Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6 РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕЛОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Закономерности развития связной речи у детей в норме 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим 13
недоразвитием речи
1.3 Особенности освоения связной речи у детей с общим 17
недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 28
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
2.1 Цели, задачи и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента, методов
* 29
работы
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
3.1 Принципы коррекционной работы у детей с общим недоразвитием речи
3.2 Содержание логопедической работы по формированию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6 РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕЛОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Закономерности развития связной речи у детей в норме 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим 13
недоразвитием речи
1.3 Особенности освоения связной речи у детей с общим 17
недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 28
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
2.1 Цели, задачи и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента, методов
* 29
работы
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
3.1 Принципы коррекционной работы у детей с общим недоразвитием речи
3.2 Содержание логопедической работы по формированию связной
речи у детей с общим недоразвитием речи
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
Общее недоразвитие речи на данный момент является наиболее частым речевым нарушение среди детей старшего дошкольного возраста. Если попытаться выявить причины этого диагноза, можно столкнуться с тем что они самые разнообразные и варьируются от органических поражений ребенка во время беременности, как асфиксия плода и родовые травмы до неправильной социальной среды - воспитания и обучения детей. Также немаловажной причиной можно выделить нарушение экологии и урбанизацию общества, увеличение стресса и усложнение школьных и дошкольных учебных программ. Довольно явной и отличительной чертой этих детей является низкий уровень сформированности связной речи.
Связная речь характеризуется взаимосвязью как речевого так и умственного развития детей, к которому можно отнести то, насколько развиты их мышление, восприятие и наблюдательность. Показателем уровня связной речи принято воспринимать умение составлять и вести связный рассказ, для которого человеку необходимо четко осознавать о чем будет вестись рассказ (предмет, явление природы, описание какого либо события), необходимо путем анализа научиться выделять самое главное, взаимосвязи и взаимоотношения объектов рассказа их главные признаки и качества. Развитие связной речи зависит от сформированности и достаточном развитии всех ее составляющих компонентов. Для достижения связной речи очень важно использование таких выразительных средств как интонация и постановка логических ударений в речи, составление разнообразных сложносочинённых и сложноподчиненных предложений, умение строить из них последовательный и логичный рассказ.
Хороший уровень речевого развития помогает дальнейшей социализации ребенка в коллективе, способствует гармоничному развитию психики и во многом определяет его дальнейшие успехи при освоении школьной программы.
Актуальность исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что развитие речи является важнейшей задачей обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Связная речь - это наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения. От того насколько высок уровень связной речи зависит сложность овладения учебным материалом и социализация в школе. Очень часто на момент поступления в школу у детей выявляется низкий уровень речевого развития-нарушена логика при построении высказываний, неумения составить простой рассказ и даже короткое предложение, рассуждение как более сложный процесс, зачастую им не доступен. У детей с ОНР ярко выражено нарушение связной речь по причине того что они испытывают большие трудности в построении даже самых простых предложений, что в свою очередь связано с трудностью анализа объекта рассказа, неумением выделить его основные признаки, качества и свойства.
Поэтому нарушения связной речи затрудняют развитие познавательной деятельности, усложняют мыслительные операции, нарушают общение и межличностное взаимодействие, а также существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [47], Т.А. Ткаченко [49]), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития: затрудняется развитие его познавательной деятельности,
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи при поступлении в школу имеют особые трудности, так как не обладают навыком связной речи в необходимом объёме.
Раннее вмешательство специалистов облегчает коррекцию этого нарушения, что делает эту тему актуальной для исследования
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи,
Объектом исследования являются состояние связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание работы по развитию связной речи у старших дошкольников общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Изучение особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках констатирующего этапа исследования.
3. Экспериментальная оценка уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Разработка и апробация содержания логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
5. Экспериментальная проверка эффективности применения приемов формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, статистический метод.
База исследования: МА ДОУ МО г. Ирбит «Детский сад №26» г. Ирбит ул. Азева, 23.
Практическая значимость работы состоит в исследовании состояния навыков связной у дошкольников с ОНР, разработке и апробации программы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие навыков связной речи у дошкольников ОНР, в выделении условий эффективности такой работы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений.
Связная речь характеризуется взаимосвязью как речевого так и умственного развития детей, к которому можно отнести то, насколько развиты их мышление, восприятие и наблюдательность. Показателем уровня связной речи принято воспринимать умение составлять и вести связный рассказ, для которого человеку необходимо четко осознавать о чем будет вестись рассказ (предмет, явление природы, описание какого либо события), необходимо путем анализа научиться выделять самое главное, взаимосвязи и взаимоотношения объектов рассказа их главные признаки и качества. Развитие связной речи зависит от сформированности и достаточном развитии всех ее составляющих компонентов. Для достижения связной речи очень важно использование таких выразительных средств как интонация и постановка логических ударений в речи, составление разнообразных сложносочинённых и сложноподчиненных предложений, умение строить из них последовательный и логичный рассказ.
Хороший уровень речевого развития помогает дальнейшей социализации ребенка в коллективе, способствует гармоничному развитию психики и во многом определяет его дальнейшие успехи при освоении школьной программы.
