира, этот день всегда сопровождается совершением новых чудес. Явление христианского чуда запечатлено в тех чудесах, которые совершал Иисус при жизни. Явление чуда становится кульминацией рождественской литературы, утверждающей вечные идеи жизни, добра и любви.
В истории нашей страны было и другое время - революции и тотального безбожия. В советское время такого праздника не стало, он исчез вместе с исчезновением приоритетов семейных ценностей, отказом от религиозных основ нравственности. Но сегодня традиция Рождественского праздника, рождественской литературы и «душеспасительного» семейного чтения вновь начинает возрождаться в нашей стране, что радует и позволяет надеяться на силу духовности и добра даже в нашем современном нестабильном мире.
Настоящее время содержит в своих недрах две тенденции нравственного развития. Первая носит опасный и разрушительный для человечества характер: это желание в принципе не следовать никаким этическим нормам и жить, как нравится, характерное для определенной части общества, преимущественно молодого, совсем юного поколения. Это опасный путь разрушения всех жизненных основ. Но нельзя не видеть, что возрастает интерес и тяга к укреплению этических основ жизни человека - нравственной чистоте, гуманности, религии. Как следствие, вновь пробуждается интерес к традициям и атрибутике православной жизни. И вот уже и на государственном уровне это учитывается, и Рождество вновь в нашей стране - день праздничный по календарю и по сути своей.
Педагоги знают, что в формировании личности человека все зависит от его детства и от людей, с которыми человек его провел. Показателем нравственного уровня общества всегда является отношение к ребенку. Очень важно поощрять тот свет души, который пробивается сквозь тьму неверия, эгоизма и зла. Сегодня вновь введены уроки Закона Божьего по выбору родителей, давно не преследуется посещение храмов. И вот один из главных праздников года для каждого христианина - рождение Иисуса Христа - распахивает двери и стучится в сердца людей. Особая роль принадлежит носителям гуманитарной культуры - учителям словесности, так как им дано право руководить этим процессом пробуждения души. Руководить в первую очередь во время уроков литературы, поскольку классическая литературы XIX века воздвигнута на незыблемом фундаменте христианской культуры. Литературное образование существует не только как процесс познания, это и нравственно формирующий процесс, в который вовлечены как обучающиеся, так и сами учителя-словесники. Помимо уроков «по расписанию», особую роль играет внеурочная деятельность, дающая большую свободу творческого самовыражения. Обычно по времени она привязана к годовым календарным праздникам.
Тема нашей работы: Рождественская повесть в зарубежной и русской литературе: материалы для внеклассной работы по литературе.
Актуальность дипломной работы обусловлена теоретическими, педагогическими и историко-литературоведческими причинами: во-первых, недостаточной разработанностью теоретических вопросов, связанных с жанровой спецификой и поэтикой рождественской прозы; во-вторых, практическим отсутствием разработанных и апробированных методик изучения в школе и вузе рождественской литературы во всем многообразии ее жанровой специфики;
Новизна работы определяется в первую очередь, обращением к проблеме жанра рождественской литературы как к проблеме вариативной, многоаспектной, вызывающей разногласия исследователей. Во-вторых, новым является присутствие методического и педагогического аспекта в форме поурочных разработок по поставленной проблеме специфики жанра рождественского рассказа.
Степень изученности проблемы
Творчество Чарльза Диккенса, которое интересует нас в связи с традицией рождественского жанра, представляют огромную самостоятельную проблему, которая в отечественном и зарубежном литературоведении существует и решается почти два столетия. Наша тема входит в нее как одна из составляющих. Назовем самые известные отечественные исследования творчества Чарльза Диккенса: Т.И. Сильман, В.В. Ивашева, М.П. Тугушева, Н.П. Михальская, Н.Л. Потанина и другие. В этих работах предложены различные методологии изучения творчества Ч Диккенса: биографический метод: (Т.И.Сильман), сопоставительный метод (В.В Ивашева, Н.Л.Потанина, Т.Н.Шевелева), герменевтический метод (Н.П.Михальченко, М.В.Тугушева). Помимо этих работ методологическую базу исследования составили также труды ведущих отечественных литературоведов и теоретиков: М.М.Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Лейдермана, Л.Е. Чернец, А.Я. Эсалнек, В.Е.Хализева и других.
