Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фототерапия как инструмент формирования семейных ценностей у студенческой молодежи

Работа №93935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретике - методологические основы исследования фототерапевтической деятельности 7
1.1. Определение понятия фототерапия. Технология ее деятельности 7
1.2. Методики фототерапии 18
Глава II. Организация процесса фототерапии для формирования семейных ценностей у студенческой молодежи 27
2.1. Программа исследования организации процесса фототерапии для
формирования семейных ценностей у студенческой молодежи 27
2.2. Результаты исследования «Возможности фототерапии при формировании
семейных ценностей у студенческой молодежи 31
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение


Актуальность. Фототерапия в социальной работе используется относительно небольшой промежуток времени в связи с малой осведомленностью специалистов о данной технологии и малой ее распространенности. Однако она постепенно набирает свои обороты и в настоящее время фототерапия все чаще используется в диагностике, коррекции и психотерапии среди различных групп общества.
Возможности фотографии, как коррекционного и развивающего средства, часто используются неосознанно при самостоятельных занятиях фотоделом или в ходе различных тренингов под руководством специалистов. С помощью фотографии и поставленных специалистом вопросов, мы можем «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я» и даже определить какие ценности для нас являются наиболее значимыми.
В формировании семейных ценностей у молодежи, прежде всего главную роль играет семья, где под воздействием родительской любви формируется как сама личность, так и сами ценности. Но под влиянием социальной среды, благодаря свойствам тех социальных групп, в которые индивид входит или опыт неблагополучной семейной родительской жизни уводят семейные ценности молодежи на второй план.
Для достижения положительного результата при формировании семейных ценностей у молодежи на базе Алтайского государственного университета, использовались определенные технологии фототерапевтической деятельности, как техника «Семейный альбом». Сутью данной техники является воссоздание целостной картины событий, что помогает определить для себя важность традиций и ценностей. Осознать имеющиеся внутри семьи конфликты, обиды и недопонимания во взаимоотношениях с родителями и избавиться от них, а так же ощутить внутреннюю поддержку.
Степень научной разработанности. Изучением проблемы формирования семейных ценностей занимались такие исследователи как: Азаров Ю., Ананьев Б., Бондаренко Н., Добрович Д., Жукова В., Захаров А., Зернов Д., Зритнева Е., Ковалёв С., Спиваковская А.
Особый научный интерес в исследовании ценностей связан с изучением нравственных ценностей молодежи. Проблемы нравственных ценностей нашли свое отражение в трудах классиков зарубежной и отечественной психологии: Бобнева М., Богданова О., Божович Л., Боришевского М., Брушлинский А., Выготский Л., Дробницкий С., Корниенко Н., Раев А., Рубинштейн С., Рудик П., Эльконин Д., Ядов В., Якобсон С., Яновская М.
Большой вклад в изучение ценностей внесли: Толмен Э., Фромм Э., Томас У., Знанецкий Ф., Маслоу А. и другие.
Изучением фототерапевтической деятельности занимались
исследователи: Вайзер Д. изучала фотографию как самостоятельный
инструмент психотерапии, Бурно М. Е. использовал фотографии в контексте терапии творческим самовыражением, аналогичное понимание и у Копытина А.
Объект: фототерапия как инструмент формирования семейных
ценностей у молодежи.
Предмет: возможности фототерапии как инструмента формирования семейных ценностей у студенческой молодежи на примере Алтайского государственного университета.
Цель работы: выявить возможности фототерапии при формировании семейных ценностей у студенческой молодежи на примере Алтайского государственного университета.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы исследования фототерапевтической технологии в работе с молодежью;
2. Рассмотреть и изучить техники использования фотографий в социальной работе;
3. Описать технологии деятельности фототерапии;
4. Разработать и провести исследование «Выявление возможностей фототерапии в формировании семейных ценностей у молодежи»;
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотезы исследования:
1 - вероятно, системный подход является наиболее оптимальным теоретико - методологическим подходом в исследовании техник фототерапии;
2 - скорей всего, техника фототерапии как семейный альбом является более успешной при формировании семейных ценностей у молодежи;
3 - вероятно, методики фототерапии успешно используются при работе с молодежью;
4 - предположительно, применение такой техники фототерапии как семейный альбом, будет иметь положительный результат в работе со студенческой молодежью.
Теоретико - методологические основы исследования. Системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин). Определение характеристик системы, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование.
