ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Внимание как психический процесс. Особенности его развития у детей
младшего школьного возраста 8
1.2. Задержка психического развития как клинический и психолого-педагогический феномен науки 21
1.3. Характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития с точки зрения особенностей и нарушений их произвольного внимания 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Характеристика базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 29
2.2. Обзор психодиагностического инструментария для выявления
нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента по
выявлению нарушений произвольного внимания у испытуемых и анализ результатов экспериментальной работы 35
ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45
3.1. Технологии работы с детьми младшего школьного возраста с
задержкой психического развития в условиях дистанционных форм взаимодействия 45
3.2. Составление и частичная апробация программы коррекции нарушений
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Методические рекомендации в адрес специального психолога по
дальнейшей апробации программы коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94
На человека ежедневно действует масса всевозможных раздражителей. Сознание человека не в способно охватить все эти объекты одновременно с достаточной точностью. Некоторые объекты присутствуют в поле ясного сознания, что-то осмысливается не совсем отчетливо, что-то достаточно смутно, а многое совсем не попадает в поле сознания. Человек замечает только те явления и предметы, вокруг себя, которые вызывают его интерес и отражают его потребности. Вниманием обеспечивается выделение объекта и сосредоточение на нем при выполнении различных действий индивида.
Внимание человека имеет большое множество различных функций в жизненном процессе. Им обеспечивается торможение неважных и активация важных в данное время физиологических и психологических процессов индивида. Благодаря вниманию человек способен длительно сосредотачиваться на одном и том же предмете и виде деятельности. Также оно обеспечивает целенаправленный отбор поступающей информации из окружающего мира.
В настоящие время проблема специфики развития всех психических процессов человека имеет большое значение для науки и исследователей, внимание не является исключеньем. В современном мире эта проблема особенно актуальна относительно к детям с задержкой психического развития, так как увеличивается число детей с нарушениями психического развития, при этом из наиболее распространенных форм психических нарушений является задержка психического развития (ЗПР). По данным Министерства просвещения Российской Федерации, за последние 10 лет число детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2017 году число детей младшего школьного возраста с ЗПР составляло 26 % от детской популяции [29].
Недоразвитие многих психических функций, в том числе и внимания, отмечается при задержке психического развития. Для хорошей социально-трудовой адаптации в будущем большую роль играет воспитание и обучения детей обозначенной категории, в частности, с задержкой психического развития. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития, диагностики и коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, так как внимание является неотъемлемым условием благополучного воспитания и обучения ребенка с ЗПР.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что для успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ЗПР необходимо выявление нарушений произвольного внимания с целью дальнейшей коррекция выявленных нарушений.
На сегодняшний день существует внушительное количество работ, которые посвящены комплексному изучению детей с задержкой психического развития и связаны с именами таких учёных как: О. В. Алмазова, В. М. Астапов, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др., но изучение этой проблемы необходимо продолжать и на текущем этапе развития науки, так как появляются новые технологии, средства и среда для обучения детей с задержкой психического развития.
Компьютер, интернет, социальные сети являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека - в настоящее время весь мир живет в век информационных технологий. С началом пандемии вируса COVID-19 многие организации совершенно из разных сфер деятельности столкнулись с необходимостью перехода в дистанционный формат взаимодействия, в том числе и сфера образования. В связи с этим необходимо приспосабливаться к новым условиям и разрабатывать программы по коррекции недостатков произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством дистанционных технологий, которые впоследствии могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности специального психолога.
Исходя из всего выше сказанного, была определена тема работы - «Коррекция нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия»
Объект - особенности и нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - процесс коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия
Цель исследования - составление и частичная апробация программы коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и специальную психолого - педагогическую литературу по проблеме и теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по изучению особенностей и выявлению нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Проанализировать экспериментальные данные и интерпретировать результаты констатирующего этапа эксперимента в целом.
4. Составить программу коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести частичную апробацию составленной программы.
6. Сформулировать методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
• теоретические методы: анализ источников и специальной психолого-педагогической литературы, анализ педагогического опыта;
• эмпирические: наблюдение, эксперимент;
• экспериментально-психологические методики: «Корректурная проба», «Таблицы Шульте»,«Счет по Крепелину».
База исследования: Свердловская область, Первоуральский район, п. Билимбай, ул. Красноармейская, 62 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Нами был проведен анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который показал, что внимание - это особая форма психической активности, которая характеризуется направленностью и сосредоточением сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Проведенный теоретический анализ определил, что внимание является основой любой интеллектуальной деятельности и все психические процессы протекают с ним.
