ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙСТОРОНЫРЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГОМОДЕЛИРОВАНИЯ 8
1.1 Основные понятия темы 8
1.2 Закономерности становления фонетической стороны речи в
онтогенезе 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 20
1.4 Обзор современных логопедических технологий по коррекции
нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией... 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1 Основные принципы, цель, задачи, структура констатирующего
эксперимента 32
2.2 Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего эксперимента 35
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 45
3.1 Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической
работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 45
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с
дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.... 51
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Речь является одной из важнейших психических функций человека. Л.С. Выготский говорил о том, что в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. У ребенка, осваивая речь, планомерно формируются все функции речи. Ребенок при ее освоении начинает пользоваться всеми ее функциями. Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности [21].
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива [11].
Под речью понимают, как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Это деятельность, осуществляющаяся при совместной работе головного мозга и других отделов нервной системы [14].
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. говорят об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, что обусловлено рядом внешних и внутренних факторов. Среди них наиболее часто встречаются дети с дизартрией [51].
Каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции. По структуре речевого дефекта среди детей с дизартрией наиболее часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее по тексту ФФНР).
Проблеме исследования и коррекционной работе при дизартрии
посвящены работы многих авторов, таких как Е. Ф. Архипова, Е. Н.
Винарская, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Н. В.
Серебрякова и др. Ученые отмечают, что у ребенка с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения устной речи, которые проявляются в нарушениях фонетической стороны речи (нечеткое звукопроизношение, смазанная речь, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства), звукового анализа слова.
Актуальность данного исследования: существуют разные методы, приемы коррекционной помощи детям с дизартрией среди которых выделяются логопедические технологии. Моделирование, как создание наглядного образовательного акта при коррекционной работе с детьми с ФФНР и дизартрией будет представлять собой применение разнообразных моделей на всех этапах работы и по всем направлениям.
В дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту ДОУ) дети с дизартрией должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в общеобразовательной школе.
Многие авторы предлагают использовать в коррекционной работе с детьми с дизартрией разные логопедические технологии, в том числе логопедическое моделирование. Это позволило обосновать актуальность выпускной квалификационной работы, в которой рассматривается организация и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
Цель исследования - обосновать и подобрать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
Объект исследования - состояние моторики, фонетической стороны речи, фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования
необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования;
2. Подготовить и провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
Методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ и обобщение логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выработка исходных положений о логопедической работе по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологий логопедического моделирования;
• организационные (изучение опыта логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией);
• эмпирические (анализ коррекционно-развивающего процесса в дошкольной организации, наблюдение за речью детей с дизартрией, разработка программы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования).
Методологическую основу исследования составляют положения философии и педагогики о языке как важнейшем средстве общения, развития
и особенностях ее развития. При описании исследования опирались на теорию речевой деятельности, разработанную в трудах Л. С. Выготского,
A. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна; современные научные знания А. Н. Гвоздева,
B. К. Орфинской, Н. Х. Швачкина и др. о закономерностях развития
фонетической (фонематической) системы языка; о механизмах произношения В. И. Бельтюкова, Е. Н. Винарской, Н. И. Жинкина, Ю. И. Кузьмина и др.; теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией
Л. B. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, И. И. Панченко и др.
Практическая значимость работы: проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о специфике нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, о необходимости преодоления данных нарушений средствами технологии логопедического моделирования. Полученные данные об особенностях фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией позволили подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей данной категории. Материалы исследования могут быть применены в практике работы коррекционных образовательных учреждениях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав теоретического и практического характера, заключения, списка используемой литературы, приложений и изложена на 126 страницах.
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели коррекцию нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологий логопедического моделирования.
Нами были рассмотрены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологий логопедического моделирования;
2. Подготовить и провести организацию констатирующего эксперимента и анализ его результатов;
3. Предложить программу логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
В рамках решения первой задачи мы узнали, что дизартрия у детей - это расстройство произношения. Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы. Признаки дизартрии у детей старшего дошкольного возраста: речь у детей с дизартрией нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.
Нарушения речевой функции детей с дизартрией ограничивают общение таких детей со здоровыми сверстниками и взрослыми, что отрицательно влияет на развитие их познавательной деятельности. Развитие детей c дизартрией обусловлено сочетанием речевого и двигательного нарушений.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией современными логопедическими технологиями
очень сложная задача для специалиста, но вполне решаемая. Чем раньше начата коррекционная работа, тем быстрее ребенок с дизартрией будет показывать свои успехи в области произношения звуков. Необходимо тесное сотрудничество логопеда, дефектолога, невролога, родителей.
Применение той или иной логопедической технологии при каждой специфической форме дизартрии должна быть патогенетически обоснованной. Кроме того, должны учитываться и индивидуальные особенности формы дизартрии у данного ребенка.
Перед нами стояла вторая задача подобрать методики по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологий логопедического моделирования.
Мы подобрали комплекс по коррекционной работе с детьми с применением логопедических технологий. Проанализировав методику Н. М. Трубниковой, нами было разработано обследование, которое может использоваться в логопедической работе по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников
с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования.
Итоги констатирующего эксперимента позволили сделать вывод, что данный навык у части детей полностью не сформирован, у части детей частично сформирован.
У детей наблюдается упрощение артикуляции звуков речи и нарушение опознавания и дифференциации на слух тех звуков, произношение которых нарушено. На основании результатов констатирующего эксперимента, была разработана система логопедической работы по коррекции нарушения речи у старших дошкольников с нарушениями фонетической стороны речи с дизартрией.
В рамках решения третьей задачи нам необходимо было для подтверждения эффективности составленного содержании логопедической работы по коррекции нарушения речи у старших дошкольников
с нарушениями фонетической стороны речи с дизартрией был проведен
67
контрольный эксперимент.
На основании итогов повторного диагностического исследования по коррекции нарушения речи у старших дошкольников с нарушениями фонетической стороны речи с дизартрией, был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе отмечаются значительные изменения практически по всем параметрам: улучшилось звукопроизношение, дети пытаются произносить верно, четко, пытаются правильно говорить звуки, распознают оппозиционные звуки, на путают звонкие и глухие не смягчают твердые согласные, не путают гласные, могут произвести звуковой анализ слова, определить количество звуков в слове.
Все это свидетельствует об эффективности выбранной методике работы.
Таким образом, система логопедического воздействия при коррекции нарушения речи у обучающихся с нарушениями фонетической стороны речи с дизартрией средствами технологий логопедического моделировании имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения совмещается с формированием звукового разбора и синтеза, развитием лексикограмматической стороны речи и связного высказывания.
Спецификой работы является совмещение с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии / В. М. Акименко ; учебно-метод. пособие. - Ростов на Дону: изд. Феникс, 2008. - 190с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : изд. Феникс, 2016. - 143 с.
3. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : изд. Феникс, 2011. - 210 с.
4. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : изд. Феникс, 2008. - 158 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. Москва : АСТ: Астрель, 2009. - 288 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. Москва : АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2010. - 319 с.
8. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2014. - 319 с.
9. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» : учебнометодическое пособие / Г. В. Бабина. - Москва : Прометей, 2012. - 104с.
10. Баннов, А. М. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей / А. М. Баннов. - Москва : ИНТУИТ.РУ, 2007. - 136 с.
11. Беккер, К. П. Логопедия: учебник для студентов высших проф. / К. П. Беккер, М.А. Совак. - Москва : Медицина, 2011. - 288 с.
12. Белякова, Л. И. Дизартрия. Пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
13. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
14. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - Москва : Книголюб, 2004. - 56 с.
15. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие / А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : ТОО «Издательство «Библиополис», 2013. - 208 с...