Эмпирической базой исследования является анкетирование, проведенное в декабре 2019 года со студентами 1 курса факультета социологии Алтайского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее оптимальными теоретико - методологическим подходом в исследовании техник фототерапии является системный подход.
2. Фототерапевтические занятия имеют положительный эффект в формировании семейных ценностей у молодежи на примере Алтайского государственного университета. У студентов после фототерапевтических занятий появилось желание больше проводить свободное время со своей семьей, и задумались над существующими проблемами в их семье и возможными вариантами решения.
3. Наиболее успешной техникой при формировании семейных ценностей является «Семейный альбом».
4. Проведение фототерапевтических занятий со студенческой молодежью должно быть системным процессом.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико - методологических основ исследования фототерапии как инструмент формирования семейных ценностей у студенческой молодежи.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней проводится описание практического опыта применения методик фототерапии в работе с молодежью в рамках университета.
Апробация результатов:
1. Коржова Д. М. Служение добровольцев для детей с синдромом Дауна / Д. М. Коржова // Социальное служение русской православной церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно - практической конференции, 4 - 6 июня 2015 г. - СП6.: СП6ГИПСР, 2015. - 475 с.
2. Коржова Д. М. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки несовершеннолетних детей / Д. М. Коржова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество (сборник в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фототерапия — это один из методов арт - терапии, который имеет набор психотехник, связанных с лечебно - коррекционным применением фотографии, ее использование помогает как в решении психологических проблем, так и в развитии личности.
Сама фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников. Таким образом, терапевты, готовые воспринимать фотографии клиентов как отправные точки, а не как конечный продукт, используя их для инициирования открытых вопросов и изучения чувств, убеждений и стимулирования дополнительной творческой экспрессии, узнают гораздо больше о своих клиентах, используя личные и семейные фото в качестве инструментов активации. Это является процессом постоянного развития.
Каждая из представленных техник в работе, обладает своими уникальными преимуществами и недостатками, которые нужно учитывать специалисту при работе с клиентом. Все фотографии, которые делают люди, во многих отношениях являются их автопортретами. Следовательно, все эти техники в тесной взаимосвязи друг с другом формируют более масштабную «картину» терапевтических возможностей. Использование более одной техники обычно полезно в случае, когда в ходе терапии у клиента наблюдается некий прогресс. Комбинирование двух или более техник может быть эффективно само по себе или в сочетании с другими арт - терапевтическими техниками.
Лучший способ понять фототерапевтическую практику - это помнить, что фотографии говорят с подсознательным без единого слова, так что любой снимок может быть полезным в качестве стимула и катализатора в успешном процессе консультирования. Но «правда» снимков всегда должна восприниматься как относительная в ситуационном и временном аспекте, а клиент должен обладать правом не принимать определения, диктуемые снимками при первом контакте с ними. Если специалисту кажется, что в ходе взаимодействия выявлены некоторые доказательства, то их стоит представить как один из возможных способов восприятия жизненной ситуации, который полезно учесть и можно попытаться применить и выяснить, подходит он или нет.
Однако понимание сути техник еще не означает, что специалист знает, как применять их на практике. Например, понимание того, что автопортреты являются мощным инструментом самоанализа, или что альбомы полезны при выявлении динамики властных взаимоотношений, само по себе не объясняет, каким образом использовать эти техники, чтобы они выполняли данные функции. Лучшим способом выяснить, как лучше применять все эти техники, является практический тренинг. Именно в процессе тренинга специалист может сам почувствовать скорость и глубину техник, прежде чем использовать их в работе с клиентом.
Фототерапия позволяет специалистам любой области свежим взглядом посмотреть на привычное и увидеть что-то новое. Она восстанавливает ощущения, внутреннюю связь с чувствами, обращая прошлое в настоящее, помогает людям использовать фотографии в качества стимула для получения ответов из очевидной и скрытой информации, содержащейся в снимке, а также наладить диалог, который бы не был столь же глубоким и эффективным с использованием одних только слов.
Из представленных результатов исследования на примере Алтайского государственного университета, можно сказать, что фототерапия является дополнительным средством для формирования семейных ценностей у молодежи. Данная область применения техник фототерапии имеет большой потенциал и перспективы для дальнейшего развития.
Во - первых, потому, что тема формирования семейных ценностей будет актуальна всегда. Во-вторых, распространение цифровой фототехники, делает этот метод работы более доступным для людей.
