Социальное обслуживание инвалидов и ветеранов боевых
действий в Алтайском крае: оценка качества
(на примере КГБУСО «Центр социальной реабилитации
инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула»)
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий 10
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию понятия и
сущности социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий 10
1.2. Нормативно-правовая база социальной поддержки и социального
обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий 18
1.3. Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов
и ветеранов боевых действий в Алтайском крае 28
Глава II. Эмпирическое исследование оценки качества условий оказания социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий в КГБУСО «Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула» 37
2.1. Методика оценки качества условий оказания социальных услуг
инвалидам и ветеранам боевых действий 37
2.2. Анализ результатов оценки качества условий оказания социальных
услуг инвалидам и ветеранам боевых действий 43
Заключение 57
Список литературы 62
Приложения 68
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла (Приложение 1). В 2019 г. между Министерством социальной защиты Алтайского края и Алтайским государственным университетом был заключен государственный контракт на выполнение работ по сбору, обобщению и анализу информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Министерства социальной защиты Алтайского края (Приложение 2, 3).
Кафедра социальной работы выступила оператором по данному проекту (Приложение 4). Научный консультант проекта: Калинина Ю.А., к.с.н.,
доцент кафедры социальной работы факультета социологии АлтГУ. Консультант проекта: Кузеванова А.Б., начальник сектора по работе с СОНКО
организационно-аналитического отдела управления по социальной политике
Министерства социальной защиты Алтайского края.
Социальная защита, поддержка и обслуживание граждан, принимавших участие в локальных войнах и вооружѐнных конфликтах, является одной
из важных задач государства. Решение этой задачи требует комплексного
подхода и скоординированных действий государственных структур и общественных организаций.
Основными целями социальной защиты ветеранов и инвалидов боевых
действий являются предоставление им социальных гарантий и льгот, обеспечение правовой защиты, предоставление комплекса социальных услуг, вовлечение их в систему социальных отношений в обществе. Решать эти вопросы призваны органы государственной власти, социальные учреждения и
общественные организации.
В Алтайском крае по данным на 2017 г. проживают более 20 тысяч ветеранов и инвалидов боевых действий, 364 семьи погибших ветеранов, которым оказываются меры социальной поддержки, установленные федеральным
законодательством.4
Актуальность. В Алтайском крае социальная защита ветеранов и инвалидов боевых действий осуществляется по нескольким направлениям, среди них: предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания ветеранам боевых действий и членам их семей. Меры поддержки данной категории граждан установлены как федеральным, так и краевым законодательством.
В настоящее время всѐ более актуальной становится проблема повышения эффективности социального обслуживания и качества условий социальных услуг. С 2015 г. в Российской Федерации проводится независимая
оценка качества условий предоставления социальных услуг, которая позволяет оценить существующий уровень качества условий в учреждениях социального обслуживания и определить основные направления улучшения качества.
Критерии качества социального обслуживания носят комплексный характер и отражают эффективность условий процесса социального обслуживания.
В связи с этим исследование социального обслуживания ветеранов боевых действий является актуальным, оценка качества условий социального
обслуживания имеет теоретическое и практическое значение в социальной
работе.
Степень научной разработанности.
Социальная защита и социальное обслуживание инвалидов и ветеранов
боевых действий является одной из важнейших задач государства и исследованиями особенностей решения этой задачи занимаются отечественные учѐные в различных регионах России Вопросы правового регулирования социальной защиты инвалидов и ветеранов боевых действий в своих научных работах раскрывают Т.А. Анбрехт, О.А. Дизер, Б.Ю. Дерешко, П.В. Ильмейкин, В.М. Корякин и другие.
Особенности организации социальной реабилитации и социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий в социальных учреждениях России раскрывают в своих исследованиях А.Н. Сабодаш, Н.С. Сажина,5
В.Г. Сайфуллин, И.Ю. Суркова и др, в том числе в Алтайском крае О.В. Губарева, В.В. Снесарь.
Квалиметрическое обеспечение анализа качества жизни, в том числе
выявление критериев оценки эффективности деятельности учреждений системы социального обслуживания населения изучают Л.Г. Гуслякова, С.И.
Григорьев, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина, М.Б. Лига, И.А. Щеткина.
В настоящее время существует необходимость в теоретическом анализе
независимой оценки качества условий оказания социальных услуг, а именно
в учреждениях социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых
действий, и проведении специальных социологических исследований.
Объектом исследования данной работы является социальное обслуживание инвалидов и ветеранов боевых действий.
