Совершенствование сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Определение понятия «сенсорное развитие». Роль изобразительной
деятельности в сенсорном развитии 7
1.2. Характеристики обучающихся с умственной отсталостью с точки
зрения их сенсорного развития 9
1.3. Занятия изобразительной деятельностью как одно из направлений
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 16
2.2. Организация и проведение констатирующего этапа
экспериментальной работы по уровню сенсорного развития
у испытуемых 21
2.3. Анализ полученных результатов экспериментальной работы 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНАТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЁ АПРОБАЦИИ 43
3.1. Составление программы совершенствования сенсорного развития
обучающихся с умственной отсталостью 43
3.2. Методы коррекционно-развивающей программы
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной
отсталостью в процессе проведения уроков изобразительной
деятельности 49
3.3. Методические рекомендации педагогам по апробации программы.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Определение понятия «сенсорное развитие». Роль изобразительной
деятельности в сенсорном развитии 7
1.2. Характеристики обучающихся с умственной отсталостью с точки
зрения их сенсорного развития 9
1.3. Занятия изобразительной деятельностью как одно из направлений
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 16
2.2. Организация и проведение констатирующего этапа
экспериментальной работы по уровню сенсорного развития
у испытуемых 21
2.3. Анализ полученных результатов экспериментальной работы 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНАТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЁ АПРОБАЦИИ 43
3.1. Составление программы совершенствования сенсорного развития
обучающихся с умственной отсталостью 43
3.2. Методы коррекционно-развивающей программы
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной
отсталостью в процессе проведения уроков изобразительной
деятельности 49
3.3. Методические рекомендации педагогам по апробации программы.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
В связи с научно-техническим прогрессом, следствием которого является интенсификация обучения, возросшим потоком информации, а также значительным повышением умственной нагрузки возникает вопрос о внедрении условий для наиболее оптимального развития обучающихся с умственной отсталостью, особенно в системе специального образования.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью обуславливают искажения их ощущений и представлений. Восприятие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется хаотичностью и фрагментарностью. Обучающиеся данной категории имеют трудности в определении самого объекта. Вышеперечисленные особенности восприятия обучающихся с умственной отсталостью ставят перед педагогом основную задачу - развитие у обучающихся с умственной отсталостью адекватного, дифференцированного восприятия предметов и сенсорное развитие в целом.
Большую роль в развитии правильного восприятия как одного из звеньев сенсорного развития играет изобразительная деятельность.
Л. С. Выготский в своих исследованиях говорит о том, что проблема развития детской изобразительной деятельности должна согласовываться с двумя линиями эстетического развития: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественного восприятия. По мнению Л. С. Выготского общая линия развития в данном направлении должна быть ориентирована на расширение рамок личного опыта ребенка, включение его в контекст накопленного социального опыта и окружающую действительность. Внесение эстетических творческих реакций и красоты в повседневную жизнь является важной задачей эстетического развития обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью, в силу своих особенностей развития не в состоянии справиться с большим количеством впечатлений и эмоций, поэтому необходимо направлять нереализованные эмоции в творческое русло (рисование, лепка, конструирование и т. д.).
Вышеизложенная проблема была проанализирована такими исследователями, как: Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и другие. Согласно их исследованиям, нарушения интеллекта накладывают значительный отпечаток на сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие - это переосмысление и усвоения информации о восприятии и разработка эталонов об ведущих качествах предметов: их виде, расцветке, размерах, положении в пространстве, а так же обонятельных качествах и вкусовых. Комплексная работа всех органов чувств обеспечивает процесс компенсации, что дает возможность прогнозировать и корректировать зону ближайшего и актуального развития обучающихся. Это в дальнейшем позволяет достигать более высоких результатов и планировать учебную деятельность.
Сенсорное развитие является результатом восприятия и формирования представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие будет приемлемо во время сенсорного воспитания. Оно определяется умение создавать представления о расцветке, виде, размерах - данные критерии представляют собой психические функции, которые являются важное значение для развития.
Недостаточное развитие сенсорики может привести к трудностям в процессе взаимодействия с окружающим миром, к проблемам руководства предметными действиями обучающегося с умственной отсталостью, его социальной адаптации в обществе.
В данной работе рассмотрим сенсорное развитие у умственно отсталых обучающихся и его совершенствование на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования - специфика сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью посредствам занятий изобразительной деятельностью
Цель исследования - составление программы совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий по изобразительной деятельностью и методических рекомендаций педагогам по её апробации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ источников и литературы по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по определению уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составить программу совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью.
5. Составить методические рекомендации в адрес педагогов по апробации программы.
6. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью обуславливают искажения их ощущений и представлений. Восприятие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется хаотичностью и фрагментарностью. Обучающиеся данной категории имеют трудности в определении самого объекта. Вышеперечисленные особенности восприятия обучающихся с умственной отсталостью ставят перед педагогом основную задачу - развитие у обучающихся с умственной отсталостью адекватного, дифференцированного восприятия предметов и сенсорное развитие в целом.
Большую роль в развитии правильного восприятия как одного из звеньев сенсорного развития играет изобразительная деятельность.
Л. С. Выготский в своих исследованиях говорит о том, что проблема развития детской изобразительной деятельности должна согласовываться с двумя линиями эстетического развития: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественного восприятия. По мнению Л. С. Выготского общая линия развития в данном направлении должна быть ориентирована на расширение рамок личного опыта ребенка, включение его в контекст накопленного социального опыта и окружающую действительность. Внесение эстетических творческих реакций и красоты в повседневную жизнь является важной задачей эстетического развития обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью, в силу своих особенностей развития не в состоянии справиться с большим количеством впечатлений и эмоций, поэтому необходимо направлять нереализованные эмоции в творческое русло (рисование, лепка, конструирование и т. д.).
Вышеизложенная проблема была проанализирована такими исследователями, как: Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и другие. Согласно их исследованиям, нарушения интеллекта накладывают значительный отпечаток на сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие - это переосмысление и усвоения информации о восприятии и разработка эталонов об ведущих качествах предметов: их виде, расцветке, размерах, положении в пространстве, а так же обонятельных качествах и вкусовых. Комплексная работа всех органов чувств обеспечивает процесс компенсации, что дает возможность прогнозировать и корректировать зону ближайшего и актуального развития обучающихся. Это в дальнейшем позволяет достигать более высоких результатов и планировать учебную деятельность.
Сенсорное развитие является результатом восприятия и формирования представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие будет приемлемо во время сенсорного воспитания. Оно определяется умение создавать представления о расцветке, виде, размерах - данные критерии представляют собой психические функции, которые являются важное значение для развития.
Недостаточное развитие сенсорики может привести к трудностям в процессе взаимодействия с окружающим миром, к проблемам руководства предметными действиями обучающегося с умственной отсталостью, его социальной адаптации в обществе.
В данной работе рассмотрим сенсорное развитие у умственно отсталых обучающихся и его совершенствование на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования - специфика сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью посредствам занятий изобразительной деятельностью
Цель исследования - составление программы совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий по изобразительной деятельностью и методических рекомендаций педагогам по её апробации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ источников и литературы по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по определению уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составить программу совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью.
5. Составить методические рекомендации в адрес педагогов по апробации программы.
6. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, проявляющаяся в нарушении интеллекта, эмоций, воли, речи и моторики, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, часто с отклонениями от нормы. При этом идут количественные и качественные нововведения всей психической деятельности обучающегося. Адекватное интеллектуальное развитие возможно только благодаря обширному восприятию. Работа познания начинается с восприятие окружающего мира: его предметов и явлений. Остальные виды познания - запоминание, мышление, воображение - развиваются благодаря шаблонам восприятия, считаются результатом их преображения. Основой интеллектуального развития обучающегося с умственной отсталостью можно считать сенсорное развитие, оно имеет свою роль. Обширное развитие восприятие нужно даёт возможность усваивать программы детского сада и школы, а так же различные виды деятельности. Обучающийся с умственной отсталостью в жизни встречаются с разнообразием видов, цветопередачи и подобных качеств предметов, в приоритете игрушек и предметов быта. Обучающийся с умственной отсталостью встречается с продуктами искусства - музыка, живопись, скульптура. Усвоение данных экспозиций происходит у обучающегося с умственной отсталостью как и при целенаправленном воспитании, так и без него. При обстоятельствах, когда это происходит без контроля педагога, информация усваивается поверхностно и примитивно. Последовательное знакомства с сенсорной культурой человечества помогает усвоить материал качественно.
В процессе достижения цели были изучена теоретическая база, посвященная исследованию сенсорного развития у обучающихся с умственной отсталостью в процессе получения начального образования. Особое значение представляет работы следующих авторов: Л. Б. Баряева, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына.
В процессе работы ощущалась нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине методики приходилось адаптировать к потребностям конкретной группы обучающихся с умственной отсталостью. Все задания в выбранных методиках были направлены на исследование зрительного восприятия свойств предметов и уровня сформированности сенсорного развития.