На основании полученных нами результатов исследования мы можем наблюдать благоприятное воздействие техники «Семейный альбом» на целевую группу, а соответственно мы достигли ожидаемого результата работы. Работая с фотографиями из семейных альбомов своей семьи, студенты смогли больше узнать о своей семье, определили для себя наиболее значимые ценности и традиции, о чем и говорят нам результаты исследования. Так же при выявлении самими студентами в процессе работы возможных имеющихся проблем и недопонимания, может послужить для них мотивацией, чтобы обратиться к специалисту, который сможет помочь в решении семейных проблем.
Семейный альбом делает наглядными отношения в семье. При анализе фотографий с помощью поставленных вопросов специалистом, можно понять на каком этапе произошли те или иные изменения, и определить путь для разрешения проблем, что и определяет большую ценность применения фотографии с семьей.
Фототерапия и ее техники находят свое применение в деятельности со студенческой молодежью и наряду с этим нельзя не отметить, что данная техника требует дальнейшего изучения для выявления ее дополнительных возможностей и эффективности при систематизированной длительной работе подкрепленную специалистами в области терапевтической практики.



1. Авдошин, Г. В. Фотография как отражение / Г. В. Авдошин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 44-48.
2. Антонович, И. В. Фототерапия как технология социальной работы / И. В. Антонович [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/stan ovlenie_professii_soczialnyij_rabotnik_metodologii,_modeli_i_texnologii/2_zarubez hnyie_i_otechestvennyie_modeli_i_opyit_soczialnoj_rabotyi_i_soczialnogo_obrazov aniya/fototerapiya_kak_texnologiya_soczialnoj_rabotyi/ . - Загл. с экрана. - (дата обращения: 16.01. 2020).
3. Арпентьева, М. Р. Современная арт - терапия: фототерапия и кинотерапия / М. Р. Арпентьева, Т. Н. Авдеева // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пермь, 18-20 октября 2018 г.) / отв. ред. Е. В. Баталина-Корнева. - Пермь, 2019. - Ч. I. - С. 343-352.
4. Ашастина, Е. Р. Работа с образом дома: фотография в психотерапии женщин / Е. Р. Ашастина // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-центр, 2006. - С. 132-161.
5. Баринова, Н. В. Гражданский брак: почему его выбирает современная молодежь / Н. В. // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 3 (85). - С. 85-88.
6. Бурно, М. Е. Терапия творческим фотографированием / М. Е. Бурно // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно. - М. Академический проект, 2002. - 858 с.
7. Буянова, А. Е. Арт - терапевтические техники в социальной работе с семьей и детьми (на примере фототерапии и монотипии) / А. Е. Буянова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2016. - № 8-2. - С. 113-116.
8. Вайзер, Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей / Дж. Вайзер // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М. : Вариант, ЦСПГИ, 2009. - 415 с.
9. Вайзер, Дж. Техники фототерапии: исследования секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов / Дж. Вайзер. - М. : Генезис, 2017. - 424 с.
10. Верещагина, А. В. Отношение студенческой молодежи к семье и семейным ценностям (на примере Дагестана) / А. В. Верещагина // Молодежь и общество. - 2013. - № 1. - С. 52-60.
11. Вержибок, Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего / Г. В. Вержибок // Южно - российский журнал социальных наук. - 2018. - № 3. - С. 75-95.
12. Винокурова, А. В. Семейные ценности студенческой молодежи / А. В. Винокурова, Е. С. Шпак // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 10-2. - С. 307-309.
13. Власова, Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов /Т.А. Власова // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. статей / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. — Саратов: Научная книга, 2007. — 528 с.
14. Восприятие семьи и семейных ценностей донской молодежью / Ю. Г. Волков [и др.] // Молодежь и общество. - 2013. - № 2. - С. 60-67.
15. Галеева, А. Н. Семейные ценности молодежи / А. Н. Галеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -
2015. - № 4-2. - С. 67-70.
16. Говорухин, Г. Э. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КнАГТУ) / Г. Э. Говорухин, И. С. Андросова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -
2015. - Т. 2. - № 3 (23). - С. 71-81.
17. Гончарова, Г. С. Студенческая семья и отношение учащейся молодежи к семейным ценностям (на материале социологического исследования в Республике Саха (Якутия) / Г. С. Гончарова // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 3. - С. 61-67.
18. Гришкова, А. А. Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома / А. А. Гришкова // Наука. Общество. Государство. -
2016. - Т. 4. - № 4 (16). - С. 125-129.
