Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза (на примере Алтайского государственного университета)

Работа №93893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы153
Год сдачи2020
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 13
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического ис-следования профилактики межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза 14
1.1. Основные теоретические подходы к пониманию межнациональных конфликтов в обществе 14
1.2. Методы профилактики и предотвращения межнациональных конфликтов
в локальных социумах 40
1.3. Специфика управления межнациональными конфликтами в студенческой
среде вуза 60
Глава 2. Опыт и проблемы профилактики и предупреждения межнациональных конфликтов в студенческой среде АлтГУ 74
2.1. Уровень реальной межнациональной конфликтности в вузе в современный период 74
2.2. Реализуемые и предлагаемые мероприятия по профилактике межнациональных конфликтов в АлтГУ 93
2.3. Рекомендации по осуществлению эффективной профилактики и раннему
предупреждению межнациональных конфликтов в вузе 106
Заключение 119
Библиографический список 124
Приложения 137


Актуальность темы исследования. Межнациональные конфликты в
обществе стали острой и трудно решаемой проблемой для всего человечества
XXI века. В современном вузе обучается большое количество студентов самых разных национальностей. При таком разнообразии национального состава обучающихся, неизбежны и межнациональные конфликты в студенческой среде. Отсутствие действенных механизмов управления межнациональными конфликтами может привести к самым неблагоприятным социальным
последствиям. Трудно назвать более актуальную проблему для российского
общества, чем предупреждение межнациональных конфликтов в молодежной
среде. На карте России появляются все новые и новые «горячие точки»
столкновений молодых людей на национальной почве, усиливается напряженность в связи с потоками образовательной миграции в регионы и т.п.
Межнациональный конфликт как особый вид социального конфликта
возник достаточно давно и характеризуется столкновениями между представителями двух или более народов (этносов) по поводу социальных, культурных, религиозных или иных противоречий в их интересах. Российская Федерация является демократическим государством, обеспечивающим соблюдение прав человека и гражданина, где каждый стремится к состоянию защищенности и хотел бы сделать свое существование максимально комфортным
и безопасным. Однако современный человек постоянно подвергается риску
возникновения конфликта с другими людьми из-за своей национальной принадлежности. В этом плане Алтайский край – один из самых крупных полиэтничных регионов Российской Федерации, на его территории проживает более ста народов (русские, немцы, украинцы, казахи, армяне, татары, таджики,
алтайцы, кумандинцы и др.). Современные реалии российского общества
свидетельствуют о необходимости профилактики и раннего предупреждения
межнациональных конфликтов.4
Студенческая среда вуза представляет собой определённый социальный срез российского общества, особую социальную субкультуру в поликультурном и межнациональном пространстве вуза, в котором молодыми
людьми апробируются средства предупреждения и разрешения конфликтов.
Всегда существует определённый уровень межнациональной напряжённости
и конфликтности в студенческой среде. Эти явления вузовской жизни нуждаются в социологическом исследовании не только с целью корректировки
учебно-воспитательной работы вуза, но и в плане осмысления проблем межнационального диалога всех представителей молодежи в обществе.
Межнациональные конфликты являются актуальной проблемой современного общества. Возникающие в студенческой среде вуза межнациональные конфликты проявляют проблемы воспитания молодого поколения,
функционирования механизмов межкультурной коммуникации в обществе,
социальной безопасности. На процесс получения и усвоения знаний большое
влияние оказывают взаимоотношения в студенческой группе, адаптация студентов к обучению в вузе, их мотивация и другие факторы, формирующие
климат в коллективе. Профессиональное становление человека определяется
не только приобретением профессиональных компетенций, но и становлением личности человека, обусловленным связью с обществом и культурой.
