Оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.2. Механизмы адаптации, как психологический феномен и как
составляющая психологического здоровья 18
1.3. Особенности механизмов адаптации у детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 38
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения направлений
психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и характеристика контингента испытуемых 38
2.2. Обоснование выбора методов и методик для определения уровня
сформированности механизмов адаптации у испытуемых 49
2.3. Описание процесса определения уровня сформированности
механизмов адаптации у испытуемых и анализ результатов констатирующего этапа эксперимент 58
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 71
3.1. Определение места оптимизации механизмов адаптации у детей
младшего школьного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения их образования 71
3.2. Составление и апробация коррекционной программы, направленной
на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения образования 80
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента, анализ его
результатов 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 120
Анализируя данные из научной литературы, можно заключить, что проблема особенностей развития детей с общим недоразвитием речи всё больше приобретает актуальность, что подтверждается увеличением численности детей и взрослых выбранной нозологической группы. Только заиканием страдают не менее 1% процента взрослых и более 2% детей [28]. Нарушение речи, как вариант дефицитарного развития (по В. В. Лебединскому), несет за собой полную или частичную изоляцию человека в социуме. При отсутствии адекватной коррекционно-развивающей помощи, возможно дальнейшее проявление вторичных дефектов, которые могут отразиться, как в нарушениях познавательной сферы, так и в дезадаптации [38]. Речь является одним из компонентов механизма адаптации, а уровень речевого развития является одним из критериев успешности адаптации, противоречия между возможностями и желанием общения у детей с общим недоразвитием речи обозначают проблему исследования [39].
Актуальность исследования определяется противоречиями между:
- высокой значимостью адаптации в психологическом здоровье детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и низким уровнем адаптации у данной категории детей;
- необходимостью разработки программно-методического обеспечения процесса оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и недостаточностью научных исследований в данном направлении;
- необходимостью предупредить отрицательное влияние низкого уровня адаптации на развитие межличностных отношений, социализации и развитие коммуникативных навыков и практической недостаточностью технологий такой работы в деятельность специального психолога.
Цель - планирование, организация и проведение развернутого психолого-педагогического эксперимента, направленного на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Объект исследования - механизмы адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - направление и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задачи:
1. Теоретический анализ научной литературы и других источников по проблеме сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Анализ характеристики базы исследования и констатация направлений психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описание диагностического процесса определения уровней сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Составление и апробация коррекционной программы, направленной на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
5. Проведение контрольного этапа эксперимента и анализ его результатов.
Гипотеза:
Предполагается, что оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет более успешной тогда, когда в процессе психолого-педагогического сопровождения образования, наряду с другими мероприятиями, направленными на обучение, воспитание и коррекцию нарушений у данных детей, будет реализовываться коррекционно-развивающая программа, составленная с учетом результатов диагностики по определению уровня сформированности у них этих механизмов.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование, опрос.
Методики исследования:
- «Школа зверей» (Л. А. Венгер);
- Методика наблюдения (Р. Сирс);
- «Краски» (Г. Г. Моргулец);
- Изучение социально - психологической адаптации ребенка в школе (по Э. М. Александровской);
- «Школьная мотивация» (Н. Г. Лусканова);
- тест «Домики» (О. А. Орехова).
Теоретико-методологическая база: положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы (Л. С. Выготский, B. И. Лубовский, Г. Ф. Кумарина, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко, Т. Б. Филичева, В. В. Воронкова и др.); положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В. И. Петрова, Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Виноградова и др.); концепция педагогического взаимодействия (В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Л. И. Уманский и др.); концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л. С. Выготский [11]; принципы психокоррекции:
C. В. Лауткина, Р. Е. Левина, В. Оклендер, Е. К. Лютова, О. В. Хухлаева [38; 42; 61; 78].
Апробация результатов исследования:
- опубликована теоретическая статья «Особенности адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» в сборнике международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 2020 г.;
- опубликована практическая статья «Особенности адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» в сборнике международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 2021 г.;
- опубликована практическая статья «Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи» в рамках сборника II Всероссийского форума с международным участием психологов образования «Психология образования: современный вектор развития», 2021 г.;
Практическая значимость анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы по оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения образования позволили составить в выводах методические рекомендации в адрес специальных психологов по использованию указанной программы в процесс образования названной категории детей.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург, ул. Дарвина 4.