19. Грошева, Е. В. Фототерапия и терапевтическая фотография / Е. В. Грошева // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования : материалы науч.-практ. конф. в рамках Фестиваля науки (г. Москва, 20-30 ноября 2017 г.) / науч. ред. О. В. Грибкова. - Москва, 2017. - Вып. 1. - С. 95¬100.
20. Грушко, Н. В. Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности / Н. В. Грушко, С. В. Чернобровкина // Омский научный вестник. - 2011. - №5. - С. 166-170.
21. Думнова, Э. М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект: на примере Новосибирска / Э. М. Думнова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 47-50.
22. Думнова, Э. М. Молодежь мегаполиса: социальное неравенство и ценности / Э. М. Думнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 54-59.
23. Егорова, Н. Ю. Трансформации супружества в контексте семейных
ценностей / Н. Ю. Егорова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально¬
экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 18-32.
24. Ефимова, А. М. Фототерапия: возможности фотографии в психологическом консультировании и групповой работе / А. М. Ефимова // Нейронаука в психологии, образовании, медицине : сб. ст. Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 22-23 октября 2014 г.) / ред. Т. В. Черниговская. -
Санкт-Петербург, 2014. - С. 91-95.
25. Ефимова, О. И. Семейные ценности современной молодежи: устойчивость основ или «в ногу со временем»? / О. И. Ефимова, Э. Р. Агаджанова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 209-214.
26. Жуков, В. И. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития / В. И. Жуков // Социальная политика и социология. - 2014. - № 2(103). - С. 7-28.
27. Зернов, Д. В. Молодежь на обломках СССР (1991- 2013 гг.) / Д. В. Зернов, А. А. Иудин, А. А. Овсянников // Наука и школа. - 2015. - № 2. - С. 121-138.
28. Змановская, Е. В. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи / Е. В. Змановская, Т. Е. Карташова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 222-226.
29. Зорин, С. Фото-кинотерапия / С. Зорин // Искусство в школе. - 2012. - № 2. - С. 46-49.
30. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: монография / Е. И. Зритнева. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 231 с.
31. Ильиных, С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации / С. А. Ильиных // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 4-1 (20). - С. 220-232.
32. Калужских, Т. Е. Особенности применения фототерапии в развитии эмоционально-личностной сферы / Т. Е. Калужских // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход : материалы IX Всерос. конф. с междунар. участием (г. Курск, 21-22 ноября 2019 г.) / отв. ред. П. В. Ткаченко. - Курск, 2019. - Ч. I. - С. 112-116.
33. Камалова, Г. Р. Семейная идентичность современной российской молодежи (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан) / Г. Р. Камалова // Социум и власть. - 2015. - № 1. - С. 29-31.
34. Кевац, М. А. Фототерапия как инструментарий психотерапии / М. А. Кевац // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 3. - С. 117-126.
35. Келиш, Э. В. В поисках смысла визуальных образов / Э. В. Келиш // Арт-терапия в эпоху постмодерна / под ред. А. И. Копытина. - СПб. : Семантика-С : Речь, 2002. - 224 с.
36. Кирова, А. П. Фототерапия как социальная технология / А. П. Кирова, О. В. Нагибина // MODERN SCIENCE. - 2019. - № 12-1. - 502-507.
37. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной науке / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
38. Коломийцев, А. К. Новый подход в применении фототерапии / А. К. Коломийцев // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 3-4 (45). - С. 71-72.
39. Копытин, А. И. Использование фотографии в детско-подростковой и семейной психотерапии и арт-терапии / А. Копытин, Е. Е. Свистовская // Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
40. Копытин, А. И. Руководство по фототерапии / А.И. Копытин, Д. Платтс. - М.: Когито-центр, 2009. - 184 с. - Текст: электронный //. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56502 (дата обращения: 15.01.2020).
41. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
42. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с.
43. Корнилова, М. Фотография и психотерапия. Когда фотосессия
становится терапевтичной? / М. Корнилова // Живой журнал. Негатив-Позитив- Креатив. От фотографии к психотерапии. - 4 апреля 2013 г. - С. 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elka55.livejoumal.com/770597.html (дата обращения 10.01.2019).
44. Королев, М. Г. Модель формирования в вузе ценностного отношения к родительству / М. Г. Королев // Alma mater : Вестник высшей школы. - 2011. - № 11. - С. 100-101.
45. Кук, Й. Использование фототерапии в ходе игровой терапии / Й. Кук // Практикум по игровой терапии / под. ред. Х. Кэдьюсон, Ч. Шефера. - СПб. : Питер, 2000. - 425 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