ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО 6 ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у 6
школьников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших 13
школьников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
1.3. Характеристика фонетико - фонематического недоразвития 17
речи у младших школьников
1.4. Нормативные, организационно-содержательные условия 21
деятельности логопедического пункта
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ 25 ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация логопедического исследования детей младшего 25
школьного возраста
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей 29
младшего школьного возраста
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ 49 ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРОЗВИТИЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Анализ методической литературы по проблемам коррекции 49
фонетико-фонематической стороны речи
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции 51 фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Актуальность исследования. В современном обществе исследователями выявлен факт, наличия у детей 6-7 летнего возраста патологий в речевом развитии. Нарушения фонетика - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. Сегодня достаточно важной проблемой является не сформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление. Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфии и дислексии, у детей данной категории. При наличии сохранного слуха и интеллекта дети, имеющие потологий в речевом развитии, они не способны изучить школьную программу. Это является следствием фонетико-фонематического недоразвития речи.
Правила для успешного обучения грамоте появились еще в дошкольном возрасте. Более подходящим возрастом приходится пятый год жизни, для формирования высшей формы фонематического слуха и для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом поле.
Авторы Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова изучали речевую деятельность детей с отклонениями. Практический опыт логопедической работы, подтвердил, что правильно построенный коррекционный процесс позволяет не только устранить недостатки формирования фонематических процессов у детей с ФФНР, но также создать школьникам устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.
Успешное распространение получили программы практических авторов Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, Г. А. Каше, Т. В.Тумановой. Методики обучения и воспитания детей с ФФНР доказали результативность научных и методологических позиций, которые применяются в содержании коррекционно-развивающегося процесса. Коэффициент предлагаемой системы и потребность наличия развития между дошкольной, школьной ступенью образования подтвердили данные за последние десятилетия.
Такие авторы, как Р.Е. Левина, Н. А. Никишина, Р.М. Боскис, Г. А. Каше обращают внимание на то, что дети младшего школьного возраста с ФФНР встречаются все чаще в настоящее время. При своевременном выявлении детей с ФФНР и при проведении специально подобранного и организованного обучения можно не только исправить первичный дефект, но и предупредить вторичный дефект, а также обеспечить их подготовку к обучению в школе. Это и стало актуальностью нашего изучения.
Цель исследования: Определить основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников в условиях логопедического пункта.
Объект исследования: - младшие школьники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с ФФНР.
Гипотеза исследования: развитие фонематических процессов у детей с ФФНР будет успешным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей формирование фонематической и фонетической стороны речи. На основе домысел изучения и целей, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить специальную и общую литературу по проблеме исследования.
2) Провести обследование речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и выяснить уровень развития фонематического представления.
3) Разработать методику и провести экспериментальное обучение.
4) Исследовать в конечном итоге эффективность применения методов обучения.
Учения А. Н. Гвоздьева, А.Н. Леонтьева об этапах речевого развития и положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина об основном виде деятельности детей явились методологической основой исследования.
Методы исследования:
1) Знакомство с логопедической и психолого-педагогической
литературы по теме;
2) Ознакомление с медицинской и психолого-педагогической
документацией;
3) Мониторинг за коррекционной группой и изучение ее особенностей;
4) Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
5) Обработка полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость. В работе описаны исследования психолого-педагогической, логопедической, методической литературы и современных образовательных программ по проблеме. У детей младшего школьного возраста с ФФНР изучены теоретико-методологические основы формирования фонетико-фонематического недоразвития речи. Данные, которые были получены, могут быть использованы для работы учителями - логопедами, педагогами, работающими с детьми, а также родителями имеющих детей с ФФНР.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение деревни Сабанаково МОБУ СОШ.
Экспериментальное исследование было проведено с детьми в возрасте 6 -7 лет, имеющими заключение ЦПМПК и логопедическое заключение ФФНР, в количестве 10 человек.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников в условиях логопункта. Целью работы являлось определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста, разработка теоретически обоснованного содержания логопедической работы и ее апробация. В ходе теоретико- методологического анализа проблемы фонетико-фонематических нарушений у младших школьников было выяснено, что данный дефект является следствием нарушения просодической стороны речи, фонетического компонента речи, расстройства общей и речевой моторики. Степень выраженности нарушений обусловлена тяжестью анамнеза, личностными особенностями и условиями речевого общения. Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, влекут за собой недоразвитие фонематического восприятия и слуха, которые тормозят процесс формирования правильного произношения звуков у детей. Систематическое использование на занятиях разнообразных методов и приемов работы, таких как: игры, задания, упражнения, наглядные пособия способствуют значительному развитию и формированию фонематического процесса, общей и мелкой моторики у детей школьного возраста. Экспериментальной базой исследования выступил д.Сабанаково МОБУ СОШ. На основе данных констатирующего исследования была выявлена специфика нарушений моторной, артикуляционной, звуко-произносительной сфер у детей, а также нарушения фонематического слуха и восприятия. Как показал контрольный этап, предлагаемая логопедическая работа с использованием развивающих дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников способствовала повышению уровня развития произносительной стороны речи и ее составляющих. Были разработаны перспективные планы индивидуальной коррекционной работы для каждого ребенка, а также комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи. Таким, образом, данная работа по теме «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста » включает в себя общие аспекты и особенности форм работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и у детей той же возрастной группы без речевой патологии. Можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е. А. Флериной / И. И. Андрюшина. - Москва : Прометей, 2013. - 617 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2010. - 254 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении / Т. В. Ахутина. - Москва : Прометей, 1999. - 460 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 120 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2010. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. - 144с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2003. - 415 с.
10. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айриспресс, 2005. - 224 с.
11. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей / Н. С. Гаврилова. - Москва : Печать-Сервис, 2011. - 201 с. 82
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет / О. С. Гомзяк. - Москва : Гном и Д, 2009. - 160 с.
14. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич. - Москва : Просвещение, 2005. - 350 с.
15. Гусарова, Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Н. Н. Гусарова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 1998. - 239 с.
16. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. - Москва : Педагогика, 2000. - 140 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 2006. - 112 с.
18. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 280 с.
19. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
...