Роль Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза (по материалам социологического исследования)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЫ ВУЗА 11
1.1. Современные теоретические подходы к изучению процесса
социальной адаптации личности 11
1.2. Методология исследования социальной адаптации иностранных студентов к образовательной деятельности ВУЗа как полиэтничной среды. 15
1.3 Организационно-методические основы обеспечения социальной адаптации иностранных студентов в АлтГУ 23
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АлтГУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 46
2.1. Эффективность деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в оценках экспертов и иностранных студентов 46
2.2 Пути совершенствования деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЫ ВУЗА 11
1.1. Современные теоретические подходы к изучению процесса
социальной адаптации личности 11
1.2. Методология исследования социальной адаптации иностранных студентов к образовательной деятельности ВУЗа как полиэтничной среды. 15
1.3 Организационно-методические основы обеспечения социальной адаптации иностранных студентов в АлтГУ 23
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АлтГУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 46
2.1. Эффективность деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в оценках экспертов и иностранных студентов 46
2.2 Пути совершенствования деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность темы исследования. Ежегодно огромное количество молодых людей покидают родную страну ради получения образования за рубежом. И с каждым годом количество таких студентов увеличивается. Юноши и девушки решаются на такой серьёзный поступок по разным причинам. Например, на родине многих из таких студентов высоко ценится дипломы об окончании вузов другой страны. Немаловажными являются такие факторы как, желание знакомиться с новой культурой, «с новым миром», изучить иностранный язык, а главное получить бесценный, как профессиональный, так и социальный опыт. Иностранному студенту предстоит адаптироваться в чужой стране. Несмотря на ранее полученный социальный опыт, сделать это приезжему сложно. Студенты попадают в непривычные для себя не только бытовые, но и социальные условия. Им приходится привыкать к непривычному климату, постоянному общению на чужом языке, а также к новой системе образования. При этом, учитывая абсолютную самостоятельность иностранных студентов, возрастает риск возникновения проблем с адаптацией в новой социальной среде. Анализ процесса обучения иностранных студентов в высших учебных заведениях России свидетельствует о непосредственной зависимости эффективности обучения от степени адаптации студентов к учебной деятельности в новых условиях. В свою очередь, приспособленность студентов детерминирована спецификой самой образовательной системы. В связи с этим нужно учитывать, как адаптационные возможности студентов, так и вуза, и развивать их. Основной трудностью при обучении студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья в отечественных вузах считается проблема языковой адаптации, то есть преодоление языкового барьера прежде всего в процессе обучения.
В данном отношении огромную значимость обретает довузовская предметная и языковая подготовка, компетентная направленность студента и характеристики его личности, как представителя этноса с исторически сформировавшимися традициями в учебе и последующем труде. Необходимо отметить что, невзирая на все трудности, которые переживают иностранные студенты, они всё равно стремятся учиться за рубежом, ведь такое образование предоставляет возможность получить необходимые профессиональные навыки и знания, а также позволяет индивиду использовать уникальный шанс самореализации, шанс познать самого себя и свой потенциал.
Алтайский государственный университет на сегодняшний день является одним из ведущих классических университетов России, крупным учебно- научным, инновационным и культурным центром Сибири. В последнее время АлтГУ, расширяет свои позиции, в области международных связей. Увеличивается количество иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья для обучения в Алтайском государственном университете. ВУЗ является одним из ведущих классических университетов России, крупным учебно-научным, инновационным и культурным центром Сибири. В своей деятельности университет стремится к повышению качества оказываемых образовательных услуг, увеличению научно-исследовательского потенциала, укреплению международных отношений. АлтГУ активно взаимодействует с вузами-партнерами в рамках Сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества, где АлтГУ является головным вузом УШОС, а также с вузами- партнерами в рамках созданной по инициативе АлтГУ Ассоциации азиатских университетов. Также на базе АлтГУ образован Центр по работе с иностранными обучающимися. От его успешной работы во многом зависит комфортность процесса адаптации иностранных студентов, поэтому необходимо, изучение условий и механизмов «Центра по работе с иностранными обучающимися» в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде ВУЗа.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX - начале ХХ вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах.
У. Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социальной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения. В российской социологии изучены многие аспекты социальной адаптации. В советский период исследования, посвященные социальной адаптации, велись на стыке социологии, философии, социальной психологии и экономики. Проблема социальной адаптации актуализируется в российском обществе в начале 90-х гг. ХХ в. в связи с радикальными социальными трансформациями. Появляется множество работ, посвященных вопросам адаптации населения к рыночным реформам. Анализируются теоретико-методологические подходы к изучению социальной адаптации. Большой вклад в разработку теории социальной адаптации внесли работы Л.В. Корель, Н.С. Кузнецова, М.В. Ромма, А.А. Налчаджяна.
Значительное внимание уделяется изучению различных аспектов социальной адаптации. Она рассматривается в контексте межкультурных коммуникаций и институциональных изменений. В российской науке сохраняется стабильный интерес к проблемам, связанным с адаптацией учащихся и студентов. Анализируются вопросы адаптации к учебной деятельности, вузовской жизни в целом, будущей профессиональной деятельности. Исследование адаптации также широко представлены в современной науке. Сущность понятия адаптации развивали Х.А. Абунавас, Т. Селье, В.П. Казначеев, и другие.
В отечественной и зарубежной социологической науке исследованиями социальной адаптации студентов занимались такие ученые как М.И. Витковская и И.В. Троцук. Они выделяют такие виды адаптации иностранных студентов, как физиологическая, психологическая и социальная.
Значимую роль в изучении социальной адаптации студентов играют работы К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, О.В. Куликовой и А.А. Реан. По их мнению, формирование или изменение социальных качеств субъекта происходит под воздействием новой окружающей среды. К элементам, формирующим социальные качества человека, они относят социально определенную цель его деятельности, социальные статусы и роли, ожидания, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности, уровень образования, активность и степень самостоятельности в принятии решений. Несмотря на значительное число работ в области адаптации иностранных студентов, представленные труды не содержат всей полноты социологической информации по адаптации иностранных студентов к полиэтничной среде ВУЗа.
Объект исследования - социальная адаптация иностранных студентов в ВУЗе.
Предмет исследования - роль «Центра по работе с иностранными обучающимися» АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде ВУЗа.
Цель исследования - изучить роль «Центра по работе с иностранными обучающимися» АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза и разработать комплекс рекомендаций по усилению эффективности его деятельности
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1 .Рассмотреть современные теоретические подходы к изучению процесса социальной адаптации личности.
2. Проанализировать методологию исследования условий и механизмов социальной адаптации иностранных студентов к образовательной деятельности ВУЗа как полиэтничной среды.
3. Рассмотреть организационно-методические основы обеспечения социальной адаптации инстранных студенов в АлтГУ.
4. Исследовать содержание деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ по социальной адаптации к полиэтничной среде вуза
5. Разработать рекомендации по совершенствованию условий и
механизмов социальной адаптации иностранных студентов в АлтГУ.
Гипотезы исследования:
1. Необходимой составляющей успешной адаптации иностранных студентов в АлтГУ является оказание помощи Центра по работе с иностранными обучающимися.
2. Адаптация иностранных студентов в полиэтничной среде ВУЗа является особой формой социального взаимодействия. Такое взаимодействие предполагает необходимость создания в ВУЗе специального структурного подразделения, осуществляющего помощь и контроль за этим процессом.
3. Мероприятия по оказанию помощи в разрешении проблем, возникающих у студентов в новой среде должны быть комплексными, учитывающими как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации в ВУЗе.
4. Процесс адаптации - сложный процесс, формирующий способности иностранного студента успешно развиваться в новой полиэтничной среде и одной из ведущих причин возникновения трудностей с адаптацией может быть недостаточно эффективная деятельность Центра по работе с иностранными обучающимися.
5. Оптимальной методической базой изучения роли Центра по работе с иностранными обучающимися в процессе адаптации к полиэтничной среде ВУЗа является сочетание количественных (анкетный опрос) и качественных методов (глубинное интервью) исследования.
6. Основные трудности реализации помощи Центра в адаптации иностранных студентов возникают в связи с необходимостью учитывать индивидуальные и национальные особенности личности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы исследования: традиционный анализ документов, глубинное интервью, анкетный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертного опроса, в качестве экспертов были выбраны руководители по работе с иностранными студентами в АлтГУ, преподаватели факультетов АлтГУ. Представлены результаты анкетирования, в опросе принимали участие иностранные студенты всех факультетов АлтГУ.