Показателем роста внимания к жанру святочного рассказа и рождественской литературы в целом стало появление монографий и диссертационных исследований последних лет. Тематически их можно подразделить на несколько категорий: Во-первых, работы теоретического характера, в которых поставлены вопросы теории жанра рождественской литературы. К ним можно отнести диссертацию Душечкиной Е.В. «Русский святочный рассказ. Становление жанра» (1995). Работа является одним из самых интересных и информативных источников по проблеме жанра рождественской литературы. Теоретическая проблема рождественского жанра решается автором на примере рождественской прозы Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского.
В работе Самсоновой Н.В. «Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX-XX вв.» (1998) поставлена проблема Рождественской повести как художественного текста, имеющего свою парадигму.
Ткачева Н.В. в работе «Малая проза Ч. Диккенса: проблема чужого слова» (2003) ставит проблему интертекстуальных перекличек на материале рассказов и очерков Диккенса, в том числе «Рождественской повести». В труде Николаевой С.Ю. «Пасхальный текст в русской литературе XIX века» (2004) поставлена проблема религиозной составляющей и ее основных форм в классической русской литературе, в том числе в святочных и рождественских рассказах...
На протяжении времени своего существования, которое, если учитывать фольклорные образцы святочных быличек, сказок, точно определить невозможно, рождественский жанр сначала структурируется, обретая определенный набор первичных и вторичных типологических признаков, а затем начинает терять свою четкую определенность.
Основные структурные признаки Рождественского жанра следующие: рождественский хронотоп; присутствие детской темы и образов страдающих детей; ребенок в качестве главного героя, последовательное повествование, имеющее все традиционные элементы сюжета (экспозиция, завязка, эпизоды развития действия, кульминационный момент, развязка); благополучная в большинстве случает развязка. Идейный смысл рождественских жанров связан с обязательным присутствием в повествовании рождественского чуда (обычно совпадает с кульминационным моментом) и духовного просветления персонажей в финале. Под влиянием явленного чуда Рождества происходит обретение благодати: люди понимают свои ошибки, осознают свой правильный жизненный путь в свете христианских Заповедей, проникаются любовью к своим ближним и очищаются духовно. Это главный и первичный признак рождественского жанра.
Идейный смысл рождественских рассказов определяется, помимо общих требований к этому жанру, мировоззренческой позицией, убеждениями автора-создателя подобного текста. Можно наблюдать, как в произведениях позднего Ф.М.Достоевского этот жанр обретает трагическую, а не идиллическую окрашенность. Ребенок гибнет, вертеп разрушен, мать мертва, люди не возродились, а остались на прежнем животном уровне. На решение темы рассказа «Мальчик у Христа на елке» повлияло и включение публицистических фрагментов, основанных на реальных фактах положения детей в России. В рассказе символиста Леонида Андреева «Ангелочек» превалирует трагическое мироощущение, характерное для декадентства как направления в искусстве. По этой концепции животное, звериное вообще и всегда преобладает в человеке, практически вытесняя духовное, возвышенное. Человек не способен приблизиться к благодати, идеальному, Но Андреев, скорбя об этом, покажет в «Ангелочке» все-таки рождественское чудо, возродившее, пусть и на краткий миг, и душу угрюмого жестокого подростка, и окружающих его холодных и черствых людей. Затем все опять возвращается к прежнему животному существованию Время существования литературного рождественского жанра заканчивается, как принято считать, к 1910 году. После революции сама рождественская тема, как и празднование Рождества Христова, была отнесена к области религиозных пережитков и вытеснена из духовной атмосферы российской реальности. К этому времени рождественская проза не исчезает, но начинает диссоциироваться. Ее первичные структурные признаки сохраняются в большинстве образцов жанра, но, лишенные религиозно-этической подоплеки, теряют свой первичный смысл. Рождественский жанр как таковой утрачивает свое существование. Уже в советское время отчасти он замещается жанром новогоднего рассказа, либо, в рассказе Л.Улицкой «Капустное чудо» рождественский хронотоп сопряжен, благодаря советской мифологии, с праздником 7 ноября, «рождеством» Октябрьской Революции . Но важнее оказывается факт Рождественского чуда и благодатное очищение в финале. Дети утешены: их оставят в семье. Это решение придет к пожилой родственнице под влиянием именно чуда - внезапного, необъяснимого и благодетельного, хотя и не в Рождественскую пору.