Предмет исследования: оценка качества условий социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий в КГБУСО «Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула».
Цель работы: теоретический анализ подходов к исследованию сущности социального обслуживания и оценки качества условий оказания социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий в КГБУСО «Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула».
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию
понятия и сущности социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий;
2. Осуществить анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий;
3. Выделить основные направления социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий в Алтайском крае;
4. Описать методику оценки качества условий оказания социальных
услуг инвалидам и ветеранам боевых действий;6
5. Проанализировать результаты оценки качества условий оказания социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий в КГБУСО «Центр
социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула»;
6. Разработать рекомендации по улучшению качества условий оказания
социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий в КГБУСО
«Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г.
Барнаула».
Гипотезы исследования:
1.По-видимому, существует несколько теоретических подходов к исследованию сущности социального обслуживания.
2. Вероятно, в нормативно-правовых документах, принятых в РФ,
определено право, а также порядок и основные направления социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий и их семей.
3. Вероятно, в Алтайском крае основной формой социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий является полустационарная.
4. По-видимому, среди основных показателей оценки качества условий
оказания социальных услуг можно выделить открытость и доступность информации об организации; комфортность условий предоставления услуг, в
том числе время ожидания предоставления услуг; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость работников организации; удовлетворѐнность условиями оказания услуг.
5. Вероятно, большинство получателей положительно оценивают условия оказания социальных услуг в Центре социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий.
6. По-видимому в Центре социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий созданы необходимые условия, соответствующие
требованиям доступности.
Социальная поддержка и обслуживание граждан, которые принимали
участие в локальных вооруженных конфликтах и войнах, а также членам семей погибших воинов является одной из важнейших задач государственных
органов социальной защиты населения.
Сущность понятия «социальное обслуживание» представляет предметом научных исследований многих отечественных учѐных. Анализ литературных источников показал, что существует несколько подходов к изучению
понятия и сущности социального обслуживания. Так, философский подход
базируется на идее гуманизма и стремлении совершенствовать человеческую
жизнь и человеческие взаимоотношения. Исторический подход к пониманию
сущности социального обслуживания основан на организации помощи нищими страждущим как результат человеческого сострадания к ближнему и
соблюдение христианских традиций.
В рамках экономического подхода рассматриваются такие понятия как
потребитель и услуга. При этом социальное обслуживание представляется
как особый вид социального сервиса, предполагающего предоставление нуждающимся категориям населения различных услуг, направленных на решение их жизненных проблем и улучшения качества жизни в целом.
Согласно правовому подходу, сущность социального обслуживания заключается в специализированной помощи нуждающимся граждан специально созданных организаций, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми документами.
В социологическом подходе социальное обслуживание рассматривается, с одной стороны, как категория социологии, а с другой – как процесс социального взаимодействия людей по поводу помощи и взаимопомощи.
Таким образом, гипотеза о том, что, по-видимому, существует несколько теоретических подходов к исследованию сущности социального обслуживания, была подтверждена.
Социальное обслуживание инвалидов и ветеранов боевых действий является частью государственной системы социальной защиты, которая регу58
лируется соответствующими нормативно-правовыми документами. Так, получение статуса участника боевых действий регламентирует Федерального
Закона «О статусе участников боевых действий» № 34763-З, в котором прописано, кто относится к данной категории граждан и, соответственно, имеет
право на социальную поддержку от государства.
Социальное обслуживание нуждающихся категорий населения Российской Федерации регламентирует Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 28 декабря 2013 г.
Перечень мер социальной поддержки государства инвалидам и ветеранам боевых, в том числе социальная реабилитация и социальное обслуживание, прописаны в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Реализуют их различные государственные структуры: медицинские,
экономические, социальные. Социальное обслуживание инвалидов и ветеранов боевых действий осуществляют специализированные организации или
комплексные социальные центры, созданные в каждом регионе страны и оказывающие социальную помощь и поддержку данной категории граждан.
Таким образом, гипотеза о том, что вероятно, в нормативно-правовых
документах, принятых в РФ, определено право, а также порядок и основные
направления социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий и их семей была подтверждена.
В Алтайском крае социальное обслуживание инвалидов и ветеранов
боевых действий осуществляет КГБУСО «Центр социальной реабилитации
инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула». Социальные услуги
данной категории граждан оказываются в полустационарной форме. Медицинскую реабилитацию инвалиды и ветераны боевых действий проходят в
КГБУЗ «Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн» г. Барнаула.
