ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Раскрытие понятия нарушенного поведения 7
1.2. Характеристика поведения детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 20
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в экспериментальном исследовании 20
2.2. Описание методик, используемых на констатирующем этапе
экспериментального исследования 23
2.3. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального
исследования 28
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.. 35
3.1. Обзор направлений работы олигофренопедагога по
предупреждению и коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 35
3.2. Составление и реализация программы по коррекции нарушений
поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 38
3.3. Методические рекомендации педагогам по предупреждению и коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного
возраста с умственной отсталостью 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 86
Большое внимание в обществе вызывают дети с отклоняющимся от нормы поведением. Отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие общепринятым правовым или нравственным нормам.
Поступок в психологии рассматривают как сознательное действие, как акт нравственной самоидентификации человека, где он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку и к самому себе.
Говорить о нарушениях в поведении стоит только с определенного возраста, то есть не ранее 6-8 лет. Это объясняется тем, что маленький ребенок не может сознательно оценивать свое поведение, а соответственно и контролировать его. Но развитие самой личности ребенка идет от 3х лет, поэтому предпосылки и причины нарушений в поведении у детей стоит искать именно с 3 до 7 лет.
Для того, чтобы обнаружить так называемый очаг нарушений поведения у обучающихся, необходимо прибегнуть к проведению диагностики поведения с последующей его коррекцией. Для этого используются диагностические методики и программы по коррекции поведения у обучающихся определенных возрастных групп. В дипломной работе будут использоваться методики, направленные на выявление уровня агрессивности дошкольника, конфликтности, тревожности, а также уровня его психоэмоционального состояния, отношении его к своим близким и друзьям.
Исходя из всего вышесказанного, тема выпускной квалификационной работы «Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью» является актуальной в наши дни. Поняв и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно составить программу, направленную на коррекцию нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Цель выпускной квалификационной работы - составить программу по коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления программы по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- провести теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
- дать характеристику базы исследования и контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном исследовании;
- подобрать диагностические средства для изучения нарушений поведения у детей дошкольного возраста;
- выявить в ходе констатирующего эксперимента проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с применением подобранных диагностических средств;
- составить программу по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- составить методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования:
1) теоретические (изучение и анализ научной литературы);
2) эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент,
контрольный эксперимент);
3) методы обработки данных, количественный и качественный анализ результатов;
организационные;
4) биографические (анализ анамнеза обучающихся, изучение документации).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно отметить, что диагностические методики позволяют выявить у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью нарушения поведения и возможные причины девиаций. Разработка олигофренопедагогом коррекционно-развивающей программы поможет обучающимся справиться с эмоциональными переживаниями, научит их работать в коллективе со сверстниками, покажет пути решения конфликтных ситуаций.
Итак, в процессе исследования выпускной квалификационной работы была реализована цель и сделаны следующие выводы:
- проведен теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
- дана характеристика базы исследования и контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном исследовании;
- подобраны диагностические средства для изучения нарушений поведения у детей дошкольного возраста;
- выявлены в ходе констатирующего эксперимента проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с применением подобранных диагностических средств;
- составлена программа по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (8 занятий);
- составлены методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил подобрать необходимые методики, необходимые для обследования поведения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективности коррекционной работы по устранению нарушений в поведении умственно отсталых дошкольников рекомендуется более длительная работа на протяжении всего учебного года, также желательно давать задания на дом, чтобы родители могли совместно с обучающимися закреплять полученные в детском саду знания. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход.
1. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре / Руководство играми в дошкольных учреждениях / Т. В. Антонова ; под ред. М. А. Васильевой. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Богданова, А. А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения /
А. А. Богданова. - СПб., 2004. - 432 с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М., 1995. - 169 с.
4. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005.- 207 с.
5. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников / Л. Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2005. - 167 с.
6. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2004. - 218 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л. С. Выготский. - СПБ. : Лань, 2003. - 190 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М. : Лань, 1982. - 395 с.
9. Галагузова, М. А. Социальная педагогика / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова; под ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
10. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - с. 111-113.