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках нашей выпускной квалификационной работы данную тему можно рассмотреть деятельностный подход. Данный подход позволяет проследить процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях этого подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности, таким образом, человек делает выбор той или иной стратегии своего обучения и трудовой деятельности. А также теории социализации личности, конкретные исследования отечественных и зарубежных авторов в области социальной адаптации к новой образовательной среде.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация иностранных студентов в полиэтничной среде ВУЗа является особой формой социального взаимодействия. Участниками данного взаимодействия являются иностранные студенты и Центр по работе с ними, организованный в АлтГУ. Объединяющей их целью является успешная адаптация студентов в иностранном ВУЗе.
2. Мероприятия Центра по оказанию помощи в разрешении проблем, возникающих у иностранных студентов в новой среде нельзя характеризовать как комплексные, учитывающие как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации в ВУЗе.
3. По результатам проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление роли Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в их адаптации в полиэтничной среде ВУЗа выявлено, что Центр оказывает определенную помощь в адаптации к образовательной среде ВУЗа. Однако, его деятельность пока не позволяет решать ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты при поступлении и обучении в ВУЗе. Как правило, мероприятия Центра охватывают только решение миграционных и жилищно-бытовых вопросов. Все остальные проблемы студенты вынуждены решать самостоятельно.
4. Проведенное нами исследование позволило выявить слабые стороны в работе Центра, такие как: недостаточная информированность студентов о существовании Центра и его возможностей в оказании помощи в адаптации, о городской и университетской инфраструктуре; отсутствие комплексного подхода к решению проблемы «языкового барьера»; отсутствие системы психологической поддержки и мониторинга социально-психологического состояния студентов в начальный период обучения.
5. Разработаны теоретические и практические рекомендации, позволяющие оптимизировать работу Центра с иностранными студентами в информационной, психологической, социокультурной сферах. В их основе: разработка специальных программ обучения языкам для преподавателей и российских студентов, создание информационного ресурса на сайте Алтайского государственного университета, который содержит информацию о подготовке к проживанию и обучению в России (в частности в г. Барнауле), а также рекомендовано создание условий студентам для психологической разгрузки.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего научного изучения социальной адаптации иностранных студентов. Выводы могут найти применение при разработке и совершенствовании деятельности центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза.
Апробация работы. Полученные результаты были изложены в выступлении на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - наука» (Барнаул, 2019 г.). Основные положения и результаты
представлены в публикациях в научных изданиях:
1. Карамян, Е.А. Проблема конфликтности в полиэтничной среде вуза / Е.А. Карамян // Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей - под ред. В.В. Нагайцева: - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. - С. 78 - 83.
2. Пустовалова, Е.В., Карамян, Е.А. Формирование толерантности в полиэтничном пространстве современного вуза / Е.В. Пустовалова, Е.А. Карамян // Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей - под ред. В.В. Нагайцева: - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. - С. 103-107.
В данном отношении огромную значимость обретает довузовская предметная и языковая подготовка, компетентная направленность студента и характеристики его личности, как представителя этноса с исторически сформировавшимися традициями в учебе и последующем труде. Необходимо отметить что, невзирая на все трудности, которые переживают иностранные студенты, они всё равно стремятся учиться за рубежом, ведь такое образование предоставляет возможность получить необходимые профессиональные навыки и знания, а также позволяет индивиду использовать уникальный шанс самореализации, шанс познать самого себя и свой потенциал.
Алтайский государственный университет на сегодняшний день является одним из ведущих классических университетов России, крупным учебно- научным, инновационным и культурным центром Сибири. В последнее время АлтГУ, расширяет свои позиции, в области международных связей. Увеличивается количество иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья для обучения в Алтайском государственном университете. ВУЗ является одним из ведущих классических университетов России, крупным учебно-научным, инновационным и культурным центром Сибири. В своей деятельности университет стремится к повышению качества оказываемых образовательных услуг, увеличению научно-исследовательского потенциала, укреплению международных отношений. АлтГУ активно взаимодействует с вузами-партнерами в рамках Сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества, где АлтГУ является головным вузом УШОС, а также с вузами- партнерами в рамках созданной по инициативе АлтГУ Ассоциации азиатских университетов. Также на базе АлтГУ образован Центр по работе с иностранными обучающимися. От его успешной работы во многом зависит комфортность процесса адаптации иностранных студентов, поэтому необходимо, изучение условий и механизмов «Центра по работе с иностранными обучающимися» в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде ВУЗа.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX - начале ХХ вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах.
У. Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социальной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения. В российской социологии изучены многие аспекты социальной адаптации. В советский период исследования, посвященные социальной адаптации, велись на стыке социологии, философии, социальной психологии и экономики. Проблема социальной адаптации актуализируется в российском обществе в начале 90-х гг. ХХ в. в связи с радикальными социальными трансформациями. Появляется множество работ, посвященных вопросам адаптации населения к рыночным реформам. Анализируются теоретико-методологические подходы к изучению социальной адаптации. Большой вклад в разработку теории социальной адаптации внесли работы Л.В. Корель, Н.С. Кузнецова, М.В. Ромма, А.А. Налчаджяна.
Значительное внимание уделяется изучению различных аспектов социальной адаптации. Она рассматривается в контексте межкультурных коммуникаций и институциональных изменений. В российской науке сохраняется стабильный интерес к проблемам, связанным с адаптацией учащихся и студентов. Анализируются вопросы адаптации к учебной деятельности, вузовской жизни в целом, будущей профессиональной деятельности. Исследование адаптации также широко представлены в современной науке. Сущность понятия адаптации развивали Х.А. Абунавас, Т. Селье, В.П. Казначеев, и другие.
В отечественной и зарубежной социологической науке исследованиями социальной адаптации студентов занимались такие ученые как М.И. Витковская и И.В. Троцук. Они выделяют такие виды адаптации иностранных студентов, как физиологическая, психологическая и социальная.
Значимую роль в изучении социальной адаптации студентов играют работы К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, О.В. Куликовой и А.А. Реан. По их мнению, формирование или изменение социальных качеств субъекта происходит под воздействием новой окружающей среды. К элементам, формирующим социальные качества человека, они относят социально определенную цель его деятельности, социальные статусы и роли, ожидания, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности, уровень образования, активность и степень самостоятельности в принятии решений. Несмотря на значительное число работ в области адаптации иностранных студентов, представленные труды не содержат всей полноты социологической информации по адаптации иностранных студентов к полиэтничной среде ВУЗа.
Объект исследования - социальная адаптация иностранных студентов в ВУЗе.
Предмет исследования - роль «Центра по работе с иностранными обучающимися» АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде ВУЗа.
Цель исследования - изучить роль «Центра по работе с иностранными обучающимися» АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза и разработать комплекс рекомендаций по усилению эффективности его деятельности
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1 .Рассмотреть современные теоретические подходы к изучению процесса социальной адаптации личности.
2. Проанализировать методологию исследования условий и механизмов социальной адаптации иностранных студентов к образовательной деятельности ВУЗа как полиэтничной среды.
3. Рассмотреть организационно-методические основы обеспечения социальной адаптации инстранных студенов в АлтГУ.
4. Исследовать содержание деятельности Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ по социальной адаптации к полиэтничной среде вуза
5. Разработать рекомендации по совершенствованию условий и
механизмов социальной адаптации иностранных студентов в АлтГУ.
Гипотезы исследования:
1. Необходимой составляющей успешной адаптации иностранных студентов в АлтГУ является оказание помощи Центра по работе с иностранными обучающимися.
2. Адаптация иностранных студентов в полиэтничной среде ВУЗа является особой формой социального взаимодействия. Такое взаимодействие предполагает необходимость создания в ВУЗе специального структурного подразделения, осуществляющего помощь и контроль за этим процессом.
3. Мероприятия по оказанию помощи в разрешении проблем, возникающих у студентов в новой среде должны быть комплексными, учитывающими как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации в ВУЗе.
4. Процесс адаптации - сложный процесс, формирующий способности иностранного студента успешно развиваться в новой полиэтничной среде и одной из ведущих причин возникновения трудностей с адаптацией может быть недостаточно эффективная деятельность Центра по работе с иностранными обучающимися.
5. Оптимальной методической базой изучения роли Центра по работе с иностранными обучающимися в процессе адаптации к полиэтничной среде ВУЗа является сочетание количественных (анкетный опрос) и качественных методов (глубинное интервью) исследования.
6. Основные трудности реализации помощи Центра в адаптации иностранных студентов возникают в связи с необходимостью учитывать индивидуальные и национальные особенности личности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы исследования: традиционный анализ документов, глубинное интервью, анкетный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертного опроса, в качестве экспертов были выбраны руководители по работе с иностранными студентами в АлтГУ, преподаватели факультетов АлтГУ. Представлены результаты анкетирования, в опросе принимали участие иностранные студенты всех факультетов АлтГУ.
