ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия «обучение грамоте», критерии
готовности старших дошкольников к обучению грамоте 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Готовность дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
к обучению грамоте 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика
изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте 28
2.2. Анализ результатов обследования детей старшего дошкольного
возраста 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 39
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 42
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ результатов работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
с псевдобульбарной дизартрией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 90
Актуальность темы исследования. Речь - это особая и наиболее усовершенствованная форма общения, одна из самых сложных высших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению является предпосылкой социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей среде, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности.
Развитие связной речи старших дошкольников - одна из самых актуальных проблем школьного обучения. Приобретенные в начальных классах личностные качества, в том числе связанные с речью, не только обеспечивают основу для дальнейшего обучения, воспитания и развития подростков и молодежи, но и во многом обусловливают практическую, общественную и профессиональную деятельность каждого взрослого человека.
Процесс формирования у старших дошкольников коммуникативных процессов требует от них умения ориентироваться в условиях общения, планировать высказывания, реализовать запланированную программу, контролировать ход и последствия процесса вещания, которые необходимы для построения развернутых высказываний. Работа в этом направлении значима, поскольку формирование коммуникативных умений способствует становлению личности и выработке у учащихся навыков практического владения родным языком.
Психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией свидетельствуют об имеющихся у них специфических особенностях общего психического и речевого развития. Это дает основания рассматривать речевую патологию при стертых формах дизартрии, как сложную комбинацию разноплановых нарушений органического происхождения, проявляющуюся в неврологических, психологических и речевых недостатках (Р. Лалаева, Л. Лопатина, О. Мастюкова, Н. Серебрякова и др.).
Несмотря на то, что основными дефектами при псевдобульбарной дизартрии являются фонетические и фонематические недостатки вследствие нарушенной иннервации речевого аппарата, при этом они негативно влияют на формирование других компонентов речевой системы, в частности лексической и грамматической, и затрудняют подготовку ребенка к обучению, поэтому коррекция речевых нарушений является ведущей задачей подготовки к обучению в школе.
Реформирование системы образования обусловило новые методологические и теоретические основы и очевидным стало то, что традиционная подготовка потеряла свою перспективу. Сегодня утверждаются ценности личностного формирования, и ФЗ № 273 (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [1] и «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» [2], как основа государственных требований к образованности дошкольников, определяют речевую подготовку и готовность составляющими подготовки к школе, включающих наличие языковой способности, овладение речевыми умениями и навыками языка и речи. Овладения устной речью для детей с нарушениями речи начальный этап получения образования, личностного развития и социальной адаптации.
Итак, общественные изменения ускорили процессы реформирования системы специального образования, способствовали развитию теории и практики подготовки детей с нарушениями речи к школе и ее направленности на формирование личности ребенка. Речевая подготовка к школе выступает основой приобретения речевой и коммуникативной компетентности детей и успешного обучения в целом, а недостатки в системе организации речевой подготовки дошкольников с дизартрией к школе обосновывают необходимость разработки и экспериментальной проверки методики формирования речевой готовности детей к школе.
Все выше изложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования - готовность к обучению грамоте дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - выявить эффективность использования
коррекционных технологий в логопедической работе по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «обучению грамоте» и критерии готовности старших дошкольников к обучению грамоте;
2. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией;
3. Изучить литературу по вопросу использования готовности дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте;
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей с псевдобульбарной дизартрией;
5. Провести работу по формированию готовности дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте;
6. Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента;
7. Выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Решение поставленных задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего и контрольного педагогических экспериментов, наблюдение).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №2 «Солнышко»; Свердловская область, п. Белоярский, ул. Центральная, 42.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Во введении работы обоснована актуальность темы исследования, определена цель и задачи исследования. В первой главе работы «Теоретический обзор литературы по проблеме исследования»: дано определение понятия «обучению грамоте» и характеристика критериев готовности старших дошкольников к обучению грамоте; представлена психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией; дана теоретическая характеристика готовности дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте. Во второй главе работы «Констатирующий эксперимент и анализ его результатов»: представлена организация констатирующего эксперимента и методика изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте; проведен анализ результатов обследования детей старшего дошкольного возраста. В третьей главе работы «Логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией»: представлено теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией; раскрыто содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией; проанализированы результаты контрольного эксперимента по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении работы сделаны основополагающие выводы по результатам исследования.
При теоретическом обзоре литературы по проблеме исследования была дана характеристика компонентов речи детей с псевдобульбарной дизартрией, раскрыты цели, задачи и теоретически обоснована методика констатирующего этапа эксперимента. В практической части исследования представлен анализ полученных в исследовании данных о состоянии речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией к обучению в школе.
При решении задачи по вопросу подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, опираясь на данные Конституции ВОЗ, НИИ педиатрии, было выяснено, что в настоящее время отмечается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Поэтому эти особенности также учитываются при построении системы коррекционной работы, что позволяет достигнуть наибольшей эффективности при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
В процессе исследования были определены критерии и показатели готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Среди них: фонетическая компетенция с показателями: правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха, правильное речевое дыхание; лексическая компетенция с показателями: достаточный словарный запас, понимание семантики слов и употребления их в правильном семантическом значении; грамматическая компетенция - употребление слов в правильной грамматической форме (морфологическая правильность речи), правильное грамматическое и синтаксическое строение речи, наличие сложных предложений в речи; умение пересказывать текст, составлять рассказы творческого характера; коммуникативная компетенция - умение поддерживать разговор, общаться на разные темы, культура речевого поведения, инициативность общения.