Здесь оказывается необходимая лечебная и профилактическая помощь. Социальная реабилитация и социальное обслуживание осуществляется непосредственно в Центре, где для этого созданы все необходимые условия.
Так, в штате сотрудников имеются высококвалифицированный психолог, оказывающий необходимую психологическую поддержку инвалидам,59
ветеранам боевых действий, а также членам их семей, потерявших в локальных вооружѐнных конфликтах близкого человека. Также в Центре оборудован массажный кабинет, где ведѐт работу профессиональный массажист,
осуществляющий массаж как ручным способом, так и с помощью специального оборудования. Специалисты Центра информируют клиентов о мерах
социальной поддержки со стороны государства, предлагают помощь в
оформлении необходимых документов.
Для инвалидов и ветеранов боевых действий, а также членов их семей в
Центре регулярно проводятся различные тематические, патриотические и
культурно-досуговые мероприятия. Клиенты Центра принимают активное
участие в различных городских конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, гипотеза о том, что вероятно, в Алтайском крае основной формой социального обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий является полустационарная, подтверждена.
В настоящее время всѐ более актуальной становится оценка эффективности социального обслуживания специализированными центрами, в том
числе оценка качества условий оказания социальных услуг.
Оценка качества условий оказания социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий в КГБУСО «Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий г. Барнаула» проводилась в рамках проекта изучения условий качества социального обслуживания нуждающихся
категорий граждан в социальных учреждениях Алтайского края, реализуемый при непосредственном участии и под контролем сотрудников кафедры
социальной работы Алтайского государственного университета.
С целью оценки качества условий оказания социальных услуг инвалидам и ветеранам боевых действий на сайте учреждения, а также непосредственно в Центре был проведѐн анонимный опрос получателей социальных
услуг. Также было проведено экспертное наблюдение на сайте учреждения и
в организации Центра социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий. Оценку качества условий социального облуживания проводили по следующим критериям: открытость и доступность информации об ор60
ганизации; комфортность условий предоставления услуг, в том числе время
ожидания предоставления услуг; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость работников организации; удовлетворѐнность условиями оказания услуг.
Таким образом, гипотеза о том, что по-видимому, среди основных показателей оценки качества условий оказания социальных услуг можно выделить открытость и доступность информации об организации; комфортность
условий предоставления услуг, в том числе время ожидания предоставления
услуг; доступность услуг для инвалидов; доброжелательность, вежливость
работников организации; удовлетворѐнность условиями оказания услуг, подтверждена.
Результаты проведѐнного опроса получателей социальных услуг и экспертной оценки условий Центра социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий свидетельствуют о существующих недоработках в
плане обеспечения доступности и открытости информации на сайте учреждения, а также в помещении Центра. Несмотря на высокую степень удовлетворѐнности комфортностью предоставления услуг получателями, в Центре
не в полной мере созданы соответствующие условия для инвалидов боевых
действий, для их комфортного передвижения по Центру и получения социальных услуг наравне с другими получателями.
Получатели социальных услуг Центра социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий отмечают доброжелательность, отзывчивость и вежливость работающего персонала. По данным проведѐнного опроса клиента Центра готовы рекомендовать данное социальное учреждение
своим близким и в большинстве своѐм удовлетворены условиями оказания
социальных услуг.
Согласно проведѐнной оценке качества условий оказания социальных
услуг инвалидам и ветеранам боевых действий по комплексу критериев Центру было присвоено 27,84 балла из 33 максимально возможных.
Таким образом, гипотеза о том, что вероятно, большинство получателей положительно оценивают условия оказания социальных услуг в Центре61
социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, подтверждена. Гипотеза что, по-видимому, в Центре социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий созданы необходимые условия, соответствующие требованиям доступности, подтверждена частично.
По результатам проведѐнной оценки были разработаны рекомендации с
целью улучшения качества условий оказания социальных услуг инвалидам и
ветеранам боевых действий. Рекомендации направлены на устранение недоработок в плане открытости и доступности информации о деятельности центра, в том числе обеспечение обратной связи с потребителями, создание более комфортных условий для клиентов, обеспечение необходимых условий
для инвалидов боевых действий, территориальное расширение социального
обслуживания инвалидов и ветеранов боевых действий за пределы г. Барнаула, создание для этого технических возможностей, включение в штат специалистов по востребованным, по результатам опроса потребителей, специальностям (юрист, стоматолог, физиотерапевт и т.д.).
1. Федеральный Закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения 27.03.19).
2. Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах соци¬
ального обслуживания граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 19 декабря.