Обследование обучающихся с умственной отсталостью является достаточно сложной задачей. Анализ обследования уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью позволил обнаружить проблемные зоны в восприятии каждого. Особый интерес представляли результаты обследования сформированности эталонов цвета, показавшие, что большая часть обучающихся с умственной отсталостью знает хотя бы основные цвета. У одних обучающихся с умственной отсталостью прослеживались недостаточно сформированные представления о некоторых формах, а у других - о размерах предмета.
Изучение сенсорного развития у умственно отсталых обучающихся обладает определяющим значением для развития личности ребенка с интеллектуальными недостатками, для появления интереса к обучению, к началу деятельности познавательных процессов в учебной деятельности. Организованное обследование обучающихся с умственной отсталостью даёт нам право говорить о том, что сенсорное развитие обучающихся с умственной отсталостью в начале обучения не даёт тот уровень подготовки, необходимый для качественного познания интеллектуального и социального стимула к обучению.
В последней главе были подобраны упражнения для совершенствования сенсорного развития, уровень которого был определен в обследовании обучающихся с умственной отсталостью. Сжатые сроки и особые условия (пандемия) не позволили совершить апробацию данных упражнений, поэтому были составлены методические рекомендации для педагогов по апробации предложенной программы, особенно включенных упражнений для совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Целью выпускной квалификационной работы было совершенствование сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Цель выполнена в своей основе, так как подобраны упражнения и составлены методические рекомендации педагогам, которые в дальнейшем могут помочь им посредством апробации программы повысить уровень сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, часто с отклонениями от нормы. При этом идут количественные и качественные нововведения всей психической деятельности обучающегося. Адекватное интеллектуальное развитие возможно только благодаря обширному восприятию. Работа познания начинается с восприятие окружающего мира: его предметов и явлений. Остальные виды познания - запоминание, мышление, воображение - развиваются благодаря шаблонам восприятия, считаются результатом их преображения. Основой интеллектуального развития обучающегося с умственной отсталостью можно считать сенсорное развитие, оно имеет свою роль. Обширное развитие восприятие нужно даёт возможность усваивать программы детского сада и школы, а так же различные виды деятельности. Обучающийся с умственной отсталостью в жизни встречаются с разнообразием видов, цветопередачи и подобных качеств предметов, в приоритете игрушек и предметов быта. Обучающийся с умственной отсталостью встречается с продуктами искусства - музыка, живопись, скульптура. Усвоение данных экспозиций происходит у обучающегося с умственной отсталостью как и при целенаправленном воспитании, так и без него. При обстоятельствах, когда это происходит без контроля педагога, информация усваивается поверхностно и примитивно. Последовательное знакомства с сенсорной культурой человечества помогает усвоить материал качественно.
В процессе достижения цели были изучена теоретическая база, посвященная исследованию сенсорного развития у обучающихся с умственной отсталостью в процессе получения начального образования. Особое значение представляет работы следующих авторов: Л. Б. Баряева, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына.
В процессе работы ощущалась нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине методики приходилось адаптировать к потребностям конкретной группы обучающихся с умственной отсталостью. Все задания в выбранных методиках были направлены на исследование зрительного восприятия свойств предметов и уровня сформированности сенсорного развития.
Обследование обучающихся с умственной отсталостью является достаточно сложной задачей. Анализ обследования уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью позволил обнаружить проблемные зоны в восприятии каждого. Особый интерес представляли результаты обследования сформированности эталонов цвета, показавшие, что большая часть обучающихся с умственной отсталостью знает хотя бы основные цвета. У одних обучающихся с умственной отсталостью прослеживались недостаточно сформированные представления о некоторых формах, а у других - о размерах предмета.
Изучение сенсорного развития у умственно отсталых обучающихся обладает определяющим значением для развития личности ребенка с интеллектуальными недостатками, для появления интереса к обучению, к началу деятельности познавательных процессов в учебной деятельности. Организованное обследование обучающихся с умственной отсталостью даёт нам право говорить о том, что сенсорное развитие обучающихся с умственной отсталостью в начале обучения не даёт тот уровень подготовки, необходимый для качественного познания интеллектуального и социального стимула к обучению.
В последней главе были подобраны упражнения для совершенствования сенсорного развития, уровень которого был определен в обследовании обучающихся с умственной отсталостью. Сжатые сроки и особые условия (пандемия) не позволили совершить апробацию данных упражнений, поэтому были составлены методические рекомендации для педагогов по апробации предложенной программы, особенно включенных упражнений для совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Целью выпускной квалификационной работы было совершенствование сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Цель выполнена в своей основе, так как подобраны упражнения и составлены методические рекомендации педагогам, которые в дальнейшем могут помочь им посредством апробации программы повысить уровень сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.





