Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью

Работа №93868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 7
1.1. Определение понятия «сенсорное развитие». Роль изобразительной
деятельности в сенсорном развитии 7
1.2. Характеристики обучающихся с умственной отсталостью с точки
зрения их сенсорного развития 9
1.3. Занятия изобразительной деятельностью как одно из направлений
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 16
2.2. Организация и проведение констатирующего этапа
экспериментальной работы по уровню сенсорного развития
у испытуемых 21
2.3. Анализ полученных результатов экспериментальной работы 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ЗАНАТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЁ АПРОБАЦИИ 43
3.1. Составление программы совершенствования сенсорного развития
обучающихся с умственной отсталостью 43
3.2. Методы коррекционно-развивающей программы
совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной
отсталостью в процессе проведения уроков изобразительной
деятельности 49
3.3. Методические рекомендации педагогам по апробации программы.. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67

В связи с научно-техническим прогрессом, следствием которого является интенсификация обучения, возросшим потоком информации, а также значительным повышением умственной нагрузки возникает вопрос о внедрении условий для наиболее оптимального развития обучающихся с умственной отсталостью, особенно в системе специального образования.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью обуславливают искажения их ощущений и представлений. Восприятие обучающихся с умственной отсталостью характеризуется хаотичностью и фрагментарностью. Обучающиеся данной категории имеют трудности в определении самого объекта. Вышеперечисленные особенности восприятия обучающихся с умственной отсталостью ставят перед педагогом основную задачу - развитие у обучающихся с умственной отсталостью адекватного, дифференцированного восприятия предметов и сенсорное развитие в целом.
Большую роль в развитии правильного восприятия как одного из звеньев сенсорного развития играет изобразительная деятельность.
Л. С. Выготский в своих исследованиях говорит о том, что проблема развития детской изобразительной деятельности должна согласовываться с двумя линиями эстетического развития: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественного восприятия. По мнению Л. С. Выготского общая линия развития в данном направлении должна быть ориентирована на расширение рамок личного опыта ребенка, включение его в контекст накопленного социального опыта и окружающую действительность. Внесение эстетических творческих реакций и красоты в повседневную жизнь является важной задачей эстетического развития обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся с умственной отсталостью, в силу своих особенностей развития не в состоянии справиться с большим количеством впечатлений и эмоций, поэтому необходимо направлять нереализованные эмоции в творческое русло (рисование, лепка, конструирование и т. д.).
Вышеизложенная проблема была проанализирована такими исследователями, как: Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, А. А. Катаева, С. В. Комарова, Г. В. Липакова, А. Р. Маллер, Л. А Метиева, Е. А. Стребелева, Э. Я. Удалова, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицина и другие. Согласно их исследованиям, нарушения интеллекта накладывают значительный отпечаток на сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие - это переосмысление и усвоения информации о восприятии и разработка эталонов об ведущих качествах предметов: их виде, расцветке, размерах, положении в пространстве, а так же обонятельных качествах и вкусовых. Комплексная работа всех органов чувств обеспечивает процесс компенсации, что дает возможность прогнозировать и корректировать зону ближайшего и актуального развития обучающихся. Это в дальнейшем позволяет достигать более высоких результатов и планировать учебную деятельность.
Сенсорное развитие является результатом восприятия и формирования представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие будет приемлемо во время сенсорного воспитания. Оно определяется умение создавать представления о расцветке, виде, размерах - данные критерии представляют собой психические функции, которые являются важное значение для развития.
Недостаточное развитие сенсорики может привести к трудностям в процессе взаимодействия с окружающим миром, к проблемам руководства предметными действиями обучающегося с умственной отсталостью, его социальной адаптации в обществе.
В данной работе рассмотрим сенсорное развитие у умственно отсталых обучающихся и его совершенствование на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования - специфика сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью посредствам занятий изобразительной деятельностью
Цель исследования - составление программы совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий по изобразительной деятельностью и методических рекомендаций педагогам по её апробации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ источников и литературы по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по определению уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
4. Составить программу совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью.
5. Составить методические рекомендации в адрес педагогов по апробации программы.
6. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, проявляющаяся в нарушении интеллекта, эмоций, воли, речи и моторики, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, часто с отклонениями от нормы. При этом идут количественные и качественные нововведения всей психической деятельности обучающегося. Адекватное интеллектуальное развитие возможно только благодаря обширному восприятию. Работа познания начинается с восприятие окружающего мира: его предметов и явлений. Остальные виды познания - запоминание, мышление, воображение - развиваются благодаря шаблонам восприятия, считаются результатом их преображения. Основой интеллектуального развития обучающегося с умственной отсталостью можно считать сенсорное развитие, оно имеет свою роль. Обширное развитие восприятие нужно даёт возможность усваивать программы детского сада и школы, а так же различные виды деятельности. Обучающийся с умственной отсталостью в жизни встречаются с разнообразием видов, цветопередачи и подобных качеств предметов, в приоритете игрушек и предметов быта. Обучающийся с умственной отсталостью встречается с продуктами искусства - музыка, живопись, скульптура. Усвоение данных экспозиций происходит у обучающегося с умственной отсталостью как и при целенаправленном воспитании, так и без него. При обстоятельствах, когда это происходит без контроля педагога, информация усваивается поверхностно и примитивно. Последовательное знакомства с сенсорной культурой человечества помогает усвоить материал качественно.
В процессе достижения цели были изучена теоретическая база, посвященная исследованию сенсорного развития у обучающихся с умственной отсталостью в процессе получения начального образования. Особое значение представляет работы следующих авторов: Л. Б. Баряева, С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына.
В процессе работы ощущалась нехватка методических пособий по данной теме. По этой причине методики приходилось адаптировать к потребностям конкретной группы обучающихся с умственной отсталостью. Все задания в выбранных методиках были направлены на исследование зрительного восприятия свойств предметов и уровня сформированности сенсорного развития.
Обследование обучающихся с умственной отсталостью является достаточно сложной задачей. Анализ обследования уровня сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью позволил обнаружить проблемные зоны в восприятии каждого. Особый интерес представляли результаты обследования сформированности эталонов цвета, показавшие, что большая часть обучающихся с умственной отсталостью знает хотя бы основные цвета. У одних обучающихся с умственной отсталостью прослеживались недостаточно сформированные представления о некоторых формах, а у других - о размерах предмета.
Изучение сенсорного развития у умственно отсталых обучающихся обладает определяющим значением для развития личности ребенка с интеллектуальными недостатками, для появления интереса к обучению, к началу деятельности познавательных процессов в учебной деятельности. Организованное обследование обучающихся с умственной отсталостью даёт нам право говорить о том, что сенсорное развитие обучающихся с умственной отсталостью в начале обучения не даёт тот уровень подготовки, необходимый для качественного познания интеллектуального и социального стимула к обучению.
В последней главе были подобраны упражнения для совершенствования сенсорного развития, уровень которого был определен в обследовании обучающихся с умственной отсталостью. Сжатые сроки и особые условия (пандемия) не позволили совершить апробацию данных упражнений, поэтому были составлены методические рекомендации для педагогов по апробации предложенной программы, особенно включенных упражнений для совершенствования сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Целью выпускной квалификационной работы было совершенствование сенсорного развития на занятиях по изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Цель выполнена в своей основе, так как подобраны упражнения и составлены методические рекомендации педагогам, которые в дальнейшем могут помочь им посредством апробации программы повысить уровень сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью.



1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. / М. А. Абрамова. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. - 128 с.
2. Алексеев, О. Л. Восприятие младшими школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 12-18.
3. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
4. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Войлокова ; СПб. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 1999. - 235 с.
5. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. - СПб. : Каро, 2005. - 304 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Психолог, 2001. - 284 с.
7. Грищенко, Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : метод. пособие / Т. А. Грищенко. - М. : Владос, 2014. - 96 с.
8. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством
в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 224 с.
9. Дилео, Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Дж. Дилео. - М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.
10. Забрамная, С. Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 5-13.
11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - 112 с.
12. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
14. Запорожец, А. В. Психология ощущений и восприятия : хрестоматия по психологии / А. В. Запорожец. - М., 1999. - 546 с.
15. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец, А. П. Усова. - М. : Академия педагогических наук, 2003. - 98 с.
16. Запорожец, А. В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. - М., 1966. - 301 с.
17. Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - СПб. : Каро, 2012. - 176 с.
18. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков : руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
19. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