Культура позволяет предупредить возникновение межнациональных конфликтов. Долгое время в образовательном процессе в вузе практически не
учитывались особенности межнациональных отношений, специфика того или
иного этноса, национальная принадлежность обучающихся студентов, что
привело к существенным проблемам. Появление межнациональных конфликтов между студентами в образовательном пространстве вузов обусловлено отсутствием системы целенаправленной работы специалистов с такими
конфликтами. Сегодня в социологии наблюдается теоретический и практический интерес к межнациональным конфликтам и возможным способам их
профилактики и предупреждения в студенческой среде вуза.5
Состояние и степень научной разработанности темы. Проблема
профилактики межнациональных конфликтов в студенческой среде является
достаточно проработанной как в зарубежной, так и в отечественной научной
литературе. Проблема формирования культуры межнационального общения
в молодежной среде поднималась в работах таких отечественных ученых, как
– Р.Г. Абдулатипов, A.A. Азизов, О.В. Аракелян, М.А. Аскарова,
P.P. Валитова, Г.Н. Волков, С.Д. Гуриева, П.Ф. Комогоров, М.Н. Кузьмин,
О.Д. Митрофанова, В.Н. Мясищев, A.B. Мудрик, Ф.Ф. Харисов и др. Анализ
исследований этих авторов позволяет выявить сущность и значимость межнациональных отношений в обществе. В своей работе мы опирались на теоретические положения Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич по вопросам
воспитания личности и формирования ее толерантного поведения;
Н.Г. Марковой по вопросам формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза;
В.Л. Боктаевой, С.К. Бондыревой, В.Н. Гурова, Н.П. Едыгова,
Д.В. Зиновьева, Д.В. Колесова, Н.В. Янкина – по вопросам профилактики
межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза.
Социальные конфликты являются предметом исследования многих
отечественных ученых – А.Г. Здравомыслова, А.В. Дмитриева,
Е.И. Степанов, А.Я. Кибанова, В.И. Курбатова, А.И. Стребкова,
В.Н. Шаленко, В.А. Семенова, В.А. Светлова, Л.Н. Цой и др. Анализ межэтнических и межнациональных конфликтов современности мы находим в работах Ю.В. Арутюняна, Г.С. Денисовой Л.M. Дробижевой, С.Е. Рыбакова,
Г.И. Козырева, A.A. Сусоколова, О.Н. Колесниковой, В.В. Нагайцева,
Е.В. Пустоваловой и др. Первым в социологии, кто осуществил интерпретацию понятия «конфликтность» в своих работах, был представитель Алтайской социологической школы – Ю.Е. Растов, который определил структуру
конфликтности, а также обозначил стадии ее развития. Рассмотрение проблемы межнациональной конфликтности в контексте возникновения разнообразных рисков и угроз для общества, получило в работах У. Бека, Э. Гид6
денса, В.И. Добренькова, В.Г. Немировского, Г.В. Осипова, Н.П. Патрушева,
Г. Силласте и других.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что в настоящее время ситуация в студенческой среде Алтайского государственного университета является спокойной, всплесков национализма, межнациональной напряженности
и конфликтности не наблюдается. В университете обучается большое количество студентов разных национальностей – русских, таджиков, немцев, казахов, армян, тувинцев и многих других. Они различаются по вероисповеданию, своим национальным и культурным традициям. При таком разнообразии национального состава обучающихся в вузе, неизбежны и определенные
межнациональные конфликты в студенческой среде. Целью исследования
был анализ осуществления процесса профилактики межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза (АлтГУ) и разработка рекомендаций по
совершенствованию данного процесса.
При управлении межнациональными конфликтами в студенческой среде вуза необходимо соблюдение следующих принципов: признание прав и
свобод человека важнейшей ценностью; отказ от насилия и принуждения;
поиск решения конфликта на основе консенсуса; готовность к мирному урегулированию спорных вопросов. Межнациональный конфликт в студенческой среде не возникают на пустом месте. Для его появления необходимо
нарушение в системе социального взаимодействия. В таких случаях на первый план в отношениях сторон выдвигается этнический фактор как более
древний, выполняющий функцию группового выживания.
