Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые ситуации как педагогические условия развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №94044

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Определение понятия «игра», «игровые ситуации», «игровая
деятельность» 8
1.2. Игровые ситуации как педагогические условия развития
нормотипичных обучающихся на уровне начального образования 11
1.3. Игровые ситуации как педагогические условия развития
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Современное состояние определения понятий «память,
«умственная отсталость», «обучающиеся с умственной отсталостью» 23
2.2. Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования, в том числе с точки зрения развития у них памяти 27
2.3. Практика выявления уровня развития памяти у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ 39
3.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых.. 39
3.2. Технология и содержание констатирующего этапа
экспериментальной работы 41
3.3. Содержание программы коррекционно-развивающего курса
совершенствования памяти обучающихся с умственной отсталостью посредством игровых ситуаций 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71

Память это одна из высших психических функций человека. «Без данной функции не предоставляется возможным процесс развития человеческой личности. Это обусловлено тем, что без суммирования прошлого опыта нет возможности для появления единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру» [19].
Человек в течение своей жизни получает опыт, различные жизненные ситуации оставляют свои эмоции, чувства и впечатления, которые в дальнейшем оставляют определенный след, который сохраняется, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Именно эти процессы и можно назвать памятью. Память - это обязательный компонент, который нужен человеку для обучения, без памяти невозможно представить приобретение каких-либо навыков или же умений. Память это одна из основных высших психических функций человека, которая позволяет развиваться личности.
Проблема исследования. Развитие памяти при помощи игровых ситуации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Актуальность изучения данной темы обусловлена внедрением в педагогический процесс различных методик, которые направленны на развитие памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Необходимо отметить, что данную проблему изучали различные исследователи, так, например: психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов и многие другие. Именно исследованием особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста занимались также П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и другие исследователи.
Процесс исследования и изучение особенностей обучающихся, имеющихся умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) это весьма трудная задача. Трудность и сложность данного процесса заключается в том, что у умственно отсталых обучающихся наблюдаются стойкие нарушения личности и высших форм нервной деятельности. У данных обучающихся имеется тотальность нарушений, то есть у них нарушены сразу все высшие психические функции, но, особенно, нарушенным у них можно назвать мыслительные процессы. Выраженные нарушения наблюдаются и в таких функциях, как память и речь. Примечательно, что детям с умственной отсталостью характерно нарушение всех видов памяти, страдает: зрительная, слуховая, двигательная, образная память. Говоря о типичных свойствах памяти умственно отсталых обучающихся, необходимо отметить, что им свойственно быстрое забывание полученной информации, часто детям трудно чётко передать услышанную информации, непроизвольное запоминание у данной категории детей слабо развито и так далее [23].
Можно предположить, что смоделированные игровые ситуации дадут возможность вовлечь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебный процессе и создать условия для формирования и развития у них всех видов памяти, естественно, на фоне коррекции её нарушений. Исходя из этого, можно предположить, что игровые ситуации могут стать педагогическими условиями развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
На сегодняшний момент, перед педагогами, работающими в специальном образовании ставится задача обеспечить коррекционно-развивающий процесс для умственно отсталых обучающихся необходимыми условиями и учебно-методическими материалами, по этой причине изучаемая тема исследования является достаточно актуальной. Формы и методы обучения детей с умственной отсталостью в начальной школе, которые непосредственно реализуются именно через смоделированные
игровые ситуации, можно назвать весьма актуальными для школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП).
Объект исследования - специфика развития памяти обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс создания педагогических условий для развития памяти обучающихся с умственной отсталостью посредством игровых ситуаций.
Цель исследования - составить и апробировать программу развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью, используя игровые ситуации как педагогические условия этого развития.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники, теоретическую и методическую литературу по проблеме и теме исследования.
2. Выявить и описать на основе теоретического анализа особенности развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Подобрать диагностический материал и осуществить педагогическую диагностику уровня развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью, принявших участие в констатирующем этапе эксперимента.
4. Составить и частично апробировать программу развития памяти обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования посредством игровых ситуаций.
5. Составить методические рекомендации для педагогов по дальнейшей апробации программы.
База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (г. Екатеринбург).
Методы и методики исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, специальной методической литературы;
- наблюдение за процессом развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью при помощи дидактических игр;
- экспериментальное изучение произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы (52 наименования), приложения, в состав которого вошли следующие материалы: (пояснительная записка рабочей программы; пример игр и упражнений на развитие памяти). Практическая часть работы проиллюстрирована 5 таблицами и 1 рисунком. Общий объем работы составляет 75 страниц машинного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Игра («игровая деятельность») - инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Память - процесс запечатления, непосредственно форма психического отражения, сохранения и воспроизведения. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека и окружающего его общества. Благодаря памяти формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях.
В первой главе нами был проведён анализ-психолого педагогической литературы по проблеме применения игры и игровых ситуаций в обучении обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. В данной главе нами даны определение понятиям «игра», «игровые ситуации», «игровая деятельность» и так далее. Помимо этого, в данной главе нами описываются игровые ситуации как педагогические условия развития нормотипичных обучающихся на уровне начального образования. Помимо этого представлены игровые ситуации как педагогические условия развития обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Из всего этого делается вывод, что для развития у данной категории обучающихся памяти рекомендуется активно применять игровые ситуации. Игровые ситуации применяются как игровой метод обучения. С их помощью учитель может передать определенные знания, сформировать необходимые представления, развить память обучающихся.
Во второй главе нами описывается теоретико-практический анализ по проблеме применения игры и игровых ситуаций в обучении обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. В этой главе описывается что такое умственная отсталость, какие особенности есть у детей, а также рассматривается вопрос, какие особенности в развитии памяти есть у данной категории обучающихся. Помимо этого описывается практика выявления уровня развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Вторая глава даёт возможность сделать вывод, что для диагностики состояния памяти можно применять различные методики, в том числе, и методику, предложенную А. Р. Лурия «10 слов».
В третьей главе нами описывается проведённая диагностическая работа в ГБОУ СО «ЕШИ № 12» со 2 «В» классом. В исследовании приняли участие 8 обучающихся. Анализ данных показал, что у детей выявлен преимущественно средний уровень развития памяти. У детей отмечаются искажения слов, смысловые замены и замены по звучанию, отмечаются замены, пропуски, эпизодическая забывчивость, неточность воспроизведения, ограниченная способность к запоминанию, отсутствие полноты и точности запоминания и так далее. Всё это говорит о необходимости проведении коррекционной работы с этими обучающимися.
Ещё в третьей главе нами представлена программа коррекционно-развивающего курса совершенствования памяти обучающихся с умственной отсталостью посредством игровых ситуаций. В данной программе представлена пояснительная записка, в которой написано обоснование работы, а также представлен подробные коррекционный план работы с обучающимися. Считаем, что реализация данной программы даст возможность развивать память обучающихся с умственной отсталостью посредством игровых ситуаций.
Таким образом считаем, что цель данной работы достигнута, а задачи решены.



