Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Работа №93987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с задержкой психического развития 10
1.3. Связная монологическая речь как форма речи 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.... 19
2.1. Методики изучения связной монологической речи у дошкольников
с задержкой психического развития 19
2.2. Ход и содержание экспериментального исследования связной
монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития 25
2.3. Результаты исследования связной монологической речи у
дошкольников с задержкой психического развития 49
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 56
3.1. Анализ адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития 56
3.2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в дошкольном
образовательном учреждении: цели, задачи, структура 62
3.3. Календарно-тематическое планирование работы по развитию 68
связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80


Современное образование направлено на повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовку детей к взаимодействию с окружающим миром. Одна из основных задач формирования активной духовно богатой личности - это владение языком как средством общения.
Без хорошо развитой речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи - сложный и творческий процесс. Он неосуществим без эмоций и вовлеченности. Недостаточно обогатить словарный запас ребенка необходимыми словами, предложениями, фразами. Главное развивать гибкость, точность, выразительность, разнообразие.
Развитие речи - это последовательный и постоянный учебный процесс. Развитие речи обеспечивается соответствующей методикой, в которую включены собственные виды упражнений, программа умений. В начальной школе речевой навык начинают формировать: здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
В последние годы увеличилось рождение детей с отклонениями в психофизическом развитии, и среди них довольно большую группу составляют дети с задержкой психического развития. Это становится наиболее заметным в старшем дошкольном возрасте. Одной из причин может быть особенность формирования личности ребенка. Это очень важный и обязательный этап в развитии психики ребенка, поэтому данная проблема актуальна.
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в низком темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают те или иные компоненты их психической и физической деятельности.
Нарушения речи среди детей с ЗПР - явление частое. Данная проблема актуальна в современном обществе. Однако, как показывает практика, методик речевого развития связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР недостаточно. По этому сегодня важно своевременно и методически грамотно организовать работу по развитию речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Учитывая вышесказанное не вызывает сомнений актуальность и своевременность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является связная монологическая речь старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - развитие связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития предложить календарно-тематический план работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в выпускной квалификационной работе:
1. Изучить теоретические основы развития связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Провести экспериментальное исследование связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Проанализировать АООП ДОУ для детей с ЗПР.
5. Разработать календарно-тематический план работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ЗПР на занятиях по ОСО.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования многих российских ученых.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- метод теоретического анализа общей и специальной психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, изучение документации);
- экспериментальные методы;
- количественный и качественный анализ результатов
экспериментального исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты темы, такие, как: психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ЗПР; связная монологическая речь как форма речи.
Во второй главе рассматриваются методики изучения связной монологической речи у дошкольников с ЗПР. Проводится экспериментальное исследование связной монологической речи у дошкольников с ЗПР.
В третьей главе проводится анализ АООП ДОУ для детей с ЗПР. Предлагаются занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ: цели, задачи, структура. Приводится календарно-тематическое планирование работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ЗПР на занятиях по ОСО.
В заключении исследования даны основные выводы по выпускной квалификационной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время формирование связной монологической речи является одной из главных задач речевого воспитания детей, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Речь выполняет множество функций: благодаря ей обеспечивается общение, она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, в значительной мере расширяется кругозор ребёнка. Чем совершеннее владеет человек речью, тем лучше понимают его люди, с которыми он общается. Следовательно, владеть связной речью, значит уметь быть понятным для других. Развитие связной речи в дошкольном возрасте - важное условие для успешного обучения ребенка в школе. Это касается не только детей с нормативным развитием, но и детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития».
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. В фокусе нашего внимания - монологическая речь, как наиболее сложная, формирующаяся в онтогенезе позже, чем диалогическая, и требующая достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка, особенно его перцептивной сферы. Именно этот тип связной речи особо страдает у детей с задержкой психического развития. Коммуникативная цель монолога - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности.
Монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. К основным свойствам монологической речи относят: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическую последовательность изложения, предварительное планирование ее говорящим.
Результатом речевой монологической деятельности является текст. А. А. Леонтьева, сравнивая монологическую и диалогическую форму речи, он выделяет такие качества монологической речи, как «относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированное^» [1; 9; 10]. Главной особенностью этой формы речи является то, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется, что предъявляет определенные требования к уровню развития мышления ребенка. «Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном возрасте» [3, с. 168].
Процесс формирования связного текста представляет собой многоступенчатую речевую деятельность. Он включает в себя операции как смыслового, так и языкового уровня. Одной из характерных особенностей данного процесса является сложность планирования будущего текста. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не терпит длительной подготовки, так как длительные паузы разрушают смысловое единство текста, его целостность. В связи с этим, при формировании связных высказываний процесс планирования непосредственно включается в процесс формирования речи и особенно активно осуществляется во время пауз [12]. В дальнейшем в процессе формирования связного текста осуществляются такие операции, как внутреннее программирование отдельных предложений, лексико-грамматического структурирования, моторная реализация.
Онтогенез речи детей с ЗПР, по многочисленным свидетельствам исследователей (Н. Ю. Борякова, Р. И. Лалаева, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович), проходит так же, как и у нормально развивающихся детей, но вследствие психоэмоциональных особенностей - в замедленном темпе, и характеризуется качественным своеобразием. В литературе указывается, что период словотворчества наступает у таких детей позже обычного, для них характерна слабая речевая активность, их словарь беден и недифференцирован. Часты нарушения грамматического строя, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений. З. Г. Родина характеризует детей с ЗПР как детей с низким уровнем практических обобщений и недостаточностью словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.