В нашей работе было показано, что современные педагоги должны обладать высоким уровнем конфликтологической и поликультурной компетентностей для решения межнациональных конфликтов в студенческой среде
вуза. В результате анализа научной литературы по проблеме исследования,
было предложено определение сложносоставного понятия «профилактика
межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза», выявлена ее120
структура, выделены уровни и специфика её осуществления в студенческой
среде вуза.
Большинство опрошенных студентов университета пребывают в нормальном настроении; сложившийся в университете социальнопсихологический климат оценили как скорее положительный, чем отрицательный; скорее удовлетворены, чем не удовлетворены качеством образования, получаемого ими в университете. Более двух третей студентов утверждает, что студенты другой национальности в их студенческой группе отрицательно влияют на качество получаемого ими образования. Чуть менее трети студентов утверждает, что межнациональные отношения, сложившиеся в
студенческой среде нашего университета в современный период в целом,
вполне благополучные, однако, наблюдается некоторая напряженность и
конфликтность в определенных сферах их взаимодействия. Между «местными» и иноэтничными студентами университета периодически все-таки случаются какие-либо межличностные конфликты на национальной почве. Студенты называли следующие причины данных конфликтов – несовместимость
людей из-за их национального происхождения (38 % опрошенных студентов); непонимание основ и традиций другой национальной культуры (36 %
опрошенных студентов); низкая культура общения у некоторых этносов
(35 % опрошенных студентов); борьба за лидерство в коллективе (29 %
опрошенных студентов); бытовые вопросы студенческой жизни (24 % опрошенных студентов); социальное неравенство разных этнических групп (19 %
опрошенных студентов); личностные особенности представителей этнических сообществ (16 % опрошенных студентов); искажение СМИ информации
о других народах (12 % опрошенных студентов); слухи, сплетни со стороны
мало информированных социальных групп населения (8% опрошенных студентов); расово-антропологические различия представителей разных этнических групп (7 % опрошенных студентов); религиозные различия представителей разных национально-этнических групп (6 % опрошенных студентов).
Треть студентов утверждает, что руководство нашего университета121
предпринимает все необходимое для профилактики и предотвращения межнациональных конфликтов в студенческой среде вуза. При ответе на вопрос:
«Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы в студенческой среде нашего
университета не возникали межнациональные конфликты?» респонденты
сказали: нужно наладить межнациональный диалог в студенческой среде;
необходимо создать в университете специальную службу примирения и разрешения конфликтов; осуществить целый комплекс специальных мероприятий по профилактике конфликтов; повысить конфликтологическую грамотность студентов университета; проводить в вузе больше национальных
праздников и мероприятий дружбы народов; повысить уровень этнической
толерантности у студентов университета.
Руководство и преподавательский состав Алтайского государственного
университета разрабатывает и осуществляет мероприятия, которые направленны на укрепление межнационального и межконфессионального согласия
в студенческой среде вуза, поддержку и развитие культуры разных народов,
представители которых обучаются в университете, обеспечение социальной
и культурной адаптации иностранных студентов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; осуществляет сбор необходимой информации о выявлении причин и условий, способствующих проявлению
межнациональных конфликтов; осуществляет мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях в студенческой среде вуза. Почти треть студентов АлтГУ (32%) опрошенных утверждает, что руководство
вуза держит развитие межнациональных конфликтов под контролем.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс.
3. Асадов, А.Н. Методологические возможности применения социо-метрии для измерения конфликтности в студенческом коллективе / А.Н. Аса-дов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 2 (116). - С. 131-133.
4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. - Минск: Тетра, 2019. - С. 64.
5. Баторняк, А.Ф. Анализ эффективности методов предупреждения межличностных конфликтов / А.Ф. Баторняк, А.С. Бажин // Исследователь. -
2018. - № 1. - С. 3-12.
6. Белкина, Т.Д. Диагностика конфликтности в студенческой среде / Т.Д. Белкина // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 2. - С.77-89.
