Характеристика транспортной логистики в пределах Томской области
|
Введение 9
1. Понятие транспортно-логистической инфраструктуры и ее 12
характеристика в РФ
1.1 Понятие транспортно-логистической инфраструктуры и ее 12 особенности
1.2 Особенности транспортно - логистической инфраструктуры 28 России
2 Характеристика транспортной логистики Томской области на 34
современном этапе
2.1 Краткая характеристика Томской области 34
2.2 Анализ транспортно-логистической инфраструктуры области 38
3 Разработка возможных направлений развития транспортной логистики 52
в Томской области
3.1 Приоритеты и цели стратегии развития транспортно- 52
логистической системы Томской области
3.2 Экономические показатели стратегии развития транспортно- 59 логистической системы Томской области
4 Социальная ответственность на примере компании АО «Транснефть - 62
Центральная Сибирь»
4.1 Цели, принципы и приоритеты Корпоративной Социальной 62
Ответственности
4.2 Внешние социальные программы АО « Транснефть - 65
Центральная Сибирь»
4.3 Внутренние социальные программы компании АО 69
«Транснефть - Центральная Сибирь»
4.4 Анализ программ КСО АО « Транснефть - Центральная 71
Сибирь»
Заключение 77
Список используемых источников 79
1. Понятие транспортно-логистической инфраструктуры и ее 12
характеристика в РФ
1.1 Понятие транспортно-логистической инфраструктуры и ее 12 особенности
1.2 Особенности транспортно - логистической инфраструктуры 28 России
2 Характеристика транспортной логистики Томской области на 34
современном этапе
2.1 Краткая характеристика Томской области 34
2.2 Анализ транспортно-логистической инфраструктуры области 38
3 Разработка возможных направлений развития транспортной логистики 52
в Томской области
3.1 Приоритеты и цели стратегии развития транспортно- 52
логистической системы Томской области
3.2 Экономические показатели стратегии развития транспортно- 59 логистической системы Томской области
4 Социальная ответственность на примере компании АО «Транснефть - 62
Центральная Сибирь»
4.1 Цели, принципы и приоритеты Корпоративной Социальной 62
Ответственности
4.2 Внешние социальные программы АО « Транснефть - 65
Центральная Сибирь»
4.3 Внутренние социальные программы компании АО 69
«Транснефть - Центральная Сибирь»
4.4 Анализ программ КСО АО « Транснефть - Центральная 71
Сибирь»
Заключение 77
Список используемых источников 79
Транспортно-логистическая инфраструктура является одним из основных инструментов развития экономики как страны в целом, так и ее регионов. Система транспортной логистики обеспечивает мобильность товаров и ресурсов внутри страны, а также увеличивает доступность территорий, путем предоставления возможности свободного передвижения грузов.
Неудовлетворительное состояние логистической инфраструктуры негативно влияет на весь процесс доставки товаров и ресурсов потребителю и на конечную стоимость товара. Доля транспортной составляющей в себестоимости товаров может доходить до 15-20%, при плохом состоянии транспортно-логистической инфраструктуры, средний расхода горючего увеличивается в 1,5 раза, стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5-3,4 раза. Кроме непосредственных издержек, всё это приводит к снижению скорости перемещения грузов в 3-5 раз [1].
Таким образом, плохое состояние транспортно-логистической инфраструктуры ведет к существенной задержке социально-экономического развития в регионе. Поэтому реализация потенциала транспортнологистической инфраструктуры, создание благоприятных экономических условий для ее развития и обновления становится необходимостью. В идеальном случае, нужно достичь такого уровня развития, который позволял бы достичь экономике региона наибольшего эффекта при оптимальных затратах для всех отраслей промышленности. В этом случае результатом развития инфраструктуры станет эффективная транспортно-логистическая услуга, которая позволит обеспечить наиболее качественное и эффективное обслуживание потребностей региона.
