Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта

Работа №95106

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 7
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны
речи у детей в норме 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
дизартрии 11
1.3 Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 13
1.4 Организация работы логопедического пункта дошкольного
образовательного учреждения 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 21
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего этапа эксперимента .. 21
2.2 Анализ результатов изучения моторной сферы у детей с
дизартрией 22
2.3 Анализ результатов изучения уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью дизартрии.... 28
2.4 Анализ результатов изучения фонематических процессов у детей с
лёгкой степенью дизартрии 33
2.5 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 38
3.1 Анализ подходов к коррекции стороны речи у детей с лёгкой
степенью дизартрии 38
3.2 Планирование и содержание обучающего эксперимента по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой
степенью дизартрии в условиях логопедического пункта 43
3.3 Цель, задачи и организация контрольного этапа эксперимента и
анализ его результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90

Несмотря на широкое распространение дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями речи, не все нуждающиеся дети могут оказаться под целенаправленным логопедическим воздействием. Большинство детей попадается в общеобразовательные детские сады, где можно встретить разнообразный контингент детей. Это могут быть дети как с нормальным развитием, так и с различными нарушениями. Особую группу составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, обусловленным лёгкой степенью дизартрии, отсутствие соответствующей коррекции которого в дальнейшем ведёт к школьной неуспеваемости. Для детей старшего дошкольного возраста решение данной проблемы имеет особый смысл, что обуславливает актуальность исследования.
На сегодняшний день, по данным разных исследователей, отмечается подъем количества детей с речевой патологией из-за различных негативных биологических и социальных факторов. Одним из наиболее часто встречаемых вариантов является лёгкая степень дизартрии.
Вопросы, связанные с изучением детей с лёгкой степенью дизартрии, раскрывались в работах О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, О.Г. Приходько, Е. Ф. Архиповой и других авторов.
Объект исследования - фонетико-фонематическая сторона речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - процесс коррекции фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта
Цель исследования - на основе методической литературы и данных констатирующего эксперимента разработать наиболее эффективные способы работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта и оценить их эффективность.
Задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по изучению и формированию фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии;
• экспериментальным путем, выявить уровень
сформированности фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии;
• подобрать методы и приемы коррекционной работы, возможные для применения в условиях логопедического пункта;
• спланировать и провести обучающий эксперимент, направленный на формирование фонетико-фонематических процессов;
• провести контрольный эксперимент и определить эффективность коррекционной работы.
Гипотеза исследования определяется тем, что при лёгкой степени дизартрии недоразвитие моторной сферы, нарушения звукопроизношения и недоразвитие фонематических процессов имеют различную степень выраженности и обусловлены особенностями структуры дефекта. Предполагается, что процесс формирования фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии будет более эффективным в условиях логопедического пункта, если коррекционная работа будет разработана с учетом психолого-педагогических условий:
• учёт структуры речевого дефекта;
• учёт ведущей деятельности.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами:
• теоретический метод (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
• эмпирический метод (педагогические эксперименты, наблюдение);
• количественный и качественный анализ полученных результатов;
• метод сравнения (сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента)
Научная новизна исследования: систематизированы методы, приёмы и упражнения коррекционно-логопедической работы, определены наиболее успешные направления для коррекции фонетико-фонематический стороны речи у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Практическая значимость исследования: совокупность использованных методы, приёмов и упражнений, позволили наиболее успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были решены все поставленные задачи. К ним относились: изучение научно-методической литературы по вопросам формирования фонетико-фонематических процессов у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии, проведение эксперимента (констатирующего, обучающего и контрольного этапа), и анализ полученных результатов, и определение эффективности коррекционной работы.
Дошкольникам с ФФНР и лёгкой степенью дизартрией помимо нарушений моторного развития характерно недоразвитие большинства компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. В будущем это может привести к вторичным нарушениям письма и чтения, то есть ребенок фактические не готов к процессу обучения грамоте.