7. Белов, А.А. Общий механизм диагностики межличностных конфлик-тов / А.А. Белов, В.В. Мильшин // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 47. - С. 50-55.
8. Белова, С.В. Система межнационального диалога: теория и практика построения эффективного общения: монография. / С.В. Белова. - М.: АПК и ППРО, 2019 - 380 с.
9. Белоусова, Н.А. Особенности межнациональных различий как фак¬тор возникновения межнациональных конфликтов / Н.А. Белоусова, А.С. Ба¬жин // Исследователь. - 2016. - № 1. - С. 13-23.
10. Бимен, У.О. Формирование национальной идентичности в условиях мультикультурализма / У.О. Бимен // Полис. - 2019. - № 2. - С. 156-160.
11. Бобрышов, С.В. Человеческий фактор как матрица понимания меж-национальных конфликтов в современной социокультурной ситуации / С.В. Бобрышов // Грани познания. - 2019. - № 7. - С. 20-25.
12. Бондаренко, А.Н. Особенности повышения конфликтологической компетентности персонала образовательной организации / А.Н. Бондаренко,
А.С. Бажин // Исследователь. - 2019. - № 1. - С. 58-63.
13. Браткова, В.А. Коррекция уровня межнациональной конфликтности студентов современного российского вуза / В.А. Браковская, Л.И. Демидова // Вестник современных исследований. - 2018. - №12 (27). - С. 31-33.
14. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М., 1983. - 424 с.
15. Брылева, Л.Г. Моделирование процесса управления межнациональ-ным конфликтом / Л.Г. Брылева // Современные проблемы науки и образова-ния. - 2015. - № 1-1. - С. 145-146.
16. Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. - М.: Прогресс, 2012. - 808 с.
17. Викулова, С.К. Социологические концепции социального взаимо-действия: проблема определения социальной напряженности и конфликтно¬сти / С.К. Викулов // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 3. - С. 4.-15.
18. Витковская, Г. Поведение нетитульного населения в российском обществе / Г. Витковская / Миграция русскоязычного населения из Цен-тральной Азии: причины, последствия, перспективы. - М., 2018. - С. 99-126.
19. Воронов, А.А. Оценка эффективности реализации стратегии управ-ления конфликтами / А.А. Воронов, А.Р. Муратова // Региональная экономи¬ка: теория и практика. - 2019. - №14. - С. 2-9.
20. Гайрбекова, Р.С. Управление конфликтами в современных россий-ских образовательных организациях / Р.С. Гайрбекова / Инновационные тех-нологии в науке и образовании. - Пенза, 2018. - С. 47-50.
21. Галанина, В.М. Социальный конфликт и методы его разрешения /
B. М. Галанина, К.А. Папоян // Актуальные проблемы современной науки. - Уфа, 2018. - С. 27.
22. Галкина, Т.П. Социология управления в вузе: от студенческой группы к команде. / Т.П.Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 224 с.
23. Гао, С.Ч. Формы завершения межнационального конфликта /
C. Ч. Гао // В мире научных открытий. - Москва, 2019. - С. 9-11.
24. Голованов, А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социаль-ной напряженности общества переходного периода / А.В. Голованов // Реги- онология. - 2018. - № 3 (64). - С. 191-196.
25. Головаха, Е.И. Измерение социального самочувствия студентов со-временного вуза / Е.И.Головаха, Н.В. Панина, А.П. Горбачик // Социология. -
2018. - № 10. - С. 48-51.
26. Гоптарева, И.Б. О возможных механизмах разрешения межнацио-нального конфликта студентов в вузе / И.Б. Гоптарева // Полис. - 2015. - № 6.
- С.132-141.
27. Гордова, Э.Е. Управление межнациональными конфликтами на ос-нове их морального регулирования / Э.Е. Гордова, Ю.В. Гордов // Историче-ские, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 5-2 (55). - С. 46-49.