На сегодняшний день можно говорить об отсутствии универсальной формы модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, которую можно было бы применять «под копирку». Каждый регион имеет свои особенности в географическом и экономическом положении, историческом
развитии, что необходимо учитывать. Однако, на наш взгляд, очевидно, что в целом необходимо менять подход к идее модернизации транспорта и логистики. Необходимо отказаться от формирования программ по отдельным объектам в пользу комплексного подхода по модернизации транспортнологистической инфраструктуры, учитывающей специфику конкретного региона.
Таким образом, становится актуальным вопрос разработки подходов и практических рекомендаций по построению модели, которая позволит осуществлять последовательные процессы развития опорной транспортной сети, взаимосвязи всех видов транспорта, представленных в регионе, и централизованного управления приграничной транспортной инфраструктурой.
Исследованию теоретических и практических принципов региональной модернизации посвящены труды как зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди них можно выделить труды А. Вебера, М.А. Боровской, С.С. Галазовой, Е.В. Гоосена, О.В. Дышканта, У. Изарда, Н.Н. Киселевой, Ю.С. Колесникова, В. Кристаллера, К.-Ф. Лазера, М. Лафуркада, А. Леша, А.В. Лубского, Л.Г. Матвеевой, В.В. Матыцына, В. May, А.Х. Тамбиева, Д. Хаммельса, A.M. Ходачека, Е. Ясина и др. В работах указанных авторов довольно подробно отражен понятийный аппарат региональной модернизации, представлены различные подходы к обозначенной проблеме, рассмотрены некоторые методы разработки моделей региональной модернизации.
Цель настоящей работы - анализ существующей транспортнологистической инфраструктуры Томской области и разработка возможных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования транспортнологистической инфраструктуры;
- дать характеристику транспортной логистики Томской области на современном этапе;
- предложить направления развития транспортной логистики в Томской области.
Объектом исследования выступает транспортная логистика Томской области. Предмет исследования - приоритеты и основные направления модернизации и развития транспортно-логистической инфраструктуры области.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития транспортной инфраструктуры, основанные на экономической теории, экономике транспорта, региональной и международной экономике, стратегическом менеджменте и логистике.
Информационную базу исследования составили статистические данные, представленные на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ, а также информационные публикации в отечественной и зарубежной литературе, собственные наработки и информация, собранная автором в ходе исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Неудовлетворительное состояние логистической инфраструктуры негативно влияет на весь процесс доставки товаров и ресурсов потребителю и на конечную стоимость товара. Доля транспортной составляющей в себестоимости товаров может доходить до 15-20%, при плохом состоянии транспортно-логистической инфраструктуры, средний расхода горючего увеличивается в 1,5 раза, стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5-3,4 раза. Кроме непосредственных издержек, всё это приводит к снижению скорости перемещения грузов в 3-5 раз [1].
Таким образом, плохое состояние транспортно-логистической инфраструктуры ведет к существенной задержке социально-экономического развития в регионе. Поэтому реализация потенциала транспортнологистической инфраструктуры, создание благоприятных экономических условий для ее развития и обновления становится необходимостью. В идеальном случае, нужно достичь такого уровня развития, который позволял бы достичь экономике региона наибольшего эффекта при оптимальных затратах для всех отраслей промышленности. В этом случае результатом развития инфраструктуры станет эффективная транспортно-логистическая услуга, которая позволит обеспечить наиболее качественное и эффективное обслуживание потребностей региона.
На сегодняшний день можно говорить об отсутствии универсальной формы модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, которую можно было бы применять «под копирку». Каждый регион имеет свои особенности в географическом и экономическом положении, историческом
развитии, что необходимо учитывать. Однако, на наш взгляд, очевидно, что в целом необходимо менять подход к идее модернизации транспорта и логистики. Необходимо отказаться от формирования программ по отдельным объектам в пользу комплексного подхода по модернизации транспортнологистической инфраструктуры, учитывающей специфику конкретного региона.