Количественный и качественный анализ данных, полученных в результате проведения констатирующего этапа эксперимента, помог определить у обследуемых дошкольников состояние моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Были определены задания на определение уровня организации движений (статических и динамических), состояния звукопроизношения и фонематических процессов. При диагностике движений артикуляционного аппарата, были выявлены двигательные нарушения языка и челюсти. Во время диагностики звукопроизношения, было отмечено, что у детей в основном нарушено произношение группы шипящих звуков и соноров, также может встречаться искажённое произношение свистящих звуков. При диагностике фонематических процессов, у детей были выявлены следующие нарушения: неверное определение последовательности звуков в слове, количества звуков, а также их места.
На основе изучения научно-методической литературы, а также проведенного констатирующего этапа эксперимента, были определены условия для формирование фонетико-фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта. К ним относятся: учёт структуры дефекта, учет индивидуальных особенностей (развития мелкой моторики, состояния звукопроизношения, развития фонематических процессов, а также уровень развития высших психических функций), учёт ведущей деятельности.
На основе этих данных была составлена коррекционно-логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии. Коррекционно-логопедическая работа включала в себя занятия по развитию моторной сферы: общей, мелкой и артикуляционной моторики; коррекции нарушений звукопроизношения и совершенствованию фонематических процессов. На каждого ребёнка был разработан индивидуальный коррекционный план работы. Занятия включали специальные игры и упражнения.
Для определения эффективности обучающего этапа эксперимента, был проведён контрольный эксперимент. Он включал в себя те же задания, которые были использованы в констатирующем этапе эксперимента. По данным контрольного эксперимента, можно увидеть улучшения в развитии детей. За данный период обучения, дети показали незначительные улучшения, так как для дошкольников с данными нарушениями требуется более длительная систематическая коррекционно-логопедическая работа.
Сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердили эффективность, проведенной коррекционно-логопедической работы. Это значит, что выбранные методы, приёмы и обозначенные психолого-педагогические условия по коррекции речевых нарушений были правильно определены. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст]/ Е.А. Азова, О.О. Чернова.
- М. : ТЦ Сфера, 2018. - 32 с.
2. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей[Текст] / Е. Ф. Архипова - М. : АСТ : Астрель, 2007.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст]/ Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
4. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие[Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова.- Москва : МПГУ, 2016. - 104 с.
5. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» [Текст]/ Л. О. Бадялян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с.
6. Баль Н. Н. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие [Текст]/ Н. Н. Баль, С. П. Хабарова, И. С. Зайцев и др. - Минск : БГПУ, 2009.- 104 с.
7. Безруких, М. М. Физиология развития ребенка: руководство по возрастной физиологии [Текст]/ М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - Москва: МПСИ, 2010. - 768 с.
8. Беккер К.-П., Совак М. ЛОГОПЕДИЯ: пер. с нем.[Текст] / К.-П. Беккер, М. Совак - М. : Медицина 1981. - 288 с.
9. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи [Текст]/ В. И. Бельтюков. - Москва : Астрель, 1984. - 170 с.
10. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]/ И. Л. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009 - 287 с.
11. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов[Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
12. Борозинец Н. M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие[Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
13. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха [Текст]/ Н. С. Варенцова, Е. М. Колесникова. - Москва : Просвещение, 2004. - 109 с.
14. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика : учеб. пособие для студентов [Текст]/ Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. — М. : АСТ : Астрель, 2005. — 207 с.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст]/ Е. Н. Винарская. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 141 с.
16. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст]/ Е. С. Воеводина. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 44 с.
17. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Текст]/ Г. А. Волкова. - СПб.: «Сайма», 1993
18. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Текст]/ Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
19. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов[Текст] / под ред Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998 - 680 с.
20. Волкова Л. С., Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических заведений: В 2 тт. Т. 1 [Текст]/ под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
21. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]/ Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
22. Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка[Текст] // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. - М., 2008. - 420 с.
23. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2017. - 432 с.
24. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А. Н. Гвоздев. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
25. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие [Текст]/ Г. Г. Голубева. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена ; Издательство «Союз», 2000. - 64 с.
26. Егорова, О. В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет [Текст]/ О. В. Егорова. - Москва : Гном и Д, 2005. - 24 с.
27. Еромыгина, М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика [Текст]/ М. В. Еромыгина. - СПб : Детство-пресс, 2017. - 64 с.
28. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н.Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]/ Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 1972 - 206 с.
29. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников[Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010 - 92 с.
30. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации[Текст] / Н. И. Жинкин.- М.: Просвещение, 2007 - 198 с.
31. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей. Звуки Ш, Ж [Текст]/ Ю.Б. Жихарева-Норкина. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил
32. Жукова Н.С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи[Текст] / Н.С. Жукова ; ил. Е. Нитылкина. - М. : Эксмо, 2018. - 120 с. : ил.
33. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия[Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под. ред. Л. В Кондрашовой. - Москва : ЭКСМО, 2011. - 188 с.
34. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст]/ О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
35. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. — М. : Просвещение, 1985.
36. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]/ Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. — М. :Просвещение, 1978.
37. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии [Текст]/ В. А. Киселёва. - М.: Школьная пресса, 2007. - 72 с.
38. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника[Текст] / Л.А. Комарова. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. - 32 с.
39. Комарова, Л. А. Альбом дошкольника. Автоматизация звука [Текст] / Л. А. Комарова. - Москва : Гном, 2019. - 32 с.
40. Коноваленко В.В. Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 2 [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. - 56 с.
41. Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст]// В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. - 32 с.
42. Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные З - С. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ИДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. - 32 с.
43. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие[Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
44. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации и закрепления звуков у детей: пособие для педагогов и родителей[Текст]/ Т.А. Куликовская. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. - 112 с.
45. Лалаева, Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст]/ Р. И. Лалаева. - Москва : Феникс, 2005. - 224 с.
46. Ларина Е. А., Артемьева В. Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией[Текст]/ Е. А. Ларина, В. Е. Артемьева // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. № 5. - С. 260-269.
47. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 173 с.
48. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев - Москва : Смысл, 1997. - 287 с.
49. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. методических рекомендаций [Текст]/ Л. В. Лопатина - СПб., М. : САГА : ФОРУМ, 2006. - 272 с.
50. Лопатина Л. В.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие[Текст]/ Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: «Союз», 2005. — 192 с.
51. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие [Текст]/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Изд. РГПУ им. Герцена А.И. ; Изд. «СОЮЗ», 2001.—191 с.
52. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений [Текст]/ А. Р. Лурия. - М. : «Академия», 2003. - 384 с.
53. Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков [Текст]/ под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 1969. - 288 с
54. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
55. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст]/ Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 40 с.
56. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон N 273-ФЗ :
[принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] - URL
:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения 30.04.2020)
57. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом [Текст]// Дефектология, 1989. - № 2. - С. 55 - 58.
58. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст]/ М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2001. - 448 с.
59. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Владос, 1997. — 400 с.
60. Российская федерация. Министерство образования и науки российской
федерации. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[зарег. в Минюсте России 14.11.2013 N 30384 ; ред от 21.01.2019]- URL
:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/(дата обращения 30.04.2020)
61. Российская Федерация. Министерство образования российской федерации. Об организации работы логопедического пунктаобщеобразовательного учреждения[от 14 декабря 2000 года N 2] -URL : http://docs.cntd.ru/document/901783455(дата обращения 30.04.2020)
62. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
63. Семёнова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей[Текст] / К.А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - М. : Медицина, 1972.
64. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи [Текст]/ И. А. Смирнова. - СПб : Детство- Пресс, 2018. - 54 с.
65. Созонова Н.Н. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Часть 1[Текст]/ Н.Н. Созонова, Е.В. Куцина, Н.Г. Хрушкова - Екатеринбург : Литур, 2017. - 32 с.
66. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
67. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук [Ш] (для детей 4-8 лет) [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - Екатеринбург : Литур, 2018. - 24 с.
68. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие[Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург:[б.и.], 1998. - 51 с.
69. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика [Текст]/ под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. - М. : Эксмо, 2018. - 608 с.
70. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»[Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
71. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)[Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина — М., 1993.
72. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст]/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М., 1993.
73. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст]// Известия академии педагогических наук РСФСР. - 1948.
74. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст]/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с.
75. Lahey, Margaret. Language Disorders and Language Development. - New
York: Macmillan, 1988. - 535 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