11. Гербова, В. В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / В. В. Гербова. - М. : Мозайка- Синтез, 2005г. - 267 с.
12. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет / метод. руководство по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 154 с.
13. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - с. 26-35.
14. Дьяченко, О. М. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» / Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст / О. М. Дьяченко, Р. И. Бардина, А. Булычева. - М., 2011 - 111 с.
15. Елисеева, О. А. Особенности поведения ребенка дошкольника / О. А. Елисеева. - М., 2013. - № 4. - С. 12-16.
16. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Зайдуллина. - М., 2011. - 365 с.
17. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / А. В. Запоророжец, Я. З. Неверович, - М., 2006. - 196 с.
18. Захаров, А. И. Отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров, - М., 1993. - 542 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.
20. Кашкина, Е. Б. Профилактика отклонений в поведении у детей с нарушениями интеллекта / Е. Б. Кашкина. - Южно-Сахалинск, 2015. - 134 с.
21. Кипхард, Э. Й. Как развивается ваш ребенок? / Э. Й. Кипхард. - М., 2006. - 156 с.
22. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М. В. Киселева - М. : Речь, 2006. - 22 с.
23. Коломинский, Я. А. О взаимоотношениях в группе детей / Я. А. Коломинский // Дошкольное воспитание. 2008. - № 1. - с. 37-41.
24. Костюнина, Н. Ю., Лучинина, А. О. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / - Казань : Издательство «Бриг», 2015. - 144 с.
25. Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В. К. Котырло. - Киев : 2007. - 167 с.
26. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова. - М. : Академия, 2001. - 320 с.
27. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Академия , 2007. - 368 с.
28. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. И. Лисина. - М., 2005. - 376 с.
29. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина // 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2009. - 276 с.
30. Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением / Н. В. Майсак. - М., 2009. - 167 с.
31. Менделевич, В. Д. Девиантное поведение детей и подростков /
В. Д. Менделевич. - М., 2006, 362 с.
32. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М. К. Горшкова. - М. : Институт социологии РАН, 2015. - 215 с.
33. Мудрик, А. В. Социальная педагогика - учебник для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2010. - 200 с.
34. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия : учебное пособие для студентов пед. вузов / Э. Ш. Натанзон. - М., 1972. - 217 с.
35. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
36. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М., 2004. - С. 141-154.
37. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2003. - 448 с.
38. Орел, А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению - учебное пособие для вузов / А. Н. Орел, Ю. А. Клейбург. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. - 35 с.
39. Орел, А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
40. Павленко, Т. А. Почему они конфликтуют? / Т. А. Павленко, А. Рузская // Дошкольное воспитание. 2008. - № 1. - С. 21-23.
41. Пассольт, М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / М. Пассольт. - М. : Академия, 2011. - 14 с.
42. Певзнер, М. С. Основные направления изучения олигофрении / М. С. Певзнер. - М., 1970. - 155 с.
43. Петерс, В. А. Психология и педагогика / В. А. Петерс - М : Велби, 2005. - 88 с.
44. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М., 2011. - С. 32-45.
45. Поздняков, С. С. Нарушения поведения у пациентов детского возраста с умственной отсталостью / С. С. Поздняков. - М., 2012. - 3 с.
46. Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста. Вопросы психологии / А. О. Прохоров, С. В. Велиева. - № 5. -
С. 56-67.
47. Рассел, Дж. Девиантное поведение / Дж. Рассел. - М., 2012. - 94 с.
48. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М., 2005. - 39 с.
49. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / учебник для педагогических вузов и училищ / Е. О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 364 с.
50. Снегирева, Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников / методические рекомендации для студентов вузов / Л. А. Снегирева. - Минск, 2005. - 124 с.
51. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 287 с.
52. Хузеева, Г. Р. Психологические особенности агрессивных
дошкольников / Г. Р. Хузеева, Е. О. Смирнова. - М., 2002. - № 1. - С. 53-61.
53. Шипицына, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб. : Питер, 2003. - 251 с.
54. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М. : Гаудеамус, 2007. - 336 с.
55. Эльконин, Д. Б. Избранное : учебное пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. - М., 1996. - 59 с.