Таким образом, становится актуальным вопрос разработки подходов и практических рекомендаций по построению модели, которая позволит осуществлять последовательные процессы развития опорной транспортной сети, взаимосвязи всех видов транспорта, представленных в регионе, и централизованного управления приграничной транспортной инфраструктурой.
Исследованию теоретических и практических принципов региональной модернизации посвящены труды как зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди них можно выделить труды А. Вебера, М.А. Боровской, С.С. Галазовой, Е.В. Гоосена, О.В. Дышканта, У. Изарда, Н.Н. Киселевой, Ю.С. Колесникова, В. Кристаллера, К.-Ф. Лазера, М. Лафуркада, А. Леша, А.В. Лубского, Л.Г. Матвеевой, В.В. Матыцына, В. May, А.Х. Тамбиева, Д. Хаммельса, A.M. Ходачека, Е. Ясина и др. В работах указанных авторов довольно подробно отражен понятийный аппарат региональной модернизации, представлены различные подходы к обозначенной проблеме, рассмотрены некоторые методы разработки моделей региональной модернизации.
Цель настоящей работы - анализ существующей транспортнологистической инфраструктуры Томской области и разработка возможных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования транспортнологистической инфраструктуры;
- дать характеристику транспортной логистики Томской области на современном этапе;
- предложить направления развития транспортной логистики в Томской области.
Объектом исследования выступает транспортная логистика Томской области. Предмет исследования - приоритеты и основные направления модернизации и развития транспортно-логистической инфраструктуры области.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития транспортной инфраструктуры, основанные на экономической теории, экономике транспорта, региональной и международной экономике, стратегическом менеджменте и логистике.
Информационную базу исследования составили статистические данные, представленные на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ, а также информационные публикации в отечественной и зарубежной литературе, собственные наработки и информация, собранная автором в ходе исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В ходе выполнения работы был проведен анализ существующей транспортно-логистической инфраструктуры Томской области.
В ходе анализа был сделан вывод о том, что в целом уровень развития транспортного комплекса Томской области существенно ниже, чем в большинстве регионов Российской Федерации, и по основным показателям соответствует одним из последних мест в рейтинге регионов. При этом транспортно-логистическая система имеет как сильные, так и слабые стороны, что необходимо учитывать при разработке стратегии ее развития. В целом можно говорить о существенных различиях в развитии транспортнологистической системы на севере и юге Томской области.
На основе данных анализа были выявлены приоритеты дальнейшего развития транспортно-логистической системы области. Для севера Томской области в среднесрочной перспективе были выделены такие приоритеты развития, как: 1. Развитие дорожного хозяйства; 2. Обеспечение транспортной доступности периферийных поселений на основе внутреннего водного и воздушного транспорта. Для юга Томской области в среднесрочной перспективе были выделены такие приоритеты развития, как: 1. Модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры; 2. Развитие аэропорта Богашево г. Томска. В долгосрочной перспективе для севера Томской области были выделены такие приоритеты как: 1. Развитие объектов железнодорожной инфраструктуры; 2. Строительство транспортных узлов. Для южной части Томской области в долгосрочной перспективе были выделены такие приоритеты как: 1. Модернизация транспортного узла в г. Томске; 2. Формирование рынка логистических услуг.
