Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр

Работа №93902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы139
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 10
1.1 Становление устной речи и фонематических процессов в онтогенезе 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 14
1.3 Характеристика становления фонематических процессов у старших
дошкольников средствами специальных дидактических игр 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ПРОСОДИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1 Организация, основные принципы, цели, задачи констатирующего
исследования 26
2.2 Методика изучения состояния моторики, просодики,
звукопроизношения, фонематических процессов у старших дошкольников и анализ полученных результатов 29
2.3 Взаимосвязь выявленных нарушений моторики, просодики,
звукопроизношения и фонематических процессов у обследуемых детей 40
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 46
3.1 Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников
с дизартрией средствами специальных дидактических игр 46
3.2 Содержание этапов логопедической работы по формированию
фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр 53
3.3 Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов... 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 130


Проблема формирования фонематических процессов у детей 5 - 7 лет не перестаёт быть актуальной из года в год. В результате анализа педагогической литературы было обнаружено значительное число исследований, посвященных изучению данной темы. Многие дети в возрасте 5 - 7 лет имеют выраженные отклонения в речевом развитии. Одним из наиболее часто встречающихся в дошкольном возрасте речевых нарушений является легкая степень дизартрии. При этом нарушении главными компонентами, которые чаще всего отклоняются от нормы, являются: моторика, просодика, звукопроизношение и фонематические процессы.
В трудах П. К. Анохина, Л. С. Выготского, Л. В. Кузнецовой, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, А. Г. Лурия, И. И. Мамайчук, В. В. Тарасун, Л. И. Фомичевой и других ученых комплексное исследование нарушений развития становится значимой проблемой общества.
Проблема изучения нарушений речи дошкольников является актуальной во все времена, так как, в мире количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи не уменьшается с каждым годом. Сегодня достаточно острой проблемой логопедической науки является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медицинское, педагогическое, психологическое и социальное значение [9].
Возникает необходимость углублённого изучения принципов, которые лежат в основе работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Сложность речевого дефекта при дизартрии определяется социальной и психологической напряженностью, коммуникативным дискомфортом, затруднениями личностной и социальной адаптации (В. С. Алмазова, E. Н. Винарская, В. А. Кондратенко, Л. В.
Лопатина, А. М. Мастюкова, Л. А. Позднякова и др.). Поэтому, такие дети являются объектами фундаментальных научных исследований в области логопедии, психокоррекционной педагогики, специальной и социальной психологии [25,36].
В быстроменяющемся обществе проблемой дизартрии в дошкольном возрасте занималось большое количество ученых как зарубежных, так и отечественных. Они работали в различных направлениях: нейролингвистическом, клиническом, психолого-педагогическом. Наиболее полно данная проблема раскрыта у следующих ученых: Н. Б. Эйдинова, А. М. Правдина-Винарская; И. И. Панченко; К. А. Семенова; Г. В. Бабина; А. М. Мастюкова; А. Ф. Архипова.
Данную проблему изучало большое количество отечественных ученых. С точки зрения лингвистики и психолингвистики изучением проблемы занимались следующие учёные: Л. В. Бондарко, И. А. Зимняя, Е. А. Брызгунова, В. А. Артемов, В. И. Бельтюков, С. Н. Трубецкой, Н. В. Черемисина, Л. В. Щерба и др. С точки зрения логопедии исследования представлены в трудах таких ученых, как: А. С. Орлова, И. А. Поварова, О. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Л. И. Белякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и другие. Актуальность этих исследований обусловлена тем, что именно с помощью фонематических компонентов, человек передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние [2,3,4,18,25,26,48].
В логопедии фонематическую сторону речи рассматривают в структуре дефекта при заикании, детском церебральном параличе (ДЦП) и т. д. (Л. И. Белякова, А. А. Дьякова, В. А. Кондратенко). Авторы отмечают, что фонематические представления относятся к акустическим характеристикам устной речи, и включает такие компоненты, как: звукоразличение, темпоритмическая организация, ритм, пауза, темп, интенсивность, тон речи [4,14].
Дизартрия включает в себя нарушение темпоритмического оформления речи. Монологическая речь данной категории детей невнятная, немодулированная, меняется ее темп, страдает логическое ударение, чаще всего нарушается ритмическая сторона речи, имеются повторы без смыслосодержательного характера.
Изучая литературу дошкольного воспитания, встречается много опыта педагогов-практиков, которые делятся результатами использования дидактических игр. Но, в тоже время, конкретный опыт по использованию дидактических игр, направленных на развитие речи старших дошкольников с дизартрией встречается гораздо реже. Поскольку в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность, целесообразно использование игр и игровых упражнений. Применение данного вида деятельности позволит быстрее и эффективнее справится с речевыми расстройствами [3,4].
Вышесказанное обуславливает актуальность и необходимость решения проблемы выявления и формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста, рассмотрения диагностических и коррекционно-развивающих методик и их внедрение в систему дошкольного образования. Этим обусловлен выбор темы исследования.
