Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки

Работа №94122

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы118
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 8
8
1.1. Онтогенез монологической речи у детей в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .... 11
1.3. Характеристика монологической речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.4. Обоснованность применения сказки в работе по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 22
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ 36
3.1. Теория, обоснование, принципы и методики работы по
формированию связной монологической речи у детей старшего 36 дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.2. Содержание работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим 44 недоразвитием речи III уровня средствами
сказки
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101

Развитие речи является важной частью психического развития ребенка. Развитие речи является одной из центральных задач воспитания в дошкольном детстве. В дошкольный период ребенок должен научиться не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, повествование должно быть последовательным, логичным, отображать основные черты предметом и суть событий, то есть речь ребенка должна быть связной.
Особенности формирования связной речи у детей, как монологической, так и диалогической описаны в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Горелова и других. Всеми исследователями была отмечена сложная организация связной речи и необходимость проведения целенаправленной работы по ее формированию.
Основы методики развития связной речи дошкольников заложены в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. И. Тихеевой и других.
Связная речь, особенно монологическая, является наиболее сложной формой речи[17]. Монологическая речь формируется в условиях тесной связи речевого и умственного развития. Рассказ о чем-либо предваряет мыслительная деятельность: необходимо удерживать образ объекта, владеть навыками анализа, уметь выделять основные качества и свойства объекта, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Связность речи невозможна без использования интонации, логических ударений, умения выстраивать сложные предложения, а также использования языковые средства для объединения предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте монологическая речь достигает довольно высокого уровня, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР III уровня) значимыми обстоятельствами являются: сниженный уровень языковых обобщений, сложности в речемыслительной деятельности. Кроме того у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нарушено формирование всех или некоторых элементов системы речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
При этом одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности монологической речи. Данной проблемой обусловлена актуальность формирования монологической речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать направления содержание коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Определить направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Апробировать разработанный комплекс занятий по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что комплекс логопедических занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки позволит наиболее эффективно устранять недостатки связной монологической речи у данной группы детей.
База исследования: логопедический пункт Муниципальное автономное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников п. Белоярский Свердловской области и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 60 «Росинка» п. Белоярский Свердловской области.
Методы исследования:
- библиографический;
- наблюдение;
- беседа;
- изучение анамнестических сведений и продуктов деятельности детей;
- описание;
- сравнение;
- анализ полученных данных;
- психолого-педагогический эксперимент.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика проведения логопедического обследования Н. М. Трубниковой [75];
2. Методика проведения логопедического обследования Е. В. Мазановой [48,49];
3. Методика обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [17].
Вопросы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи достаточно освещены в научной и методической литературе, однако, представляется, недостаточно разработанным вопрос об использовании сказки в качестве основы для проведения логопедических по формированию связной монологической речи.
В связи с чем, комплекс подгрупповых логопедических занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, разработанный на основе сказок, будет носить некоторые элементы практической новизны.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 80 наименований и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Умение связно, грамматически правильно и последовательно излагать материал имеет большое значение для старших дошкольников, поскольку является залогом их успешного усвоения программы начальной школы.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют значительные трудности при овладении связным высказыванием и монологической речью.
На основе анализа теоретической и методологической литературы по изучаемой теме была определена актуальность формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Монолог является наиболее сложным видом речевой деятельности. Данный вид речи служит для целенаправленной передачи информации, а также является средством получения знаний об окружающем мире.
В дошкольном возрасте, как правило, дети используют описание, повествование и элементарные рассуждения, для которых свойственны Их связность, последовательность, логико-смысловая организация.
В норме связная речь формируется постепенно и к концу старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает практически все лексико-грамматические средства родного языка, что позволяет ему на высоком уровне (для своего возраста) овладеть связной речью.
