Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом в начальных классах школы

Работа №93951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.... 7
1.1. Содержание понятия «интеллектуально-речевые умения» в научной
литературе 7
1.2. Трудности при работе с текстом у обучающихся с задержкой
психического развития в начальных классах школы 14
1.3. Организация совершенствования интеллектуально-речевых навыков
при работе с текстом 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Примерное планирование коррекционно-развивающей работы 42
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО¬РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ 47
3.1. Совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся
начальных классов с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 47
3.2. Содержание и условия апробации программы 50
3.3. Методические рекомендации родителям по совершенствованию
умений при работе с текстом у обучающихся с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77


Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение: условий для индивидуального развития всех обучающихся, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ - закон «Об образовании в Российской Федерации». По статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества обучающихся с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют обучающиеся имеющие задержку психического развития (ЗПР). Большинство школьников данной группы по разным причинам поступает в общеобразовательные учреждения, где сталкиваются с рядом проблем разного характера [49].
Одной из главных проблем является недостаточная эффективность обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит интеллектуально-речевым умениям, а именно работе с текстом:
- обучающиеся не могут найти необходимую информацию, переработать и самостоятельно использовать ее в речевой деятельности;
- не обладают навыком переработки информации, представленной в разных знаковых системах (таблица, схема, текст, диаграмма);
- не могут извлекать информацию по заданным темам из
неадаптированных текстов (научно-популярных, философских, публицистических).
Немаловажной проблемой также является увеличение с каждым годом количества текстовой информации, новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки. Все это повлекло за собой необходимость подготовки обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы [60].
На основе изученной научной литературы по данной теме можно сделать вывод, что при работе с текстом обучающиеся испытывают значительные трудности, поэтому актуальным является использование и подбор таких методов, средств и технологий работы, которые будут способствовать совершенствованию интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития.
Проблема обучения обучающихся работать с текстом всегда являлась актуальной не только в педагогике, но и в социальной жизни. Ведь чтение и письмо являются важными навыками для каждого сознательного человека в обществе. Поэтому достижение совершенствования интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом - одна из наиболее сложных и актуальных задач начального уровня образования. Это и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - интеллектуально-речевые умения младших школьников.
Предмет исследования - процесс создания условий для совершенствования интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Цель исследования - составление и частичная апробация программы по совершенствованию интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических
исследований по изучаемой проблеме.
2. Подобрать методы педагогической диагностики уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
3. Провести педагогическую диагностику уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
4. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме более эффективного усвоения обучающимися начальных классов с задержкой психического развития навыков работы с текстом.
5. Составить программу по совершенствованию интеллектуально-речевых навыков у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Методика исследования: Диагностическая авторская
стандартизированная методика исследования навыка чтения А.Н. Корнева.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам на уроках чтения и русского языка по совершенствованию интеллектуально-речевых умений посредством работы с текстом с обучающимися с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ «Криулинская СОШ» Свердловской области в Красноуфимском районе.
В исследовании приняли участие 6 обучающихся с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, включающий 68 наименований и два приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение научной литературы показало, что обучающимся с задержкой психического развития характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы, речи, личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающемуся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких обучающихся по одному или нескольким предметам. Так как огромную роль в усвоении школьных предметов играет успешное выполнение работы с текстом обучающимися, то необходимо совершенствовать интеллектуально-речевые умения для эффективной учебной деятельности.
Поэтому, для выявления уровня сформированности навыков работы с текстом нами была адаптирована стандартизированная методика исследования навыка чтения, предложенная А.Н. Корневым, которая помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения: как беглость, правильность и осознанность.
По результатам данного исследования у обучающихся эксперимента наблюдаются низкий технический компонент (беглость) чтения и уровень ниже среднего смыслового компонента (осознанности) чтения. Трудности у обучающихся проявляются в правильности чтения, недостаточное соблюдение пауз, логических ударений (выразительность), обусловленные замедленным темпом приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложностью установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низким темпом протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабостью самоконтроля.
На основе проведенного исследования составлена и частично апробирована программа курса, направленная на использование различных видов работы с текстом и совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся с задержкой психического развития в начальных классах, начало проходить более успешно.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в
специальной (коррекционной) школе : учеб. для студентов пед.
ин-тов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий / Б. Г. Ананьев. - М., 1982. - 288 с.
3. Баязова, Л. Б. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения /
Л. Б. Баязова, В. А. Волков // Начальная школа. - 2012. - № 5. -
С. 60-63.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Буторина, И. Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Буторина // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 74-75.
6. Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора / А. П. Валицкая. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 127 с.
7. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность : автореф. дис. кан. пед. наук / М. П. Воюшина. - СПб., 2006. - URL :https://refdb.ru/look/-851815.html (дата обращения: 28.03.2019).
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 524 с.
9. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 23-26.
10. Гончарова, Е. Л. Обходные пути в формировании «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка / Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С.11-14.
11. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопр. / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 15-18.
12. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л. А. Гусарова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 30-33.
13. Дефектология: словарный справочник / авт.-сост.
Б. П. Пузанова. - М. : Сфера, 2005. - 420 с.
14. Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников / авт.-сост. Т. А. Бутенко. - Ростов н/Д. :Баро-пресс, 2005. - 318 с.
15. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. - М. : Школьная пресса, 2005. - 95 с.
16. Дмитриева, О. А. Особенности формирования навыков чтения у
детей с задержкой психического развития : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Дмитриева, Л. А. Брюховских // М., 2016. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navykov-chteniya-u- detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 19.06.2019).
17. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - М. : Наука, 1984. - 232 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М. : Просвещение, 1953. - 264 с.
19. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин - М. : Наука, 1982. - 160с.
20. Зайцева, А. И. Тесты для проверки осознанности чтения
произведений / А. И. Зайцева // Начальная школа. - 2003. - № 9. -
С. 24-27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