Объект исследования - состояние моторной сферы, просодики, звукопроизношения, фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами специальных дидактических игр.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать подбор содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр и проверить её эффективность.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. описать на основе данных литературы процесс развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в онтогенезе;
2. дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с дизартрией;
3. определить принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента и проанализировать его результаты;
4. на основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента подобрать содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей 5 - 7 лет с дизартрией средствами специальных дидактических игр и проверить её эффективность.
Методологической основой исследования послужили следующие теории и концепции:
1) лингвопсихологические и психолингвистические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (В. И. Бельтюков,
A. А. Леонтьев, С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, и другие);
2) теория о закономерностях становления фонетической стороны речи (А. Н. Гвоздев, Е. И. Исенина, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, С. Н. Цейтлин, Е. Н. Винарская, и другие) [2,6];
3) теория развития общения дошкольников, концепция компенсаторного общения (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, А. А. Леонтьев,
B. И. Гладышев, Е. О. Смирнова и другие) [38].
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, сравнение и обобщение различных взглядов на исследуемую проблему в области логопедии, коррекционной педагогики, общей и специальной психологии, лингвистики, психолингвистики с целью определения состояния ее разработанности и перспективных направлений решения; эмпирические (эксперимент); качественная и количественная оценка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Берёзка». В исследовании участвовали 10 детей 5-6 лет, имеющих логопедическое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в подборе специальных дидактических игр, которые будут направлены на формирование фонематических процессов у старших дошкольников с логопедическим заключением - ФФНР, легкая степень дизартрии.
Практическая значимость данного исследования заключена в следующем - практически подтверждены теоретические положения состояния моторики, просодики, звукопроизношения и фонематических процессов. Данные результатов проведённого исследования могут широко применяться учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями ДОУ, а так же студентами высших учебных заведений в области логопедии и дефектологии. Данные, можно использовать, в системе проектирования и реализации коррекционного образовательного процесса для профилактики или устранения имеющихся речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии.
Структура работы следующая: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении ставится проблема исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, указывается цель, задачи, предмет и объект исследования, а также определяются методы, практическое и теоретическое значение работы.
В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы исследования: особенностей формирования фонематических процессов у детей 5 -7 лет с лёгкой степенью дизартрии.
Во второй главе представлена организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
В третьей главе было подобрано содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии, и доказана её эффективность.
В заключении были подведены итоги проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы были решены все поставленные задачи, а именно:
1. На основе данных литературы описан процесс развития фонематических процессов у детей в онтогенезе.
Формирование фонологического компонента речевой деятельности происходит продолжительно, с привлечением многих функций и операций. В 6-7 месяцев развивается способность воспринимать звучащую речь. При нормальном онтогенезе у ребёнка до двух лет фонематический слух развивается на достаточном уровне. С 2,5 до 3,5-4 лет у детей формируется фонематическое представление, что отвечает собственному звукопроизношению, а с 4-5 лет ребенок дифференцирует все звуки речи, как на слух, так и в произношении, то есть его фонематическое представление является уже полностью сформировавшимся и соответствует языковым нормам.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией.
Дизартрия - это нарушение или недоразвитие произносительной стороны речи, обусловленная органическим поражением или недоразвитием центральной нервной системы.
Основными показателями дизартрии у детей дошкольного возраста являются - нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Остальные области речевой сферы, нарушаются вторично.
3. Определены принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента и проанализирован его результат.
Цель заключалась в определении у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией уровня сформированности фонематических процессов.
Задачами констатирующего эксперимента стали:
- выявление особенностей фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
- проведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
Этапы работы:
Подготовительный: Подбор необходимых диагностических материалов для выявления фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Практический: Проведение констатирующего эксперимента.
Аналитический: сопоставительный анализ результатов исследования фонематических нарушений с целью выявление эффективности коррекционно-логопедической работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения фонематических процессов, которые в первую очередь обусловлены неправильным (искаженным) произношением звуков.
При обследовании нарушений физического слуха выявлено не было.
В результате проведённого обследования, были выявлены часто допускаемые ошибки в следующих заданиях: назвать певрый и последний звук в слове; определить место звука в заданном слове; назвать последовательно все звуки слова; определить количество звуков.
Описанные нарушения указывают на недостаточною сформированность фонематического слуха и восприятия, вместе с нарушениями звукопроизношения.
4. Подобрано содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами специальных дидактических игр на основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента, а так же проверена эффективность проведённой логопедической работы.
Обобщая результаты изучения соответствующей литературы, можно сделать следующее заключение: фонематическое недоразвитие детей имеет разную сложность и степень выраженности.
Изучив методики формирования фонематических процессов Л. В. Лопатиной и Т. Б. Филичевой, было выяснено, что логопедическая работа должна строиться с опорой на анализаторы и поэтапно, в соответствии с изученными способами устранения несформированности фонематических процессов.
Обобщая, можно сделать вывод, что использование специальных дидактических игр и упражнений способствовало положительной динамики по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Это доказывает проведённый анализ контрольного эксперимента.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков.- Москва: Педагогика, 1987. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2018. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ Астрель, 2005. - 220 с.
7. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учеб.- метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
9. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 29-38.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель. 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 160 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва : МГПИ, 1982. - С. 76-77.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2011. - 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : избр. тр. / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с.
18. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у
младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. -
№ 11. - С. 41-46.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. - 432 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