Произвольное внимание - это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении той или иной задачи либо на достижении какой-то цели. Мы выяснили, что развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста является важнейшей задачей. Младший школьный возраст - это период быстрого развития внимания ребенка. В этом возрасте начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Уровень его развития влияет на протекание всех познавательных процессов, на эффективность овладения знаниями, умениями, навыками и на становлении личности ребенка в целом.
Недоразвитие внимания и других психических функций отмечается при задержке психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психических нарушений. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития, диагностики и коррекции недостатков внимания у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного обучения и воспитания ребенка с задержкой психического развития. На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных данной проблеме, которые связаны с именами таких учёных как: О. В. Алмазова, В. М. Астапов, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, и многие другие. Огромный вклад учёных-психологов помог понять особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Из их трудов, мы видим, что внимание детей младшего школьного возраста с ЗПР развивается иначе в отличие от внимания нормально развивающихся детей этого возраста. Нарушение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР имеют следующие особенности: низкий объём, сниженная устойчивость и концентрация, пониженное переключение и распределение внимания.
Таким образом теоретический анализ психолого-педагогической литературы привел к пониманию необходимости диагностики уровня развития внимания и коррекции его нарушений. Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В ходе констатирующего этапа эксперимента был осуществлен подбор психодиагностического инструментария, который включил в себя три методики, направленные на изучение таких свойств внимания как устойчивость, концентрация и объём. Базой исследования явилась МАОУ «СОШ №22» в экспериментальной группе было 7 учеников 2-го класса с ЗПР. Проведенные исследования доказали, что дети младшего школьного возраста с ЗПР имеют низкий уровень развития таких свойств произвольного внимания как устойчивость, концентрация и объём.
На основании чего на формирующем этапе эксперимента нами была составлена коррекционная программа нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР в дистанционных форматах взаимодействия. Составленная нами программа была частично апробирована в дистанционном формате на электронной площадке для видеоконференций «ZOMM». Представленная программа включила в себя серию упражнений на формирование и развитие свойств произвольного внимания, а также упражнения на развитие памяти, мышления и восприятия. Каждое занятие обязательно включало в себя зрительную гимнастику и релаксацию, после работы с компьютером. Также нами была разработана и отправлена на электронную почту памятка родителям с рекомендациями по созданию условий для дистанционной форма обучения ребенка.
Частичная апробация данной программы позволила нам отработать навыки проведения коррекционных занятий в дистанционном формате и познать тонкости и нюансы данного формата взаимодействия. В ходе частичной реализации нашей коррекционной программы мы получили следующие мы наблюдали следующие результаты: дети проявили интерес и желание к работе, проявляли желание сделать работу лучше одноклассника и без ошибок, ждали занятий и новых упражнений, стали проявлять интерес к самостоятельной деятельности, просили дать упражнение, что может говорить о положительном влиянии.
На основании того, что разработанная коррекционная программа была апробирована частично. Нами были сформулированы методические рекомендации для специального психолога для дальнейшей апробации программы.
Таким образом проведенная диагностика свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, составленная программа по коррекции недостатков произвольного внимания в дистанционном формате взаимодействия, её частичная апробация и сформулированные методические рекомендации для специального психолога позволяют нам сказать, что поставленная цель экспериментального исследования и задачи были решены.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 1997. - 366 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография : учебное пособие // Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина ; под общей редакцией Н. В. Лалетина. - Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 71 с.
3. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Алмазова // Специальное образование : научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр-я. - Екатеринбург, 2005. - № 4 - С. 26-31.
4. Алмазова, О. В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Алмазова. - Екатеринбург, 1997. - 227 с
5. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе : учебное пособие // Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология, 2002. - № 5. -143 с.
7. Баскакова, И. Л. Внимание школьника методы его изучения и развития / И. Л. Баскакова. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 265 с.
8. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
9. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков. - 4-е изд. испр. и доп. - М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.
10. Воронин, А. Н. Методики диагностики свойств внимания: Методы психологической диагностики / А. Н. Воронин, В. Н. Дружинина, Т. В. Галкина ; под ред. В. Н. Дружина. - М., 2008. - 246 с.
11. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. - М. : Издательство Институт практической психологии ; Воронеж: НПО Модек, 1988. - 424 с.
12. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности школьников с задержкой психического развития : учебное пособие / Н. А. Деревянкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.,1984. - 256 с.
14. Детская патопсихология : хрестоматия / авт.-сост.
Н. Л. Белопольская. - М., 2004.- 351 с.
15. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - Вып. 19 - М. : Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
16. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2002. - № 4. - С. 56.
17. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, М. В. Румянцева // Дефектология. -
2003. - №6. - С. 75-82.
18. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика : учебное пособие // И. А. Зайцева ; под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. - Москва: ИКЦ “МарТ” ; Ростов-на-Дону : Издательский центр “МарТ”, 2009. - 353 с.
19. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник ; Московский ун-т. - Москва: [б. и.], 1986. - 287 с.
20. Иванова, А. Я. «Обучающий эксперимент» как метод психологического исследования детей с аномалиями психического развития: автореф. дис. ... кандидата психологических наук / А. Я. Иванова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : [б. и.], 1969. - 19 с.
21. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе // под ред. Е. О. Иванова - Москва: Просвещение, 2011. - 157 с.
22. Клоков, Е. В. Технология проектного обучения / Е. В. Клоков, А. В. Денисова - М. : Школа. -2006. -№ 2. - 45 с.
23. Кулюшина, Н. В. Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР как средство развития познавательной активности / Н. В. Кулюшина, О. И. Власова // Пермский педагогический журнал. - 2019. - № 10. - С. 34-72.
24. Лагутин, А. Б. Физическое воспитание ребенка в школьном учреждении / А. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 192.
25. Лачугина, Ю. Н. Психология: учебное пособие / Ю. Н. Лачугина ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : [б. и.], 2007. - 69 с.
26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В. В. Лебединский. - М. : МГУ, 1985.- 167 с.
27. Лубовский, В. И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева ; под ред. В. И.Лубовского. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
28. Лурия, А. Р. Курс общей психологии: психология внимания : учеб. пособие / А. Р. Лурия. - М. : МГУ, 2018. - 384 с.
29. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
30. Микиртумов, Б. Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста : пособие для специалистов / Б. Е. Микиртумов. - СПб. : Питер,
2001. - 163 с.
31. Министерство просвещения Российской Федерации. - URL : ййрз://босз.еби.доу.ги/ (дата обращения: 12.07.2021).
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - М. : Академия,
2002. - 622 с.
33. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачева, Т. В. Фуряева. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
34. Насырова, Э. Ф. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие / Э. Ф. Насырова О. Ю. Муллер - Сургут, 2019. - 57 с.
35. Немов, Р. С. Психология. Основы наук / Р. С. Немов. - Москва : Юрайт, 2010. - 639 с.
36. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-метод. пособие / Т. Г. Неретина - М. : Флинта, 2010.¬376 с.
37. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 - 9 лет // А. А. Осипова, Л. И. Малашинская : Москва : Сфера, 2001 - 102 с.
38. По дороге к азбуке: методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей / под ред. Т. Р. Кисловой. - М. : Баласс, 2008. - 66 с.
39. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / под ред. Л. Г. Гусляковой. - Москва : Социальное здоровье России, 2007. - 220 с.
40. Психологические тесты: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Карелина. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 248 с.
41. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: учеб. пособие / В. А. Аверина, Ж.К.Дандарова, А. А. Деркач [и др.] ; под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм- Еврознак, 2001. - 113 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: мастера
психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб. : Питер, 2018. - 714 с.
43. Самыгина, С. И. Психология для студентов вузов: курс лекций / С. И. Самыгина. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2015. - 157 с.
44. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
45. Словарь-справочник по психодиагностике / под ред. Л. Ф. Бурлачука [и др.]. - СПб. : Питер, 1999. - 480 с.
46. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : учебное пособие // Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва : 2005. - 190 с.
47. Сорокун, П. А. Основы психологии: учеб. пособие / П. А. Сорокун. - Псков : ПГПУ, 2005. - 312 с.
48. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М. С. Староверова. - Москва : Владос, 2011. - 172 с.
49. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум: учеб. для высшей школы / Л. Д. Столяренко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. - 704 с.
50. Урунтаева, Г. А. Психология школьника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
51. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2004. - 80 с.
52. Фатихова, Л. Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей: учебное пособие / Л. Ф. Фатихова - Уфа : Логопед. - 2014. - № 2. - 40 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования нового поколения. - URL:
ййр://миобрнауки.рф/8735354 (дата обращения: 27.10.2021).
54. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М. : МГУ, 1980. - 304 с.
55. Чистякова, М. И. Психогимнастика: методика работы /
М. И. Чистякова. - М. : Просвещение, 1995. - 160 с.
56. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебное пособие // под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
57. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: метод. пособие / С. Г. Шевченко. - М. : Шк. Пресса, 2003. - 96 с
58. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста : учебное пособие // Л. М. Шипицына. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 92 с.
59. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития : учебное пособие // Е. Л. Щепко. - Москва : Академия, 2000. - 410 с.