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что 100% старших дошкольников с ОНР III уровня имели нарушения монологической речи. Показатели уровня сформированности речи распределились следующим образом: 35 % имели хороший уровень развития монологической речи, 45 % - удовлетворительный уровень, 15 % - недостаточный уровень, 10 % - низкий уровень.
При выявлении уровня сформированности монологической речи были выявлены следующие недостатки:
1. Составляя рассказ, старшие дошкольники ОНР III в основном использовали короткие фразы в 1-4 слова. Развернутые фразы - в 5 и более слов - встречались в их рассказах реже.
2. В структурном составе фразовой речи наблюдались ошибки на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, то есть при передаче пространственных, временных и других отношений.
3. Наибольшее число составили ошибки в построении предложений, что особенно проявлялось при употреблении распространенных и сложных предложений.
4. Часто встречались ошибки связанные с употреблением глагольных словоформ - видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов. Это может быть обусловлено отсутствием практики в употреблении соответствующих глагольных форм.
5. Уровень развития монологической речи зависит не только от структуры речевого дефекта, но и от степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.
6. Недостаточный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, особенно у старших дошкольников, имеющих в структуре речевого дефекта ОНР со средней степенью псевдобульбарной дизартрии.
7. Особую сложность для старших дошкольников с ОНР III уровня представляют рассказы из личного опыта, пересказы в связи с отсутствием зрительной опоры и рассказы - описания в связи с недостаточностью словарного запаса и сложностями в «удерживании» плана рассказа.
Выявленные особенности монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня указывали на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Целенаправленное обучение монологической речи в ходе формирующего эксперимента проводилось с использованием сказочного сюжета.
Работа по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня проводилась по следующим направлениям:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Обучение составлению пересказа и рассказыванию.
3. Разучивание стихотворений.
4. Отгадывание загадок.
Коррекционная работа проводилась в малых группах, что позволяло эффективно осуществлять индивидуальный подход к старшим дошкольникам с ОНР III уровня, с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний.
Формирование монологической речи в рамках проводимой работы осуществлялось последовательно. Непосредственной работе по обучению рассказыванию предшествовала подготовительная работа по обогащению словарного запаса и составлению грамматически правильной фразы.
В коррекционной работе предусматривался постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи - к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность - к высказываниям по собственному замыслу.
Кроме того, коррекционная работа на всех этапах включала в себя творческие занятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, такие задания усиливали интерес детей к самим коррекционным занятиям.
Проведенная работа способствовала обогащению словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, освоению ими различных видов рассказывания, что в дальнейшем позволит им в полном объеме освоить учебную программу начальной школы.
Через сказку, дети учились преодолевать барьеры в общении, что положительно сказывалось на формировании монологической речи. Сказка послужила лучшей основой проводимых занятий.
Поскольку сказка помогает расширять словарный запас, помогает правильно строить диалоги и формирует монологическую речь детей, становится очевидной значительная роль сказки в формировании правильной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.


1. Антропова, Т. А. Страна чудесных слов : метод. пособие / Т. А. Антропова. - Москва : Сфера, 2017. - 64 с.
2. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / М. В. Арсеньева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2014. - 24 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2006. - 331 с.
4. Барабанова, Л. Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л. Б. Барабанова, Е. В Жулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24919 (дата обращения: 12.02.2018).
5. Богомолова, Н. В. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. В. Богомолова, Т. С. Анисимова // Концепт. - 2017. - № 52. - С. 51-57. - URL: http://e-concept.ru/2017/470018.htm (дата обращения: 21.02.2019).
6. Богуславская, Е. А. Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок / Е. А. Богуславская // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody- razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom-skazok (дата обращения: 21.02.2019).
7. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 176 с.
8. Бородич, A. M. Методика развития речи детей : учеб. пособие для пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуй¬ская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2001. - 128 с.
10. Васильева, Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов / Е. В. Васильева. - Москва : Сфера, 2013. - 64 с.
11. Васькова, О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 112 с.
12. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учеб. пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
13. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева ; Моск. психол.- социал. ун-т. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЕК, 2016. - 233 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2017. - 690 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
16. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова - Москва : Просвещение, 1984. - 175 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