Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедические технологии формирования моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией

Работа №94068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Становление моторного праксиса в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 15
1.3. Обзор логопедических технологий по формированию моторного
праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента... 25
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего эксперимента 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 37
3.1. Основные принципы направления, этапы логопедической работы по
формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико­фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией 37
3.2. Содержание этапов логопедической работы по формирования
моторного праксиса у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 39
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 10

Актуальность темы исследования связана с тем, что перед современной системой дошкольного образования наиболее остро стоит задача по речевому развитию детей, которое рассматривается как основа социализации и психологического развития дошкольников, обеспечивающим им успешность обучения на последующих возрастных этапах.
Среди отклонений в речевом развитии детей, распространенной является легкая степень псевдобульбарной дизартрии, при которой речевые дефекты фонетико-фонематического восприятия хотя и не являются тяжелыми, однако и они требуют коррекционной работы.
В научной литературе разработана проблема коррекции фонетико­фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии. В литературе рассматриваются закономерности и особенности развития речи детей в норме и при легкой степени дизартрии. В этих исследованиях легкая степень псевдобульбарной дизартрии рассматривается как нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, ведущим симптомом которого являются фонетические нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, т.е. недоразвитие фонетико­фонематической системы речи и нарушение моторного праксиса.
В результате органического поражения центральной нервной системы у детей с дизартрией нарушены двигательные механизмы, страдают мелкая и общая моторика, что углубляет нарушения речи при данной патологии. Несмотря на то что у детей с легкой формой дизартрии выраженных параличей и парезов не наблюдается, моторики их различаются недостаточной координированностью, общей неловкостью, они имеют отставания от ровесников в точности и ловкости движений, задержано развитие готовности к письму руки, вследствие этого продолжительное время интерес к рисованию и вторым видам ручной деятельности не проявляется. В связи с этим вопросы преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки и обучения ребенка в школе обнаруживается одними из важнейших в коррекционной педагогике [45].
Среди детей с дизартрией наиболее часто встречаются с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Поэтому в ВКР принимали участие дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Среди этих детей наиболее часто встречается структура дефекта ФФНР. Первичным нарушением этих детей является нарушение звукопроизношения в результате нарушения иннервации артикуляционного аппарата.
В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является совершенствование методов и приемов, направленных на формирование моторного праксиса в структуре преодоления фонетико­фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: на основе анализа литературы и результатов обследования моторики, звукопроизношения, фонетических процессов у дошкольников с ФФНР дизартрией обосновать содержание логопедической работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у этих детей.
Объект исследования: состояние моторного праксиса,
звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: процесс формирования моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературы рассмотреть становление моторного праксиса в онтогенезе, изучить особенности речи детей с фонетико­фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.

формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико­фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния моторного праксиса, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и фонематического восприятия, у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
4. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния моторного праксиса, звукопроизношения, просодики фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проанализировать полученные результаты.
5. Подобрать содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (в том числе логопедические технологии формирования моторного праксиса).
6. Проверить эффективность проведенной логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (в том числе логопедические технологии формирования моторного праксиса).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 64, города Первоуральска. В эксперименте приняли участие 10 детей подготовительной к школе группы с логопедическим заключением «ФФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии», 6 - 7 лет.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- учение о многоуровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах восприятия и порождения речевого высказывания, где внешняя реализация речевой деятельности характеризуется своим специфическим механизмом (Ахутина Т.В., Выготский Л.С.);
• концептуальные положения о фонетических и фонологических единицах звуковой системы языка; теория уровневой организации движений; современные представления о структуре дефекта, в частности, речевого (Аванесов Р.И., Артемов В.А.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.).
Теоретическая значимость исследования. Дополнены и конкретизированы представления об особенностях фонетико­фонематического восприятия дошкольников с легкой степенью дизартрии. Рассмотрено взаимовлияние неречевых функций на речевые у детей с дизартрией. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в рабочих программах воспитателей и логопедов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава - теоретическая, в ней рассматриваются аспекты формирования общей, мелкой, артикуляционной моторики у детей в норме, развития фонетико-фонематических процессов в онтогенезе речевой деятельности ребенка, взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования фонетико­фонематической стороны речи, клинико-психолого-педагогической характеристики дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Вторая глава - экспериментальная, в ней приводятся результаты исследования особенностей развития фонетико-фонематических процессов и моторного праксиса у детей с дизартрией.
В третьей главе раскрывается содержание логопедической работы по развитию моторного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии в рамках организации логопедической работы по коррекции фонетико­фонематического недоразвития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение литературы позволило дать определение логопедической технологии по формированию моторного праксиса - это совокупность установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов.
Проведенное обследование состояния фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения имеют различную степень выраженности.
1. Моторика артикуляционного аппарата развита на низком уровне у большинства детей. Это проявляется в наличии содружественных движений, гиперкинезах, дрожании, треморе языка, вялости губ, чрезмерном напряжении мышц, замедленных движениях, быстрой истощаемости движений, спастичности артикуляционных мышц.
2. У детей данной группы выявлены следующие нарушения фонетико­фонематического восприятия: свистящие звуки, шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки, аффрикаты, сонорные звуки, нарушение двух и более фонетических групп звуков, межзубное произношение переднеязычных звуков [л], [с], [з], смягчение согласных звуков, обусловленное спастическим напряжением средней части спинки языка, искажённое произношение одного или нескольких звуков (ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп). Нарушение фонетико-фонематического восприятия носят полиморфный характер и выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещение) дефектах.
3. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости- глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту, способу образования. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз. На формирование фонематического слуха и восприятия у детей вторично влияют недостатки фонетико-фонематического восприятия, а также низкий уровень развития речевого внимания.
Проведенные коррекционные занятия показали положительную динамику в развитии основных составляющих языкового анализа. Так, у детей появился высокий уровень в слоговом анализе, слоговом синтезе, фонематическом представлении и фонематическом анализе, т. е. для старших дошкольников наиболее доступным является выделение ударного гласного звука, стоящего в начале слова, и конечного согласного.


1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2011. - 48 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов / М. М. Аманова //Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2006. - 228 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Хранитель, 2007. - 319 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова и др. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2008. - 224 с.
7. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 2007. - 176 с.
8. Бондарко, Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи / Л. В. Бондаренко. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-т, 1981. - 194 с.
9. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва : Просвещение, 1997. - 218 с.
10. Винарская, Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико­диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент: Медицина УзССР, 1989. - 165 с.
11. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ,
2010. - 143 с.
12. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г. Г. Голубева. - Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 194 с.
13. Голубева, Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития / Г. Г. Голубева. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 212 с.
14. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: науч. тр. Всероссийской науч.-практ. конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». - Самара: СГПУ, 2003. - С.70-83.
15. Гуровец, Г. В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Владос, 2010. - 303 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