28. Грошев, И.В. Межнациональные особенности конфликтности в об-разовательных организациях России / И.В. Грошев // Социологические ис-следования. - 2017. - №6 (278). - С. 122-130.
29. Грязнова, Е.В. К вопросу о роли местного самоуправления в усло-виях роста социальной напряженности и конфликтности / Е.В. Грязнова, С.В. Афанасьева // Конфликтология. Nota bene. - 2018. - № 4. - С. 26-31.
30. Губина, Н.В. Социальная напряженность в студенческих группах университета / Н.В. Губина // Социологические исследования. - 2016. - № 6.
- С.17-25.
31. Гурьев, М.Е. Стратегии поведения личности в межличностных кон-фликтах в вузе / М.Е. Гурьев // Проблемы современного педагогического об-разования. - 2016. - № 3. - С. 265-276.
32. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. - Белгород, 2019. - 315 с.
33. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р.Дарендорф // Социологические исследования - 1994. - № 5. - С. 87-93.
34. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Де- вятко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - С. 79.
35. Демидова, Т.Е. Социальная деятельность по профилактике межна-циональных конфликтов в обществе: проблемы и противоречия / Т.Е.Демидова // Социальные технологии, исследования. - 2018. - №3. - С. 11-18.
36. Деркач, П.М. Межнациональные конфликты в образовательных ор-ганизациях / П.М. Деркач // Новое поколение. - 2019. - № 8. - С. 61-65.
37. Десятов, А.Д. Экспертная оценка уровня конфликтности в образо-вательных учреждениях / А.Д. Десятов, В.И. Новосельцев, В.И. Швей // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 92-95.
38. Дёшина, С.П. Мероприятия межнациональной дружбы в вузе как фактор снижения социальной напряженности в университете / С.П. Дёшина // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2019. - № 1. - С. 69-72.
39. Дмитриев, А.В. Этнические группы студентов-мигрантов и прини-мающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты / А.В. Дмит-риев// Социс. - 2019. - № 9. - С. 86-94.
40. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов. - М: Связь, 2019. - 288 с.
41. Дубровина, Т.А. Концептуальные основы и методы снижения уров¬ня межнациональной конфликтности в вузах / Т.А.Дубровина, М.А. Бурна- шова // Белгородский экономический вестник. - 2017. - № 2 (86). - С. 151¬164.
42. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1991. - С. 20-23.
43. Егорова, Н.А. Технологии рационального поведения в конфликте / Н.А. Егорова, Л.Н. Попова // Научные исследования: от теории к практике. -
2019. - Т. 1. - № 4 (5). - С. 238-239.
44. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб.: Питер, 2018. - 560 с.
45. Ершов, А.А. Социально-психологические аспекты анализа межна-циональных конфликтов в вузе / А.А. Ершов. - СПб.: Питер, 2019. - 512 с.
46. Ефимов, М.С. Социологическое исследование удовлетворенности студентов качеством получаемого ими образования / М.С. Ефимова // Совре-менные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 607.
47. Желтухин, А.И. Социологическая концепция конфликта / А.И. Желтухин // Социологические исследования. - 2014. - № 4. - С. 142.
48. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. - М.: Академия,
2019. - 464 с.
49. Зачиняев, С.Н. Организационно-методические рекомендации эф-фективного управления межнациональными конфликтами в поликультурной среде современного российского вуза / С.Н. Зачиняев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 11 (139). - С. 190.
50. Заяц, Т.И. Причины возникновения конфликтов в образовательной организации и пути их преодоления / Т.И. Заяц, А.О. Павлюк // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2018. - С. 13-16.
51. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 319 с.
52. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. - М., 2018. - 480 с.
53. Зиммель Г. Избранные труды. - Т. 2. - М.: Юрист, 1996. - 623 с.
54. Иванов, В. Межэтническая напряженность в регионах Российской Федерации / В. Иванов, А. Котов, И. Ладодо // Этнополис. - 2018. - №1. - С. 99-107.