3. Федеральный Закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан Российской Федерации». - [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://www.aksp.ru/work/socobsl/files/442.pdf (дата обращения 25.03.19.
4. Федеральный Закон в редакции от 2 января 2000 г. с изменениями на 2
декабря 2019 г. «О ветеранах». - [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://docs.cntd.ru/document/9010197 (дата обращения 10.01.2020).
5. Проект Федерального Закона № 34763-З «О статусе участников воору¬
жённых конфликтов и участников боевых действий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901871708. (дата обращения 17.04.19).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера¬
ции от 31 мая 2018 г. № 344н (зарегистрирован в Минюсте России от 11 октября 2018 г. № 52409) «Об утверждении Единого порядка расче¬та показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здо¬ровья, образования, социального обслуживания и федеральными учре¬ждениями медико-социальной экспертизы». - [Электронный ресурс] / Правовая программа КонсультантПлюс.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера¬
ции от 30 октября 2018 г. № 675н. «Об утверждении Методики выявле¬ния и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, соци¬ального обслуживания и федеральными учреждениями медико - социальной экспертизы». - [Электронный ресурс] / Правовая програм¬ма КонсультантПлюс.
8. Распоряжение об утверждении плана мероприятий по улучшению соци¬
ально-экономического положения ветеранов и инвалидов боевых дей-ствий, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий в Алтайском крае на 2016-2020 годы от 22 декабря 2015 г.
9. Анбрехт, Т.А. О социальной защите ветеранов боевых действий / Т.А.
Анбрехт, О.А. Дизер // Вестник Челябинского гос. университета. Се-рия: Право. - 2015. - № 13 (368). - с. 16-21.
10. Анбрехт, Т.А. К вопросу о новациях в законодательстве о социальной защите ветеранов боевых действий / Т.А. Анбрехт, О.А. Дизер // Вик- тимология. - 2015. - № 2 (4). - с. 16-22.
11. Антипьева, Н.В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих / Н.В. Антипьева. - Омск, 2009. - 280 с.
12. Берёзкин, С.В. Социальная защита инвалидов и ветеранов боевых дей¬ствий в Ярославской области // Инвалиды и общество. - 2014. - № 2. - с. 43-46.
13. Бистяйкина, Д.А. Программно-целевой подход как форма социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны в регионе / Д.А. Бистяйкина, А.С. Палибина, Т.В. Соловьёва // Дискуссия. - 2019. - № 1(92). - с. 6-12.
14. В Алтайском крае утверждён план мероприятий по социальной под¬
держке ветеранов и инвалидов боевых действий на 2016-2020 годы: Материалы пресс-службы Алтайского края, опубликованные на офи-циальном сайте Алтайского края. [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: http: //www.altairegion22 .ru/region_news/v-altaiskom-krae-
utverzhden-plan-meropriyatii-po-sotsialnoi-podderzhke-veteranov-i- invalidov-boevyh-deistvii-na-20162020-gody_471838.html. (дата обраще¬ния 27.04.19).
15. Воронцова, М.В. Социальная реабилитация в социальных службах: метод. пособие / М.В. Воронцова, Т.В. Бюндюгова, В.Е. Макаров и др.
- Таганрог, 2015. - 302 с.
16. Губарева, О.В. Социальный портрет ветеранов боевых действий на примере работы отделения неврологи, специализирующегося на оказа¬нии нейрореабилитационной помощи в Алтайском краевом госпитале для ветеранов войн / О.В. Губарева, О.А. Зубова // Оренбургский меди¬цинский вестник. - 2013. - том IV. - № 3. - с. 37-39.
17. Гуслякова, Л.Г. Качество жизни и социального обслуживания населе¬ния / Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, Г.В. Говорухина, Ю.А. Калинина и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 305 с.
18. Гуслякова, Л.Г. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандар¬тизация социальных услуг / Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, Г.В. Гово¬рухина, Ю.А. Калинина и др. - М.: Изд-во: Алгоритм, 2011. - 249 с.
19. Дерешко, Б.Ю. Социальная работа с сотрудниками органов внутрен¬них дел, ставших инвалидами вследствие военной травмы: содержание и проблемы организационно-правового обеспечения / Б.Ю. Дерешко, Рыбин В.А. // Вестник Московского университета МВД России. - 2014.
- № 8. - с. 236-243.
20. Знаков, В.В. Психологический портрет участника войны в массовом сознании / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2007. - Т. 18. - № 3. - с. 34-49.