Актуальность исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что развитие речи является важнейшей задачей обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Связная речь - это наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения. От того насколько высок уровень связной речи зависит сложность овладения учебным материалом и социализация в школе. Очень часто на момент поступления в школу у детей выявляется низкий уровень речевого развития-нарушена логика при построении высказываний, неумения составить простой рассказ и даже короткое предложение, рассуждение как более сложный процесс, зачастую им не доступен. У детей с ОНР ярко выражено нарушение связной речь по причине того что они испытывают большие трудности в построении даже самых простых предложений, что в свою очередь связано с трудностью анализа объекта рассказа, неумением выделить его основные признаки, качества и свойства.
Поэтому нарушения связной речи затрудняют развитие познавательной деятельности, усложняют мыслительные операции, нарушают общение и межличностное взаимодействие, а также существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [47], Т.А. Ткаченко [49]), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития: затрудняется развитие его познавательной деятельности,
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи при поступлении в школу имеют особые трудности, так как не обладают навыком связной речи в необходимом объёме.
Раннее вмешательство специалистов облегчает коррекцию этого нарушения, что делает эту тему актуальной для исследования
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи,
Объектом исследования являются состояние связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание работы по развитию связной речи у старших дошкольников общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Изучение особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках констатирующего этапа исследования.
3. Экспериментальная оценка уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Разработка и апробация содержания логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
5. Экспериментальная проверка эффективности применения приемов формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, статистический метод.
База исследования: МА ДОУ МО г. Ирбит «Детский сад №26» г. Ирбит ул. Азева, 23.
Практическая значимость работы состоит в исследовании состояния навыков связной у дошкольников с ОНР, разработке и апробации программы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие навыков связной речи у дошкольников ОНР, в выделении условий эффективности такой работы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений.
Актуальность исследования связана с распространенностью общего недоразвития речи, важностью навыка связной речи для дальнейшего развития и обучения дошкольников, а также сложностью формирования этого навыка при ОНР. Также актуальность темы доказывает то, насколько много ученых занимались исследованием данной проблемы и разнообразием их взглядов и точек зрения.
В своей работы мы рассмотрели термин общего недоразвития речи, особенности детей с этим нарушением, а также отличия в формировании связной речи у детей в норме и при общем недоразвитии речи
Во время исследования были рассмотрены такие компоненты связной речи как монолог и диалог. Были рассмотрены их сходные черты и отличия, этапы развития и взаимосвязь.
Был проведен констатирующий эксперимент по методике Глухова В.П., направленный на изучение актуального уровня развития навыка связной речи у дошкольников с ОНР, а также подбор методик для развития связной речи
Во время эксперимента были выявлены следующие трудности детей: аграмматизмы, замены предлогов, пропуски союзов и предлогов, нарушение склонений, согласований и форм множественного числа трудности в образовании, а также выявлена закономерность, что дети испытывают наибольшие трудности в самостоятельном составление рассказа и составление пересказа и высказывания без опоры на наглядный материал или образец, то есть стало ясно что им проще составить фактический тип рассказа, чем творческий.
Была проведена работа, направленная на развитие и закрепление навыка связной речи. Работа длилась 6 месяцев. Работа велась по логопедической тетради Арабековой с использованием тематических альбомов, в качестве заданий использовались задания по пересказу и составлению рассказов - описаний на основании сюжетных изображений и 46
игрушек. Велась опора на развитие внимания и восприятия уточнялись нюансы значения слов и родовидовых понятий, главными задачами были обучение правильному построению монологических высказываний и развитие навыков ведения диалога. Работа велась как в малой группе из 4 - 6 человек, так и индивидуально. По окончанию работы было проведено контрольное исследования уровня сформированности связной речи, который показал эффективность проделанного коррекционного вмешательства.
В своей работы мы рассмотрели термин общего недоразвития речи, особенности детей с этим нарушением, а также отличия в формировании связной речи у детей в норме и при общем недоразвитии речи
Во время исследования были рассмотрены такие компоненты связной речи как монолог и диалог. Были рассмотрены их сходные черты и отличия, этапы развития и взаимосвязь.
Был проведен констатирующий эксперимент по методике Глухова В.П., направленный на изучение актуального уровня развития навыка связной речи у дошкольников с ОНР, а также подбор методик для развития связной речи
Во время эксперимента были выявлены следующие трудности детей: аграмматизмы, замены предлогов, пропуски союзов и предлогов, нарушение склонений, согласований и форм множественного числа трудности в образовании, а также выявлена закономерность, что дети испытывают наибольшие трудности в самостоятельном составление рассказа и составление пересказа и высказывания без опоры на наглядный материал или образец, то есть стало ясно что им проще составить фактический тип рассказа, чем творческий.
Была проведена работа, направленная на развитие и закрепление навыка связной речи. Работа длилась 6 месяцев. Работа велась по логопедической тетради Арабековой с использованием тематических альбомов, в качестве заданий использовались задания по пересказу и составлению рассказов - описаний на основании сюжетных изображений и 46
игрушек. Велась опора на развитие внимания и восприятия уточнялись нюансы значения слов и родовидовых понятий, главными задачами были обучение правильному построению монологических высказываний и развитие навыков ведения диалога. Работа велась как в малой группе из 4 - 6 человек, так и индивидуально. По окончанию работы было проведено контрольное исследования уровня сформированности связной речи, который показал эффективность проделанного коррекционного вмешательства.