55. Иванов, В.Н. Межнациональная напряженность в региональном ас-пекте / В.Н. Иванов // Социологические исследования. - 2019. - № 7. - С. 58.
56. Иванова, В.В. Переговоры как способ завершения конфликтов / В.В. Иванова, Е.А. Карпова // Наука и образование в современном обществе. - М, 2018. - С. 76-77.
57. Иванцова, М.В. Влияние национальной культуры на межличност¬ные конфликты в студенческой среде вуза / М.В. Иванцова // Образование и общество. - 2017. - Т. 2-3. - № 103 (104). - С. 104-106.
58. Каракоз, Э.И. Вместе - Together / Э.И. Каракоз. - Коблец: Фёльбах, 2006. - P. 76-77.
59. Касаткина, Н.В. Особенности адаптации этнических студентов в ву-зах современной России / Н.В. Касаткина // Социс. - 2019. - № 12. - С. 46-54.
60. Касумов, Т.К. Социальные сети как источник межнациональной конфликтности в студенческой среде вуза / Т.К. Касумов // Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - №4. - С.4-13.
61. Кильдюшова, Е.И. Переговорный процесс: правовые и конфликто-логические аспекты / Е.И. Кильдюшова // СМАЛЬТА. - 2017. - № 3. - С. 77¬78.
62. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.Назаровой. - Москва: Идея-пресс, 2000. - 295 с.
63. Козер, Л.А. Социальный конфликт: современные исследования / Л.А. Козер. - М.: Наука, 2011. - 377 с.
64. Козырев, В.И. Социальные процессы и изменения // Социологиче-ские исследования. - 2018. - № 3. - С. 113-119.
65. Козырев, Г.И. Социальный конфликт как причина и следствие со-циальных изменений / Г.И. Козырев // Личность. Культура. Общество. -
2016. - Т. 18. - № 1-2. - С. 79-92.
66. Колесникова, О.Н. Управление конфликтностью в студенческой среде вуза / Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей / под ред. В.В. Нагайцева. - Барнаул: изд- во Алт. ун.-та, 2019. - С. 44-48.
67. Конт, О. Курс позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.
68. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Стрингер, 2017. - 212 с.
69. Кох, И.А. Социальные конфликты и их регулирование в организа¬ции / И.А. Кох // Актуальные проблемы экономики и управления: сб. ст. тре¬тьей всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2018. - С. 139-146.
70. Криничная, Е.П. Управление социальными конфликтами / Е.П. Криничная // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 57-63.
71. Кудрявцева, А.В. Элементы эффективного предупреждения межна-ционального конфликта / А.В. Кудрявцева, Е.Н. Иванова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. материалов II междунар. науч.-практ.конф. - Чебоксары, 2016. - С. 113-114.
72. Кузнецов, П.С. Методика измерения социальной напряженности // Социология. - 2017. - № 9. - С. 146-162.
73. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2019. - С. 320.
74. Кулькова, И.А. Управление конфликтами и поведением субъектов труда / И.А. Кулькова, А.В. Никольский // Конкурентоспособность в гло-бальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 1-2 (27). - С. 72-79.
75. Ларионов, В.В. Управление конфликтами как технология менедж-мента / В.В. Ларионов, М.В. Мулач // Инновации в менеджменте. - 2019. - № 1 (3). - С. 50-54.
76. Латынов, В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведе-ние конфликтующих сторон / В.В. Латынов // Иностранная психология. - 2018. - Т.1. - № 2. - С. 87-93.
77. Леонов, Н.И. Влияние доверия на стратегии поведения в конфликт-ной ситуации / Н.И. Леонов, И.Ю. Леонова // Вестник Удмуртского универ-ситета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 53-70.
78. Леонова, А.В. Конфликты в управлении образовательной организа-цией / А.В.Леонова // Социс. - 2016. - № 5. - С. 56-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