Структура:
Работа в целом состоит из введения; 3 глав: 1 теоретической и 2 практических; заключения; списка источников и литературы (86 наименования; приложения в состав которого вошли следующие материалы: протоколы обследования, конспекты занятий, продукты деятельности детей, сертификаты участия в конференциях).
Объем работы 126 страниц машинописного текста, в работе 14 таблиц, 6 рисунков.
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
1. В теоретической части данной работы проанализирована психолого-педагогическая литература, были установлены, рассмотрены и описаны особенности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и феномен психолого-педагогического сопровождения.
2. Констатирующий этап эксперимента заключает в себя диагностический инструментарий, целенаправленно выбранный для изучения выдвинутой проблемы. Все методы и методики были необходимыми для определения сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста. Также, вторая глава несла в себе описание базы исследования и особенностей организации в ней психоло- педагогического сопровождения образования. Описан контингент испытуемых. Был осуществлен анализ, полученных данных, по результатам психодиагностики, который позволил заключить о том, что: 32% испытуемых имеют высокий уровень адаптации, 26% демонстрируют средний результаты а у 42% адаптация развита на низком уровне. При проведении анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего этапа эксперимента, очевидно, что дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи имеют психологические особенности. Поэтому, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность коррекционные программы, направленные как на оптимизацию механизмов адаптации, так и на развитие социальной, эмоциональной и коммуникативной сфер в целом.
3. В последней части осуществлялось планирование работы по оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. На данном этапе осуществлялся анализ научной литературы из области логопсихологии, социальной и специальной психологии и не только. В ходе данных изучений был проанализирован огромный объем подходов к работе и с опорой на все эти данные началось составление коррекционно-развивающей программы. Апробация программы была реализована в полном объеме. По её результатам стоит заключить, что среди испытуемых по результатам коррекционно-развивающей работы были выявлена дети младшего школьного возраста с высоким уровнем адаптации (50%), что на 18% превышает результативность на констатирующем этапе эксперимента. Данной группе испытуемых характерно не только благоприятное отношение к учебной деятельности, но и успешное освоение учебной программы, умение успешно понимать и выполнять сложные задания и управлять произвольным вниманием и усваивать речевые инструкции. Способны без лишнего контроля и уточнения демонстрировать интерес и самостоятельность в работе и иметь статусное положение в коллективе сверстников. Стоит отметить, что 5% обучающихся, что на 37% ниже результатов первичной диагностики, имеют низкий уровень. Данная группа испытуемых отрицательно относится к школе, демонстрирует сниженный эмоциональный фон, имеют сложности с поведением и дисциплиной, сложно усваивают учебный материал и затрудняются при самостоятельной работе. Работоспособность и внимание сохраняется при осуществлении дополнительных пауз на отдых, близких друзей нет, запоминание имен и фамилий вызывает трудности.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что все осуществленные мероприятия в рамках оптимизации адаптации детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи являются эффективными и имеют своеобразную перспективу в виде использования его в рамках профилактики. Также, рекомендуется проведение данного эксперимента на иной выборке, для осуществления сравнительного анализа. В данном случае анализ может привезти к полному подтверждению данных исследования или поспособствует выявлению других качеств у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы достигнута, задачи реализованы
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 2008. 153 с.
2. Алмазова С. Л. Методы психологической диагностики : учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. 116 с.
3. Артищева Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. Казань, 2016. 60 с.
4. Базарова С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения: на примере Центра диагностики и консультирования. Курск, 2009. 24 с.
5. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988. 260 с.
6. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996. 379 с.
7. Бурлакова Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М., 2001. 210 с.
8. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. 2006. № 8. С. 14-16.
9. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2009. 224 с.
10. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003. 160 с.
11. Волковская Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов. М., 2020. 190 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 224 с.
13. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 30-33.
14. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
15. Горбушина О. П. Психологический тренинг: секреты проведения. Санкт-Петербург, 2008. 176 с.
16. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1. С. 93-101.
17. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Известия Саратовского ун-та. 2008. С. 76-81.
18. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.
19. Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагогогическая диагностика. 2008. № 4. С. 69-76.
20. Денисова О. А., Леханова О. Л. Детская логопсихология. М., 2018. 161 с.
21. Дубровина И. В., Акимова М. К. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. 303 с.
22. Дудина М. М. Основы психолого-педагогической диагностики : учебное пособие. Екатеринбург, 2016. 190 с.
23. Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Педагогическая диагностика. 2009. № 4. С. 248-256.
24. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. 2002. № 8. С. 99-105.
25. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи // Дефектология. 2003. № 6. С. 81-92.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998. 352 с.
27. Ивановская О. Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная школа. 1999. № 1. С. 61-63.
28. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. Москва, 2006. 320 с.
29. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004. 128 с.
30. Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Школа здоровья. 2006. № 3. С. 23-37.
31. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 160 с.
32. Конева Е. В. Детерминанты и критерии социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2007. Т. 4. С. 132-139.
33. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности : учеб.-метод. пособие. СПб., 2005. 198 с.
34. Крамаренко Н. С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. 2007. № 2. С. 37-39.
35. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 4. С. 70-74.
36. Кузьмина А. А. Оценка психоэмоционального статуса первоклассников в рамках наблюдения за процессом адаптации к школе // Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 6. С. 26-28.
37. Куклина Н. Б. Формирование адаптивных качеств учащихся. Из опыта работы социального педагога в общеобразовательной школе // Начальная школа. 2002. № 11. С. 71-75.
38. Лауткина С. В. Логопсихология. Витебск, 2007. 150 с.
39. Лауткина С. В. Проблема психологической адаптации детей с речевыми нарушениями. М., 2009. 210 с.
40. Лебедева М. Трудно ли быть новенькой? // Здоровье школьника.
2008. № 3. С. 40-43.
41. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003. 187 с.
42. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Дефектология. 2007. № 4. С. 22-29.
43. Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001. 248 с.
44. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. 320 с.
45. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2008. 160 с.
46. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2002. № 1. С. 56-65
47. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.,
2009. 320 с.
48. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2006. № 10. С. 122-127.
49. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Известия Волгоградского гос. педагог. ун-та. Серия Педагог. науки. 2007. № 1. С. 35-38.
50. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : учебно-методическое пособие. М., 1999. 32 с.
51. Лущекин В. С. Психофизиология школьной адаптации. Основные факторы прогнозирования успешности пребывания детей в начальной школе // Шк. здоровья. 2005. № 4. С. 44-50.
52. Любякин А. А. Некоторые аспекты изучения понятия «кризис» в психологии // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2010. № 9. С. 151-157.
53. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000. 136 с.
54. Макарова Г. А. Музыкальная терапия - детям. М., 2012. 57 с.
55. Микляева А. В. Психопрофилактика школьной тревожности: программы работы, диагностика // Педагогическая диагностика. 2007. № 2. С. 88-111.
56. Микляева А. В. Семинары для педагогов по психопрофилактике школьной тревожности // Педагогическая диагностика. 2007. № 3. С. 77-94.
57. Микляева А. В. Психопрофилактика школьной тревожности: программы работы, диагностика // Педагогическая диагностика. 2007. № 2. С. 88-111.
58. Назарова Н. М. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. 400 с.
59. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М., 2009. 167 с.
60. Никольский А. В. Психология здоровья. Специфика и пределы адаптивности. М., 2020. 303 с.
61. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 2000. 282 с.
62. Оклендер В. Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. М., 2006. 198 с.
63. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. СПб., 2008. 176 с.
64. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. М.,
2002. 510 с.
65. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов-на-Дону, 2007. 335 с.
66. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2008. 175 с.
67. Сластенин В. А. Психология и педагогика. М., 2010. 480 с.
68. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб., 2008. 118 с.
69. Тюменева Ю. А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. 2008. № 3. С. 95-107.
70. Ушаков И. Б. Адаптационный потенциал человека // Вестник Российской академии медицинских наук. 2004. № 3. С. 8-13.
71. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 234 с.
72. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности : монография. СПб., 2008. 730 с.
73. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка. СПб., 2003. 176 с.
74. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
75. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие. М., 1998. 160 с.
76. Фролова С. Адаптация новичков: способы создания атмосферы взаимодействия и поддержки // Директор школы. 2004. № 7. С. 61-65.
77. Фролова Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья. Мн.,
2003. 172 с.
78. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003. 251 с.
79. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2006. 248 с.
80. Хухлаева О. Е. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы. Москва, 2008. 160 с.
81. Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психолог. наука и образование. 1999. № 3/4. С. 31-37.
82. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. М., 1995. 160 с.
83. Шалимов В. Ф. Школьная адаптация детей с пограничными психическими расстройствами // Журн. неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 2007. Т. 107., № 3. С. 24-29.
84. Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. 2008. № 8. С. 15-19.
85. Эльконин Д. Б. Детская психология / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М., 2007. 384 с.
86. Юнусова С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 139-150.