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках нашей выпускной квалификационной работы данную тему можно рассмотреть деятельностный подход. Данный подход позволяет проследить процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях этого подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности, таким образом, человек делает выбор той или иной стратегии своего обучения и трудовой деятельности. А также теории социализации личности, конкретные исследования отечественных и зарубежных авторов в области социальной адаптации к новой образовательной среде.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация иностранных студентов в полиэтничной среде ВУЗа является особой формой социального взаимодействия. Участниками данного взаимодействия являются иностранные студенты и Центр по работе с ними, организованный в АлтГУ. Объединяющей их целью является успешная адаптация студентов в иностранном ВУЗе.
2. Мероприятия Центра по оказанию помощи в разрешении проблем, возникающих у иностранных студентов в новой среде нельзя характеризовать как комплексные, учитывающие как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации в ВУЗе.
3. По результатам проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление роли Центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в их адаптации в полиэтничной среде ВУЗа выявлено, что Центр оказывает определенную помощь в адаптации к образовательной среде ВУЗа. Однако, его деятельность пока не позволяет решать ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты при поступлении и обучении в ВУЗе. Как правило, мероприятия Центра охватывают только решение миграционных и жилищно-бытовых вопросов. Все остальные проблемы студенты вынуждены решать самостоятельно.
4. Проведенное нами исследование позволило выявить слабые стороны в работе Центра, такие как: недостаточная информированность студентов о существовании Центра и его возможностей в оказании помощи в адаптации, о городской и университетской инфраструктуре; отсутствие комплексного подхода к решению проблемы «языкового барьера»; отсутствие системы психологической поддержки и мониторинга социально-психологического состояния студентов в начальный период обучения.
5. Разработаны теоретические и практические рекомендации, позволяющие оптимизировать работу Центра с иностранными студентами в информационной, психологической, социокультурной сферах. В их основе: разработка специальных программ обучения языкам для преподавателей и российских студентов, создание информационного ресурса на сайте Алтайского государственного университета, который содержит информацию о подготовке к проживанию и обучению в России (в частности в г. Барнауле), а также рекомендовано создание условий студентам для психологической разгрузки.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшего научного изучения социальной адаптации иностранных студентов. Выводы могут найти применение при разработке и совершенствовании деятельности центра по работе с иностранными обучающимися АлтГУ в процессе социальной адаптации к полиэтничной среде вуза.
Апробация работы. Полученные результаты были изложены в выступлении на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - наука» (Барнаул, 2019 г.). Основные положения и результаты
представлены в публикациях в научных изданиях:
1. Карамян, Е.А. Проблема конфликтности в полиэтничной среде вуза / Е.А. Карамян // Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей - под ред. В.В. Нагайцева: - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. - С. 78 - 83.
2. Пустовалова, Е.В., Карамян, Е.А. Формирование толерантности в полиэтничном пространстве современного вуза / Е.В. Пустовалова, Е.А. Карамян // Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей - под ред. В.В. Нагайцева: - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. - С. 103-107.
В ходе проведенного исследования было проанализировано понятие адаптации и изучена роль Центра по работе с иностранными обучающимися в АлтГУ. Можно сказать, что социальная адаптация достаточно сложный многосторонний процесс, он имеет различные формы и определенные барьеры, которые необходимо преодолеть, после чего иностранному студенту будет легче учится в высшей школе, достичь значительных результатов в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе адаптации участвуют множество сторон - преподаватели, тьюторы, кураторы, учащиеся принимающей страны, отдельные подразделения, специализирующиеся на адаптации иностранных студентов, государственные службы и т.д. Все они оказывают немаловажное влияние на социальную адаптацию иностранных обучающихся. Для успешной адаптации всем сторонам необходимо учитывать множество факторов, влияющих на процесс адаптации, и совместно находить решения возникающих проблем. Исследование позволило не только определить уровень социальной адаптации иностранных студентов АлтГУ, но и выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе социальной адаптации и оценить роль работы Центра. Следовательно, необходимо эффективно организовать систему адаптации иностранных студентов, которая будет способствовать увеличению эффективности обучения, получению студентами предполагаемых компетенций в полном объеме и повышению результатов обучения, что в свою очередь поможет привлечь больше иностранных студентов и повысит имидж университета в мировом научно-образовательном сообществе. С этой целью может быть использована новая разработанная анкета и рекомендации на основе результатов проведенных опросов и интервьюирования сотрудников АлтГУ, которые непосредственно работают с иностранными студентами. Данную анкету и рекомендации можно считать основным результатом проведенного исследования, которые отражены в магистерской диссертации. Внедрение предложенных рекомендаций позволит создать в университете среду, в которой иностранным студентам будет легче и комфортнее адаптироваться к новым условиям, усваивать новые знания, не отвлекаясь на дополнительные проблемы, связанные с социальной адаптацией. Мероприятия по помощи в разрешении проблем социальной адаптации студентов к новой среде должны быть комплексными, и направлены на создание внешних факторов, которые только поспособствуют данному процессу. Также, необходимо применение методов социального воздействия и психологического сопровождения, что позволит быстрее адаптироваться к новым условиям и повысить продуктивность учебной деятельности.