В процессе исследования были выявлены особенности речи детей с псевдобульбарной дизартрией, обусловленные синдромами (расстройства дыхания, артикуляционной моторики и голосовых нарушений) разной степени выраженности проявляются особенностями фонетикофонематической и лексико-грамматической сторон речи с раннего возраста и обусловлены типологическим и индивидуальным характером нарушения речи. Эти особенности в контексте речевой подготовки обусловливают поиски оптимальных педагогических условий формирования речевой готовности детей с псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте в школе.
При проведении констатирующего эксперимента были изучены особенности развития обследуемых детей в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах, состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи.
В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что у большинства детей пренатальный период протекал без существенных отклонений. Также у большинства обследуемых детей раннее развитие и речевой анамнез не указали на наличие отклонений, но у 20% детей была выявлена задержка стадии лепета.
При проведении обследования, было отмечено, что все дети имеют нарушения мимической мускулатуры, что характерно для детей с псевдобульбарной дизартрией. Нарушение звукопроизношения в большинстве случаев носит полиморфный характер. Наличие дефектов звуков свидетельствует о том, что вышеуказанные нарушения звукопроизношения вызваны не только артикуляторными трудностями, но и сложностью при дифференциации акустических параметров. Также у обследуемых детей были выявлены нарушения произвольной моторики пальцев рук.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, были определены основные направления логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Логопедическая работа с детьми экспериментальной группы длилась в течение двух месяцев. Было проведено 80 занятий в индивидуальной и подгрупповой форме. Результаты работы были также проанализированы. Была выявлена преимущественная положительная динамика развития всей моторной сферы, просодической стороны речи детей экспериментальной группы, что говорит об эффективности использования коррекционной работы как подготовительного этапа к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Во время проведения эксперимента определились специфические приемы проведения коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. На логопедических занятиях широко использовалась система грамматических упражнений, осуществляющих практическое усвоение лексических и грамматических категорий. Так, на занятиях знакомили детей с различными способами словообразования. Обращали их внимание на создание новых слов с помощью суффиксов.
Методика коррекционной работы предусматривает сочетание традиционных методов логокорекции и инновационных приемов подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами дидактических игр и упражнений (формирование лексикограмматических категорий).
Результаты экспериментального исследования подтвердили, что предложенная методическая система формирования речевой готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией способствует развитию составляющих ее компонентов (фонетической, лексической, грамматической), существенно улучшает их качественные характеристики, исправляет нарушения речевого развития, формирует готовность к успешному освоению школьной программы и речевой компетентности личности. По результатам формирующего этапа эксперимента большинство детей достигли достаточного и среднего уровня готовности.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
1. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 176 с.
2. Вакуленко, Л. С. Консультации логопеда. Подготовительная группа : нагляд. пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 63 с.
3. Вакуленко, Л. С. Консультации логопеда. Средняя группа : нагляд. пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2014. - 84 с.
4. Вакуленко, Л. С. Консультации логопеда. Старшая группа : нагляд. пособие / Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2015. - 34 с.
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда : картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / авт.-сост. И. А. Михеева, С. В. Чешева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 256 с.
6. Габдрафитова, А. Ю. Логопедическая работа по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией / А. Ю. Габдрафитова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 21 апр. 2016 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Г. Нугаева, И. А. Филатова. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - С. 192-193.
7. Гаврина, С. Е. Большая энциклопедия подготовки к школе / С. Е. Гаврина. - Ярославль : Акад. развития, 2015. - 342 с.
8. Глухих, Т. А. Звукопроизношение и его коррекция у детей с нарушением речи при адаптации к обучению в школе / Т. А. Глухих, Н. М. Фатеева // Вектор развития современной науки : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., 03 апр. 2016 г. - Астрахань : Олимп, 2016. - С. 307-311. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25838053 (дата обращения: 11.06.2019).
9. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет : тетрадь 1: взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в ст. логогруппе / О. С. Гомзяк. - Москва : ГНОМ и Д, 2016. - 245 c.
10. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет : тетрадь 2: взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в ст. логогруппе / О. С. Гомзяк. - Москва : ГНОМ и Д, 2016. - 200 c.
11. Дневник учителя-логопеда ДОУ: планирование деятельности, отчетность / авт.-сост. В. В. Докутович, Л. Е. Кыласова. - Москва : Учитель, 2014. - 68 c.
12. Дубцова, О. Р. Логопедическая работа с дошкольниками, страдающими псевдобульбарной дизартрией / О. Р. Дубцова // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушениями речи : материалы междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, логопедов образоват. учреждений, реабилитац. центров, молодых ученых, аспирантов и магистрантов. 21 марта 2015 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. - Екатеринбург : [б. и.]. 2015. - С. 89-99.
13. Ефимов, О. 15 мифов о детской речи : диалоги невролога и логопеда / О. Ефимов. - Санкт-Петербург : Диля, 2016. - 127 c.
14. Зинякова, М. В. Специфические средства коррекции речи у детей с дизартрией в условиях инклюзивного образования / М. В. Зинякова, С. Н. Викжановчи // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф., 08-09 июня 2017 г. / Гос. гуманит.-технолог. ун-т. - Орехово-Зуево : [б. и.], 2017. - С. 142-148.
15. Змитревич, И. С. Особенности восприятия пространственных представлений у детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией при ОНР III уровня / И. С. Змитревич // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 21 апр. 2016 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Г. Нугаева, И. А. Филатова. - Екатеринбург : [б. и.],
2016. - С. 143-145...