У детей с задержкой психического развития, как установила в своих исследованиях особенностей формирования речи Е. С. Слепович, речь в основном носит ситуативный характер (первый этап формирования связной монологической речи). Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи [14]. Связная речь как наиболее сложный вид речевой деятельности в той или иной степени нарушается у всех детей с задержкой психического развития независимо от этиологии и тяжести нарушения [6].
Сложности в формировании связной речи у детей с ЗПР связаны с недостаточным развитием основных компонентов языковой системы. Также свое влияние оказывают особенности развития высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие) [14]. Исходя из вышеуказанных особенностей монологической речи детей с задержкой психического развития и важности развития этого типа связной речи, становятся понятными основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР [6]: Формирование умений устанавливать смысловые связи, внутрипонятийные отношения в речевом высказывании (предложении и тексте). Формирование умения вычленять из речевого потока его элементы - законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения). Формирование умения выражать смысловые связи путем определенного расположения основных смысловых звеньев. Формирование умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, содержание каждой части текста. Формирование умения передавать последовательность событий в соответствии с временным планом высказывания путем соблюдения единства видо-временных форм глаголов.
Обучение использованию в речи синтаксических конструкций различной сложности (сложносочиненных, сложноподчиненных с союзами причины, уступки, цели и пр.) за счет включения в них различных грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных). Обучение использованию различных видов межфразовых средств связи с целью обеспечения связности текста. Формирование умения узнавать и исправлять семантически правильные и неправильные предложения Формирование умения строить предложения соответственно сложившимся в языке лексико-семантическим нормам. Формирование умения выделять в предложении главное и второстепенное, располагать слова в соответствии с коммуникативной задачей.
Выделим основные методы развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:
- рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфе, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета;
- пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.



1. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. -
2018. - № 17 (203). - С. 271-273.
2. Башмакова, С. Б. Развитие монологической речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи : материалы XIII
международной научно-практической конференции канд. пед. наук / С. Б. Башмакова ; Вятский гос. ун-т. - Киров : [б. и.], 2017. - 10 с.
3. Боброва, В. В. Процесс подготовки детей с дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе / В. В. Боброва, А. С. Кударинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. - № 11-5. - С. 736-739.
4. Варанецкая-Лосик, Е. И. Формирование коммуникативно-познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения рукотворного мира : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. И. Варенецкая-Лосик. - Минск, 2019. - 19 с.
5. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста : в 5 томах. Том. 4. Интегративные процессы в образовании и медицине. Материалы научных трудов / авт.-сост. О. Л. Ворошилова, И. А. Россинская. - Курск : Изд. центр «ЮМЭКС», 2015. - 116 с.
6. Гребнева, И. С. Особенности изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития / И. С. Гребнева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1. - С. 98-100.
7. Дмитриева, Е. Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М., 2017. - № 5. - С. 33-38.
8. Дыбошина, Е. А. Особенности развития диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Дыбошина, Л. Г. Шадрина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов. - 2020. - Т. 25. - № 185. - С. 140-145.
9. Мониторинг коррекционно-логопедической работы / О. В. Елецкая, Е. А. Логинова, Г. А. Пеньковская, В. П. Смирнова, А. А. Тараканова, С. М. Тимакова, Д. А. Щукина ; под ред. О.В. Елецкой. - М. : ФОРУМ. - 2016. - 400 с.
10. Желонкина Е. А., Костоусова А. А., Артемьева Т. П. Развитие связной монологической речи у детей на занятиях с игрушками / Е. А. Желонкина, А. А. Костоусова, Т. П. Артемьева // Образование и наука в современных условиях. - Екатеринбург. - 2015. - № 1 (2). - С. 66-68.
11. Карпушкина, Н. В. К проблеме эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Карпушкина, И. А. Конева, Ю. Е. Калягина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 283-291.
12. Конева, И. А. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / И. А. Конева, Н. В. Карпушкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - М., 2015. - № 12-8. - С. 152-158.
13. Ларкина, С. А. Исследование особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) / С. А. Ларкина // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - № 2. - С. 52-56.
14. Мишечкина, Н. А. Разбор понятия «устная монологическая речь» / Н. А. Мишечкина // Молодой ученый. - 2018. - № 19 (205). - С. 370-373.
15. Мыльцева, М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке / М. В. Мыльцева // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. Конф., Краснодар - февраль 2018 г. - Новация. - Краснодар, 2018. - С. 124-126.
16. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 648-651.
17. Петрова, Т. И. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром / Т. И. Петрова, Н. А. Дмитриева // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. Конф. - Москва - ноябрь 2017 г. - Москва, 2017. - С. 121-123.
18. Привалова, С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства / С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург. - 2015. - № 7. - С. 213-217.
19. Романенко, О. А. Методический аспект проблемы формирования
связной речи дошкольников с задержкой психического развития / О. А. Романенко. - М., 2002. - URL :
https://scienceforum.ru/2015/article/2015017704 (дата обращения: 01.10.2020).
20. Скрипкина, Н. В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Скрипина // Современная психология : материалы V Междунар. науч. Конф., Казань - октябрь 2017 г. - Бук. - Казань, 2017. - С. 86-91.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