Социальная адаптация иностранных студентов в вузе имеет определенную специфику. Поступая в вуз студент не только обретает новый статус, и новые способы и стили поведения, чтобы соответствовать новой социальной роли. Это запускает процесс социальной адаптации, который повышает уровень работы высших психических функций, коммуникативные навыки, а также уровень самостоятельности в быту.
Наше исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 200 иностранных студентов. Согласно результатам исследования большая часть иностранных студентов адаптируется к условиям новой страны и к новой социальной роли студента, не испытывая при этом тотальных трудностей, но и не чувствуя полного эмоционального комфорта тоже, что, в принципе, характерно для процесса адаптации к новым условиям. У незначительного количества иностранных студентов был выявлен неблагоприятный уровень субъективного благополучия и депрессивный тип адаптации, который нуждается в психологическом и социальном сопровождении. Данное исследование изначально задумывалось как прикладное, направленное на сбор информации, позволяющей определить роль Центра по работе с иностранными студентами, а также определить наличие пробелов в его деятельности для того, чтобы адаптацию иностранных студентов в образовательном и социальном процессе вуза сделать более эффективной.
Мы исходили из предположения, что одним из действий, позволяющих приблизиться к решению данной задачи, будет осознанием самими иностранными студентами круга проблем, с которыми студенты реально сталкиваются в процессе адаптации. Была проделана значительная работа по выявлению того, каков круг этих проблем, какова их специфика в условиях АлтГУ и как их осознают иностранные студенты, обучающиеся в университете.
Полученные данные, представленные в тексте исследования, позволяют сделать вывод о том, что и студенты, и их руководители достаточно ясно осознают эти проблемы и видят пути и способы их преодоления. Это является необходимым условием дальнейшего совершенствования процесса адаптации иностранных студентов в полиэтничной среде университета. А также эти данные представляют определенную практическую ценность и позволяют более осознанно и целенаправленно проектировать и выстраивать социальную среду университета.
Социальная адаптация иностранных студентов в вузе имеет определенную специфику. Поступая в вуз студент не только обретает новый статус, и новые способы и стили поведения, чтобы соответствовать новой социальной роли. Это запускает процесс социальной адаптации, который повышает уровень работы высших психических функций, коммуникативные навыки, а также уровень самостоятельности в быту.
Наше исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 200 иностранных студентов. Согласно результатам исследования большая часть иностранных студентов адаптируется к условиям новой страны и к новой социальной роли студента, не испытывая при этом тотальных трудностей, но и не чувствуя полного эмоционального комфорта тоже, что, в принципе, характерно для процесса адаптации к новым условиям. У незначительного количества иностранных студентов был выявлен неблагоприятный уровень субъективного благополучия и депрессивный тип адаптации, который нуждается в психологическом и социальном сопровождении. Данное исследование изначально задумывалось как прикладное, направленное на сбор информации, позволяющей определить роль Центра по работе с иностранными студентами, а также определить наличие пробелов в его деятельности для того, чтобы адаптацию иностранных студентов в образовательном и социальном процессе вуза сделать более эффективной.
Мы исходили из предположения, что одним из действий, позволяющих приблизиться к решению данной задачи, будет осознанием самими иностранными студентами круга проблем, с которыми студенты реально сталкиваются в процессе адаптации. Была проделана значительная работа по выявлению того, каков круг этих проблем, какова их специфика в условиях АлтГУ и как их осознают иностранные студенты, обучающиеся в университете.
Полученные данные, представленные в тексте исследования, позволяют сделать вывод о том, что и студенты, и их руководители достаточно ясно осознают эти проблемы и видят пути и способы их преодоления. Это является необходимым условием дальнейшего совершенствования процесса адаптации иностранных студентов в полиэтничной среде университета. А также эти данные представляют определенную практическую ценность и позволяют более осознанно и целенаправленно проектировать и выстраивать социальную среду университета.