Таким образом, стали ясны причины пробуждения такого интереса к рождественскому жанру в наши дни, когда возрождено православие, когда общество требует закрепления традиции. Духовный потенциал произведений этого жанра огромен, поэтому, на наш взгляд, современная школа нуждается в большей представленности рождественской повести как в программах учебной, так и внеклассной деятельности.
1. Ангел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86т Т. IA. Алтай — Арагвай / науч.редактор К. К. Арсеньев. — СПб.1890-1907. С.725-726
2. Андреев, Л.Н. Ангелочек. / Л.Н. Андреев // Андреев Л.Н Собрание сочинений : В 24 т. Т.1.— Москва : Наука, 2007. С.197-208
3. Андреев, М.Л.Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (X-XIII вв.) / М.Л. Андреев. — Москва : Искусство, 1989.
• 212 с.
4. Барбан, Е.С. Чарльз Диккенс как зеркало английского рождества / Е.С. Барбан. // «Московские новости». — 2007. — 27 декаб. (№52). — URL: https://pravoslavie.ru/5056.html (дата обращения:12.11.2019)
5. Барковская, Н.В. Анализ литературного произведения в школе : Учебно-методическое пособие. / Н.В. Барковская. — Екатеринбург : Издательство АМБ, 2008. — 96 с.
6. Барковская, Н.В. «Рождественский рассказ» на уроках литературы в среднем звене / Н.В. Барковская. // Филологический класс. — 2001. — № 6. — С.37-41.
7. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / Михаил Бахтин. — Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 412с.
8. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. — Москва : ЭКСМО, 2015.
• 637 с.
9. Бондаренко, М.И. Традиции рождественских повестей Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов : дис.
... канд. филол. наук : 10.01.01 / М.И. Бондаренко. - Коломна, 2006. -190 с.
10. Грицай, Л.А. Опыт преподавания произведений Ф.М.Достоевского в школе в контексте проблем современного детства (на примере изучения рассказа "Мальчик у христана елке" в 5 классе) / Л.А. Грицай // Литературное обозрение: История и современность. Дагестанский государственный педагогический университет. - 2011. С.142-145.
11. Диккенс, Ч. В защиту больницы для детей (речь) (1858) / Ч. Диккенс. // Диккенс Ч. Собрание сочинений : В 30 т. Т. 28. - Москва : Гос. изд. Художественной литературы, 1959. С.501-507.
12. Диккенс, Ч. Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями / Чарльз Диккенс. // Диккенс Ч. Собрание сочинений : В 30 т. Т. 12. - Москва : Гос. изд. Художественной литературы, 1959. С.7-102.
13. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке / Ф.М.Достоевский. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений : В 12 т. Т. 12. - Москва : Правда,1982. С.457-462.
14. Душечкина, Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е. В. Душечкина. - Санкт-Петербург : Языковой центр СПбГУ, 1995. - 256 с.
15. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности / И. А. Есаулов. - Москва: Кругъ, 2004. - 559 с...