Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предупреждение и коррекция конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом

Работа №97976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Феномен конфликтного поведения в психолого -педагогической
литературе 7
1.2. Особенности общения детей подросткового возраста с детским
церебральным параличом как условие формирования конфликтного поведения 12
1.3. Характеристика работы психолога по предупреждению и
преодолению конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 24
2.1. Обоснование выбора методик экспериментального изучения
конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом 28
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 38
3.1. Программа преодоления конфликтного поведения у детей
подросткового возраста с детским церебральным параличом 39
3.2. Результаты контрольного этапа эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом (ДЦП) является актуальной, так как количество детей с данным нарушением обнаруживает тенденцию к увеличению (по разным данным повреждение опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7 % детей). Также проблема нарушений поведения проявляется в большей мере в подростковый период, так как именно в это время происходит перестройка всех нервных систем, эмоциональные реакции становятся болезненными, а порой неадекватными (А. Г. Герцов,
B. Г. Казанская и др.). У детей с ДЦП нервная система изначально имеет нарушения, поэтому возрастные особенности накладываясь на специфику дизонтогенеза усугубляют проблемы общения, что требуют особого внимания со стороны различных специалистов.
Трудности взаимодействия часто проявляются в социальных конфликтах и конфликтном поведении. Данный феномен в психологии изучен уже достаточно хорошо(А. Я. Анцупов, М. С. Дойч, Т. В. Кузьмина,
C. Ю. Манухина, В. П. Ратников и др.).Конфликтное поведение рассматривается в контексте устойчивой характеристике, которая может определяться свойством личности, особенностями работы нервной системы или усвоенными, закрепленными способами социального взаимодействия. В специальной психологии изучение конфликтного поведения имеет большое значение для определения его механизмов у разных категорий лиц с дизонтогенезом и для создания программ социальной интеграции в общество.
В специальной психологии конфликтное поведение рассматривается преимущественно в рамках девиантологии, но исследований его особенностей при ДЦП входе анализа литературных источников не обнаружено.
Это и послужило основанием для формулировки цели исследования.
Цель исследования - составление и апробация программы, направленной на предупреждение и коррекцию конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования - конфликтное поведение детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - предупреждение и коррекция конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
2. Подобрать диагностические методики экспериментального изучения конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
3. Экспериментально изучить конфликтное поведение у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
4. Составить и апробировать коррекционную программу, направленную на предупреждение и коррекцию конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
5. Оценить эффективность предложенной программы по предупреждению и коррекции конфликтного поведения у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом.
База исследования: Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методики исследования:
1. Опросник В. Фейя - предназначен для определения уровня принятия других людей.
2. Тест К. Томаса - предназначен для определения типов поведения личности в конфликтной ситуации.
3. Рисуночный тест «Кактус», разработанный М. А. Панфиловой - предназначен для исследования эмоционального фона личности ребенка, выявить наличие агрессивности и степень тревожности.
4. Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе, использовались ответы родителей и классного руководителя.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав (теоретическая, диагностическая, коррекционная), заключения и списка источников и литературы. Также имеются приложения к работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За последние годы (2014 - 2018) участились случаи проблемного поведения детей подросткового возраста во всем мире, такой феномен носит агрессивный, а иногда даже насильственный характер. Причины такого явления до сих пор не выявлены [47].
Актуальность проблемы конфликтного поведения детей подросткового возраста заключается в том, что именно этот период характеризуется различными эмоциональными, а порой неадекватными поведенческими реакциями. Справедливо данное явление и к детям, имеющим ДЦП, так как специфика развития нервной системы может усугублять поведенческие изменения в данный сензитивный период.
Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме показал, что конфликт является предметом научного исследования уже длительное время и имеет различные формы существования, может оказывать как созидающее, так и разрушительное влияние на отношения, свойственно это также и к лицам с отклонениями в развитии, в том числе с ДЦП.
Подтверждается это тем, что в подростковый возраст у детей с ДЦП происходят качественные изменения личности, как и у нормально развивающихся сверстников, но с учетом имеющихся особенностей общения, дети могут быть более раздражительны и не сдержаны, гневливы и агрессивны, что, несомненно, приводит к конфликтам с окружающими людьми.
Анализируя работу психолога по предупреждению и преодолению конфликтного поведения у детей подросткового возраста с ДЦП было выявлено, что для них могут быть применимы различные техники и технологии из практической психологии, но необходимо адаптирование методов, так как данная категория детей ограничена в движении.
Исходя из этого, были подобраны методики (Опросник В. Фейя, тест К. Томаса, рисуночный тест «Кактус», схема экспертной оценки социально­психологической адаптации детей к школе) и проведен констатирующий этап эксперимента, где изучалась склонность к конфликтному поведению детей подросткового возраста с ДЦП.
Исследование показало, что выборке испытуемых (11 человек 12-14 лет) характерен средний уровень склонности к конфликтам.
На основе полученных данных была составлена программа по преодолению конфликтного поведения детей подросткового возраста с ДЦП, целью которого являлась - коррекция и предупреждение конфликтного поведения у данной категории.
В ходе исследования была проведена частичная апробация программы, эффективность которой продемонстрирована в результатах контрольного этапа эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о снижении уровня конфликтности в экспериментальной группе, у контрольной группы таких изменений не обнаружено.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Задачи успешно решены. Предложенная программа предупреждения и коррекции конфликтного поведения у детей подросткового возраста с ДЦП оказалась эффективной.


1. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - М. : Академический проект, 2015. - 247 с.
2. Алиев, Х. М. Ключ к саморегуляции [Текст] / Х. М. Алиев. - М. : Мартин, 1998.
3. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - M. : Юнити, 1999. - 551 с.
5. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФК, неврология [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - М. : Книга по Требованию, 2013. - 325 с.
6. Бакалбаева, Г. А., Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП [Текст] / Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова // Молодой ученый. - 2015. - № 1.1. - С. 88-89.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия : изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М. : Апрель Пресс, 2000. - 509 с.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Изд-во : «Педагогика», 1990.
9. Вассерман, Е. Л. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблюдения [Текст] / Е. Л. Вассерман, М. В. Катышева, Л. Н. Никитина // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 3-8.
10. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.
11. Гарланд, К. Обзор книги Д.Г. Климась «Понимание травмы. Психоаналитический подход» [Текст] / К. Гарланд // Журнал практической психологии и психоанализа. -2010. - № 1. - C. 166-167.
12. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. - Л. : Медицина, 1977. - 93 с.
13. Дойч, М. С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М. С. Дойч // Социально-политический журнал. - 1997. - № 1. - С. 19-21.
14. Егидес, А. П. Психология конфликта [Текст] : учеб. пособие / А. П. Егидес. - М. : Университет «Синергия», 2013.
15. Зеленина, Н. Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебное пособие / Н. Ю. Зеленина. - Пермь : ПГГПУ, 2014. - 46 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