1. Алабина, Р. И. Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения / Р. И. Алабина // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». - 1997. - № 9. - C. 5-11.
2. Арушанова, А. Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей /
А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова. - Москва : Мозаика, 2003. - 216 с.
3. Бондаренко, А. Дидактические игры в школе / А. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 34 с.
4. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» / Е. А. Бочек // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 39.
5. Бочкарева, Л. О проблемах дидактической игры / Л. Бочкарева// Начальная школа. - 2003. - № 7. - С. 45.
6. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого
ребенка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. - Москва : Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
8. Волкова, С. Л. Дидактические игры и игровые упражнения / С. Л. Волкова // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 37-41.
9. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе / М. И. Волошкина. - Москва : Начальная школа, 2002. - 230 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Игра - эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников / О. П. Гаврилушкина // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 27-32.
11. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо,
И. А. Домашенко. - Москва : Просвещение, 1999. - 159 с.
12. Дидактические игры в начальный период обучения / Е. В. Карпова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 237 с.
13. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний / С. Д. Забрамная. - Москва : Просвещение, 1995.- 112 с.
14. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х. С. Замский. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1980. - 398 с.
15. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Х. С. Замский. - Москва : Академия, 2008. - 368 с.
16. Зубрилин, А. А. Методология игровой деятельности в обучении / А. А. Зубрилин // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 47-51.
17. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / под ред. Ж. М. Глозман. - Москва : В. Секачев, 2006. - 96 с.
18. Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. - Ленинград : Медицина, 1982. - 224 с.
19. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е. В. Карпова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 237 с.
20. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
21. Катаева, А. А., Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - Москва : Мастер, 1993. - 191 с.
22. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2001. - 176 с.
23. Козлова, С. А. Педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - Москва : Академия, 1998. - 332 с.
24. Кордуэлл, М. Психология. Словарь / М. Кордуэлл. - Москва : Фаир, 2000. - 448 с.
25. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе , Е. Ю. Балашова. - Москва : РПА, 2001. - 128 с.
26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб .заведений /
В. В. Лебединский. - Москва : Академия, 2003. - 144 с.
27. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В Запорожец. - Москва : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. - 144 с.
28. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - Москва : Педагогика, 1989. - 104 с.
29. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Санкт-Петербург : Еврознак, 2004. - 672 с.
30. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000 - 512 с.
31. Новиков, М. А. Дидактические игры на уроках математики / М. А. Новиков. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 77 с.
32. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. - Москва : Академия, 2001. - 272 с.
33. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / под ред. В. В. Воронковой. - Москва : Школа, 2004. - 416 с.
34. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие / М. Ю. Олешков. - Москва : НТГСПА, 2011. - 144 с.
35. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое
пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1999. - 110 с.
36. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 332 с.
37. Петрова, И. А. Использование игры в учебном процессе / И. А. Петрова // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 15-21.
38. Петричук, И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // Педагогика. - 2007. - № 7. - С.55-61.
39. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов / В. Г. Петрова. - Москва : Педагогика, 2000. - 231 с.
40. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Общие основы. Процесс обучения : учебник для студентов педагогических вузов / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
41. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / сост. А. Д. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2003. - 188 с.
42. Психология лиц с умственной отсталостью : учеб.-метод. пособие / сост. Е. А. Калмыкова. - Москва : Просвещение, 2007. - 121 с.
43. Психолого-педагогические особенности проведения
дидактических игр / под. ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. - Москва : Просвещение, 1990. - 462 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002 - 712 с.
45. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
46. Слепович, Е. С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с задержкой умственного развития / Е. С. Слепович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 9. - С. 68-71.
47. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии : учебное пособие / сост. Н. В. Новотворцева. - Ярославль : Академия, 1999. - 144 с.
48. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - Москва : Академия, 2005. - 464 с.
49. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - Москва : Изд-во Московского университета, 1981. - 304 с.
50. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушением развития / А. М. Щербакова. - Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 40 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2007. - 384 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