21. Зуева, С.Н. Технологии социальной работы с ветеранами боевых дей¬ствий в учреждении социального обслуживания / С.Н. Зуева, И.В. Патрушева // Социальное развитие региона: мат. науч.-практич. конф, Тюмень, 2009. - с. 69-73. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: е11Ьгагу.ги/йет.азр?1б=23227141 (дата обращения 11.04.19).
22. Ильмейкин, П.В. О некоторых вопросах признания ветеранами боевых действий граждан РФ и предоставления им мер социальной поддержки // Право в вооружённых силах. - 2013. - № 3 (189). - с. 23-31.
23. Киселев, И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Со¬циальное и пенсионное право. - 2007. - № 2. - с. 46-48.
24. Комаров, Е.И. Концепция достижения уровня эффективности деятель¬ности учреждений социального обслуживания населения города Моск¬вы, необходимого и достаточного для полного удовлетворения потреб¬ностей населения в социальных услугах / Е.И. Комаров, И.В. Малофеев, Н.Н. Стрельникова. - М., 2011. - 167 с.
25. Коровников, А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование / А.В. Коровников. - М.: Изд-во «Юрист», 2003. - 287 с.
26. Корякин, В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действии / В.М. Корякин // Право в Вооружённых силах. - 2003. - № 4. - с. 21-22.
27. Краевой госпиталь для ветеранов войн: 65 лет. - Барнаул, 2011. - 38 с.
28. Лапин, А.Н. Государственная поддержка комплексной реабилитации инвалидов боевых действий и военной травмы на примере ЦВТ им. М.А. Лиходея / А.Н. Лапин // Инвалиды и общество. - 2014. - № 2(14). - с. 23-29.
29. Майоров, В.И. Нормативно-правовое закрепление мер социальной за¬
щиты ветеранов боевых действий и членов их семей / В.И. Майоров, А.Н. Сабодаш // Вестник Челябинского гос. университета. - 2015. - № 4(359). - с. 48-59. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23889802_21779763.PDF (дата об¬ращения 11.04.19).
30. Министерство труда и социальной защиты Алтайского края: офици-альный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aksp.ru/otrasl/kriz/vet_b/deyatel/ (дата обращения 07.04.19).
31. Маяцкая, И.Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания населения / И.Н. Маяцкая // Бизнес в законе. - 2012. - № 2. - с. 231-234.
32. Миско, Е.А. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС / Е.А. Миско, Н.В. Та- рабрина // Психологический журнал. - 2004. - том 25. - № 3. - с. 44-51.
33. Новикова, К.Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в Рос¬сии / К.Н. Новикова. - М., 2011. - 218 с.
34. Овчаренко, С.А. Социально-правовые основы реализации социальной защиты населения / С.А. Овчарова, Л.Ф. Джуринская, Г.В. Колоскова // Экономика, право, организация и управление в социальной работе: сб. науч.тр. -2017. - с. 7-19.
35. Сабанов, З.М. Сущность социального обслуживания и его место в си¬стеме социальной защиты населения // Успехи современной науки. - 2016. - № 10. - Т. 5. - с. 29-30.
36. Сабодаш, А.Н. Некоторые вопросы управления и правового обеспече¬ния в области социальной защиты ветеранов боевых действий / А.Н. Сабодаш // Бизнес, менеджмент и право. - 2014. - № 1 (29). - с. 52-58.
37. Сажина, Н.С. Социальная защита ветеранов США и России / Н.С. Са¬жина. - С.-Пб.: Евразия, 2003. - 243 с.
38. Сайфуллин, В.Г. Управление социальной реабилитацией инвалидов боевых действий в Российской Федерации / В.Г. Сайфуллин: автореф. дисс. канд. соц. наук. - М, 2011. - 16 с.
39. Снесарь, В.В. Администрация Алтайского края / В.В. Снесарь // Инва¬лиды и общество. - 2016. - № 3(21). - с. 66-69.
40. Социальные права граждан в вопросах и ответах / Под ред. В.Е. Крут- ских, В.Е. Сидорова. - М.: Изд-во «Норма», 2006. - 352 с.
41. Суркова, И.Ю. Жизнь после победы: социальная политика в отноше-нии ветеранов / И.Ю. Суркова // Человек. - 2010. - № 5. - с. 23-25.
42. Суркова, И.Ю. Воины-афганцы: статус, меры социальной поддержки / И.Ю. Суркова // Человек. - 2011. - № 3. - с. 159-168.
43. Сухих, В. О социальной поддержке участников боевых действий на Северном Кавказе / В. Сухих // Социальное обеспечение. - 2003. - № 2.
- с. 5-10.