Рассмотрев приоритеты среднесрочного и долгосрочного развития транспортно-логистической инфраструктуры Томской области для северной и южной её частей, разработали цели и задачи для среднесрочного и долгосрочного развития. Для среднесрочного развития были предложены конкретные количественные показатели развития транспортно-логистической инфраструктуры области и рассчитаны значения экономических показателей выполнения поставленных задач. Так, объем инвестиций в автомобильный транспорт должен увеличиться в 8,62 раза; железнодорожный - в 363 раза; воздушный - в 7,1 раза; внутренний водный - в 14,2 раза; трубопроводный транспорт - 1,78 раза. Это позволит увеличить грузопоток на автомобильном транспорте в 2,1 раза; на ЖД-транспорте - в 7,7 раз; на воздушном транспорте - в 7,5 раз; на внутреннем водном - в 2,2 раза; по трубопроводному транспорту - в 1,2 раза. Кроме того, выполнение предлагаемых мероприятий будет иметь социальный эффект за счет увеличения транспортной доступности населенных пунктов для населения, увеличения занятости в отрасли. Также выполнение данных мероприятий создаст надежную основу для дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры Томской области в долгосрочной перспективе.
В ходе анализа был сделан вывод о том, что в целом уровень развития транспортного комплекса Томской области существенно ниже, чем в большинстве регионов Российской Федерации, и по основным показателям соответствует одним из последних мест в рейтинге регионов. При этом транспортно-логистическая система имеет как сильные, так и слабые стороны, что необходимо учитывать при разработке стратегии ее развития. В целом можно говорить о существенных различиях в развитии транспортнологистической системы на севере и юге Томской области.
На основе данных анализа были выявлены приоритеты дальнейшего развития транспортно-логистической системы области. Для севера Томской области в среднесрочной перспективе были выделены такие приоритеты развития, как: 1. Развитие дорожного хозяйства; 2. Обеспечение транспортной доступности периферийных поселений на основе внутреннего водного и воздушного транспорта. Для юга Томской области в среднесрочной перспективе были выделены такие приоритеты развития, как: 1. Модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры; 2. Развитие аэропорта Богашево г. Томска. В долгосрочной перспективе для севера Томской области были выделены такие приоритеты как: 1. Развитие объектов железнодорожной инфраструктуры; 2. Строительство транспортных узлов. Для южной части Томской области в долгосрочной перспективе были выделены такие приоритеты как: 1. Модернизация транспортного узла в г. Томске; 2. Формирование рынка логистических услуг.
Рассмотрев приоритеты среднесрочного и долгосрочного развития транспортно-логистической инфраструктуры Томской области для северной и южной её частей, разработали цели и задачи для среднесрочного и долгосрочного развития. Для среднесрочного развития были предложены конкретные количественные показатели развития транспортно-логистической инфраструктуры области и рассчитаны значения экономических показателей выполнения поставленных задач. Так, объем инвестиций в автомобильный транспорт должен увеличиться в 8,62 раза; железнодорожный - в 363 раза; воздушный - в 7,1 раза; внутренний водный - в 14,2 раза; трубопроводный транспорт - 1,78 раза. Это позволит увеличить грузопоток на автомобильном транспорте в 2,1 раза; на ЖД-транспорте - в 7,7 раз; на воздушном транспорте - в 7,5 раз; на внутреннем водном - в 2,2 раза; по трубопроводному транспорту - в 1,2 раза. Кроме того, выполнение предлагаемых мероприятий будет иметь социальный эффект за счет увеличения транспортной доступности населенных пунктов для населения, увеличения занятости в отрасли. Также выполнение данных мероприятий создаст надежную основу для дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры Томской области в долгосрочной перспективе.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ АО «СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Оценка эффективности региональных систем управления транспортом в Сибирском Федеральном округе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование процесса транспортных перевозок организации (на примере ООО «РТ-Химтранс»)
Бакалаврская работа, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА И КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА
Магистерская диссертация, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - Исследование метрологической надежности измерителей скорости «Визир»
Магистерская диссертация, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - Разработка теоретических и прикладных основ перевода котельных агрегатов с жидкого шлакоудаления на твердое при сжигании канско-ачинских углей
Магистерская диссертация, теплоэнергетика и теплотехника. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организация и разработка системы менеджмента предприятия
по выращиванию микроводорослей и производству товаров на их основе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Анализ основных показателей алкогольного рынка в рамках импортозамещения (на примере водочного сегмента)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019



