Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию

Работа №94077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы168
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ПСЕВДОБУЛЬБАРНУЮ ДИЗАРТРИЮ 7
1.1. Становление фонематический процессов у дошкольников в
норме 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию 25
1.3. Характеристика фонематических процессов у обучающихся
старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию 32
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ПСЕВДОБУЛЬБАРНУЮ
ДИЗАРТРИЮ 42
2.1. Организация и принцип изучения фонематических процессов у
обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию 42
2.2. Анализ результатов фонематических процессов у обучающихся
старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию 45
2.3. Взаимосвязь моторики, фонематических процессов,
звукопроизношения у обследованных детей 57
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНУЮ ДИЗАРТРИЮ 62
3.1. Организация и принципы логопедической работы 62
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию 65
3.3. Контрольный этап исследования и анализ его результатов 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 163

Актуальность исследования. В последние годы отмечается повышение интереса среди специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию. Это обусловлено прежде всего сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
Псевдобульбарная дизартрия - патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса.
С точки зрения О. А. Токаревой, у детей с псевдобульбарной дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Ряд исследователей (Е. Ф. Архипова, Г. В. Бабина, С. Б. Башмакова, Н. И. Борисова, В. А. Киселева, О. Н. Кошкина, Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько, В. Т. Сорокина, О. А. Токарева, И. А. Филатова и др.) утверждают, что неразборчивая речь у детей с псевдобульбарной дизартрией обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. У детей с данным речевым расстройством также страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта. Это противоречие обусловило выбор темы исследования: «Формирование фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию».
Цель исследования: на основе теоретического и практического изучения проблемы, разработать и апробировать содержание
логопедической работы по формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию и проверить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
Предмет исследования: процесс коррекционой работы по
преодолению нарушений моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. Выявить состояние моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
3. Разработать и апробировать содержание коррекционой работы по преодолению нарушений моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
4. Оценить эффективность экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретический: теоретический анализа специальной
литературы.
2. Эмпирический: сбор и анализ анамнестических данных
обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию; педагогический эксперимент.
3. Аналитический: качественный и количественный анализ
экспериментальных результатов.
База исследования: исследование проводилось в течение 2017 -
2018 гг. на базе МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщенный анализ специальной литературы и результате в проведенного экспериментального исследования позволяет сделать
следующее заключение.
Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение речи, которое связано с патологией иннервации мышечных волокон артикуляционных мышц. Заболевание возникает из-за патологии проводящих путей, в частности корково-бульбарного.
При псевдобульбарной дизартрии наблюдается изменение голоса, речь становится непонятной, медленной, затрудненной. Речь нарушается из-за патологии функции гортани, рта, языка, щек.
С целью исследования особенностей фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией нами было проведено экспериментальное исследование на базе МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
Методика исследования логопедического обследования включала три серии заданий, направленных на исследование фонематического восприятия, звукопроизношения, фонематических процессов.
В ходе анализа результатов, полученных при обследовании детей, можно сделать вывод о том, что у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию выявлены
артикуляционной моторики, нарушения звукопроизношения,
фонематических процессов. Нарушения артикуляционной моторики выражались в трудностях выполнения артикуляционных проб, ограниченности объема движений, снижении тонуса мускулатуры, недостаточной точности. Нарушения звукопроизношения выражались в отсутствии, заменах и искажениях звуков. Нарушения, фонематических процессов проявлялись в недостаточном развитии фонематического воспритиятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников позволили разработать и апробировать логопедическую работу по формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию, которая включала в себя два направления:
• преодоление нарушений звукопроизношения;
• формирование фонематических процессов.
Контрольный эксперимент выявил у многих детей, принимающих участие в формирующем эксперименте качественно более высокие показатели артикуляционной моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов.
Однако, необходима дальнейшая разработка методических приемов, направленных на формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе разработанной и апробированной методики логопедической работы по формированию фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования.


1. Акишина, А. Л. Русская фонетика / А. Л. Акишина. - Москва : Просвещение, 2010. - 234 с.
2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А. Г. Арушанова. - Москва : Просвещение, 2012. - 234 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Хранитель, 2012. - 319 с.
4. Бадулина, О. И. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Бадулина, Ю. С. Дернова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. - Москва : Спутник. - 2015. - С. 226-231.
5. Базжина, Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком / Т. В. Базжина // Становление речи и усвоение языка ребенком. - Москва : Московский университет, 2015. - 240 с.
6. Бекирова, М. И. Теоретический анализ произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. И. Бекирова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 63-67.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 2014. - 91 с.
8. Бушинская, Е. А. Специфика работы по коррекции и развитию
фонематических процессов у детей 5 - 6 лет / Е. А. Бушинская,
Е. С. Коновницына // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической
конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург, 2013. - С. 39-42.
9. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 234 с.
10. Васильева, Н. С. Понятие и компоненты фонематической системы языка. Теоретические представления о нарушениях фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией / Н. С. Васильева, Г. В. Гончарова, О. В. Обремеко // Язык и культура современного общевства. - 2013. - № 8. - С. 142-145.
11. Веревкина, Л. Б. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. Б. Веревкина // Научно-методологические и социальные аспекты псигологии и педагогике: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 40-42.
12. Веселова, С. М. Развитие фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста / С. М. Веселова // Перспективы развития науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 27-29.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская,
А. М. Пулатов. - Ташкент : Узбекистан, 2013. - 168 с.
14. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е. Н. Винарская // Язык и человек. - Москва : МГУ, 2010. - С. 55-62.
15. Воронич, Е. А. Онтогенез фонетико-фонематического развития у детей / Е. А. Воронич, Т. И. Юрченко // Альманах мировой науки. - 2015. - № 1. - С. 44-46...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