ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.... 7
1.1. Содержание понятия «интеллектуально-речевые умения» в научной
литературе 7
1.2. Трудности при работе с текстом у обучающихся с задержкой
психического развития в начальных классах школы 14
1.3. Организация совершенствования интеллектуально-речевых навыков
при работе с текстом 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Примерное планирование коррекционно-развивающей работы 42
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО¬РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ 47
3.1. Совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся
начальных классов с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 47
3.2. Содержание и условия апробации программы 50
3.3. Методические рекомендации родителям по совершенствованию
умений при работе с текстом у обучающихся с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение: условий для индивидуального развития всех обучающихся, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ - закон «Об образовании в Российской Федерации». По статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества обучающихся с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют обучающиеся имеющие задержку психического развития (ЗПР). Большинство школьников данной группы по разным причинам поступает в общеобразовательные учреждения, где сталкиваются с рядом проблем разного характера [49].
Одной из главных проблем является недостаточная эффективность обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит интеллектуально-речевым умениям, а именно работе с текстом:
- обучающиеся не могут найти необходимую информацию, переработать и самостоятельно использовать ее в речевой деятельности;
- не обладают навыком переработки информации, представленной в разных знаковых системах (таблица, схема, текст, диаграмма);
- не могут извлекать информацию по заданным темам из
неадаптированных текстов (научно-популярных, философских, публицистических).
Немаловажной проблемой также является увеличение с каждым годом количества текстовой информации, новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки. Все это повлекло за собой необходимость подготовки обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы [60].
На основе изученной научной литературы по данной теме можно сделать вывод, что при работе с текстом обучающиеся испытывают значительные трудности, поэтому актуальным является использование и подбор таких методов, средств и технологий работы, которые будут способствовать совершенствованию интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития.
Проблема обучения обучающихся работать с текстом всегда являлась актуальной не только в педагогике, но и в социальной жизни. Ведь чтение и письмо являются важными навыками для каждого сознательного человека в обществе. Поэтому достижение совершенствования интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом - одна из наиболее сложных и актуальных задач начального уровня образования. Это и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - интеллектуально-речевые умения младших школьников.
Предмет исследования - процесс создания условий для совершенствования интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Цель исследования - составление и частичная апробация программы по совершенствованию интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических
исследований по изучаемой проблеме.
2. Подобрать методы педагогической диагностики уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
3. Провести педагогическую диагностику уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
4. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме более эффективного усвоения обучающимися начальных классов с задержкой психического развития навыков работы с текстом.
5. Составить программу по совершенствованию интеллектуально-речевых навыков у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Методика исследования: Диагностическая авторская
стандартизированная методика исследования навыка чтения А.Н. Корнева.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам на уроках чтения и русского языка по совершенствованию интеллектуально-речевых умений посредством работы с текстом с обучающимися с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ «Криулинская СОШ» Свердловской области в Красноуфимском районе.
В исследовании приняли участие 6 обучающихся с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, включающий 68 наименований и два приложения.
Изучение научной литературы показало, что обучающимся с задержкой психического развития характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы, речи, личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающемуся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких обучающихся по одному или нескольким предметам. Так как огромную роль в усвоении школьных предметов играет успешное выполнение работы с текстом обучающимися, то необходимо совершенствовать интеллектуально-речевые умения для эффективной учебной деятельности.
Поэтому, для выявления уровня сформированности навыков работы с текстом нами была адаптирована стандартизированная методика исследования навыка чтения, предложенная А.Н. Корневым, которая помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения: как беглость, правильность и осознанность.
По результатам данного исследования у обучающихся эксперимента наблюдаются низкий технический компонент (беглость) чтения и уровень ниже среднего смыслового компонента (осознанности) чтения. Трудности у обучающихся проявляются в правильности чтения, недостаточное соблюдение пауз, логических ударений (выразительность), обусловленные замедленным темпом приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложностью установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низким темпом протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабостью самоконтроля.
На основе проведенного исследования составлена и частично апробирована программа курса, направленная на использование различных видов работы с текстом и совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся с задержкой психического развития в начальных классах, начало проходить более успешно.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в
специальной (коррекционной) школе : учеб. для студентов пед.
ин-тов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий / Б. Г. Ананьев. - М., 1982. - 288 с.
3. Баязова, Л. Б. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения /
Л. Б. Баязова, В. А. Волков // Начальная школа. - 2012. - № 5. -
С. 60-63.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Буторина, И. Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Буторина // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 74-75.
6. Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора / А. П. Валицкая. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 127 с.
7. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность : автореф. дис. кан. пед. наук / М. П. Воюшина. - СПб., 2006. - URL :https://refdb.ru/look/-851815.html (дата обращения: 28.03.2019).
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 524 с.
9. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 23-26.
10. Гончарова, Е. Л. Обходные пути в формировании «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка / Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С.11-14.
11. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопр. / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 15-18.
12. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л. А. Гусарова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 30-33.
13. Дефектология: словарный справочник / авт.-сост.
Б. П. Пузанова. - М. : Сфера, 2005. - 420 с.
14. Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников / авт.-сост. Т. А. Бутенко. - Ростов н/Д. :Баро-пресс, 2005. - 318 с.
15. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. - М. : Школьная пресса, 2005. - 95 с.
16. Дмитриева, О. А. Особенности формирования навыков чтения у
детей с задержкой психического развития : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Дмитриева, Л. А. Брюховских // М., 2016. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navykov-chteniya-u- detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 19.06.2019).
17. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - М. : Наука, 1984. - 232 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М. : Просвещение, 1953. - 264 с.
19. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин - М. : Наука, 1982. - 160с.
20. Зайцева, А. И. Тесты для проверки осознанности чтения
произведений / А. И. Зайцева // Начальная школа. - 2003. - № 9. -
С. 24-27.
...