Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений звукопроизношения как основа формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №94095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1.Онтогенез фонематических процессов у детей дошкольного возраста в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 42
3.1. Принципы и организация логопедической работы по коррекции
нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 42
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией 44
3.3. Результаты контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81

На сегодняшний день основным показателем готовности ребенка к успешному обучению к школе является правильная, хорошо развитая речь. Однако, количество детей, имеющих отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, увеличивается ежегодно.
Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (Л.В. Лопатина, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева и др.).
Говоря о пседобульбарной разновидности дизартрии, следует отметить, что ведущими в структуре речевого дефекта являются нарушения звукопроизношения и интонационной выразительности речи, что характеризует ее легкую степень. Нарушения звукопроизношения, недостаточность работы фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза, необходимых для полноценного усвоения письменной речи [31].
Клинические исследования проявлений псевдобульбарной дизартрии легкой степени показали, что ведущими в структуре речевого дефекта являются фонетические расстройства, обусловленные недостаточной сформированностью артикуляционной и пальчиковой моторики (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.).
Нарушения фонетической стороны речи приводят к расстройству более высоких уровней речевой системы: фонематической, лексической и грамматической, и влияют на становление языковой личности ребенка в целом [34].
Фонематическая речевая система представляет собой сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов (фонем) [46].
К фонематическим процессам принято относить: фонематический слух и фонематическое восприятие.
В связи с этим одной из приоритетных задач в современной логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции нарушений звукопроизношения. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно спланирована и проведена логопедическая работа будет зависеть начальное обучение ребенка в школе [38].
В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу данной работы.
Объект исследования - состояние моторики звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы, направленной на коррекцию нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией как основы формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать специальную научную теоретико­методическую и практическую литературу по проблеме исследования;
2. организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
3. определить теоретические основы, содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения как основы формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и оценить ее эффективность.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ научной, специальной и методической литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение и обобщение информации;
• эмпирические - педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и этапы (наблюдение, сбор анамнеза, диагностические тестовые задания);
• статистические - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, посвященные: дифференциальному обучению и логопедической работы в группах дошкольников с дизартрией (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и др.); особенностям развития физиологии и психологии речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Р.Е. Левин, А.Р. Лурия, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин и др.); закономерностям становления и развития звукопроизношения (Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына и др.), исследования в области дизартрии (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, М.С. Маргулис, О.В. Правдина и др.)
База исследования: МДОУ Детский сад № 2 «Радуга» (ул. Свердлова, 22 а, г. Арамиль Свердловской области). В обследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), отобранные на основании выписок из заключений психолого-медико-педагогической комиссии с заключительным клиническим диагнозом: «Псевдобульбарная дизартрия. Фонетическое (или фонетико-фонематическое) нарушение речи».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения; списка литературы, состоящий из 70 источников, четырех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретико-методологического анализа проблемы звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией было выяснено, что дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи в результате недостаточной иннервации речевого аппарата по причине органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном развитии или раннем возрасте.
Фонематические нарушения при псевдобульбарной дизартрии можно определить, как нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Характер описанных выше нарушений указывает на недостаточность звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия у детей с псевдобульбарной дизартрией. Можно заключить, что без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет в дальнейшем к появлению стойких ошибок при овладении письменной и устной речью.
Исследование проходило на базе МДОУ Детский сад № 2 «Радуга» (ул. Свердлова, 22а, г. Арамиль Свердловской области). В обследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), отобранные на основании выписок из заключений психолого-медико­педагогической комиссии с заключительным клиническим диагнозом: «Псевдобульбарная дизартрия. Фонетическое (или фонетико­фонематическое) нарушение речи».
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Выявление уровней сформированности звукопроизношения и фонематических процессов включало в себя: исследование моторики артикуляционного аппарата и звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия (по О.Б. Иншаковой, Н.М. Трубниковой).
Результаты констатирующего исследования свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией присутствуют нарушения в моторике артикуляционного аппарата, влияющие на состояние речевых функций, а именно: нарушение произношения звуков позднего онтогенеза.
Обследуемые дети испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи. Для них характерен низкий уровень сформированности элементарных форм фонетико-фонематического анализа, предполагающий выполнение задания с двумя ошибками. Трудности вызывают у исследуемых детей выделение звука из начала и конца слова. Таким образом, была подтверждена и обоснована необходимость в дальнейшей разработке содержания логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предлагаемое содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией показало свою результативность. В ходе повторного обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и фонематических процессов с псевдобульбарной дизартрией на этапе контрольного эксперимента, было выяснено, что в целом у детей произошла значительная динамика в области звукопроизношения и фонематических процессов.
Так, на этапе констатирующего эксперимента в целом по группе с высоким показателем звукопроизношения и фонематических процессов было 0 детей, с средним - 3 ребенка (30%), с низким - 70%, то на этапе контрольного эксперимента показатели изменились в лучшую сторону: высокий показатель - 2 детей (20%), средний - 4 ребенка (40%), низкий - 4 ребенка (40%).
В процессе выполнения поставленных в исследовании задач, динамикой успешности можно считать следующие показатели:
• более развита артикуляционная моторика;
• улучшены показатели звукопроизношения;
• улучшены показатели фонематического восприятия и слуха.
Предлагаемая логопедическая работа является хорошей базовой подготовкой для дальнейшего обучения грамоте дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, проведенную логопедическую работу можно считать эффективной.


1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А. М. Шахнарович. - Москва : Просвещение, 2012. - 234 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2010. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 340 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
B. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 120 с.
7. Бельтюков, В. И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми / В. И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1981. -№ 3. -
C. 29-37.
8. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. - Санкт-Петебург : Библиополис, 2005. - 207 с.
9. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление / С. Е. Большакова. - Москва : Сфера, 2005. - 160 с.
10. Брызгунова, Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка / Е. А. Брызгунова. - Москва : Просвещение, 1981. - 308 с.
11. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2010. - 141 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
13. Винарская, Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии / Е. Н. Винарская. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 284 с.
14. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
15. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