Программно - методическое обеспечение элективного курса по биологии «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5
1.1. Биология как наука 5
1.2. Система биологического образования в современной школе 7
ГЛАВА 2.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 18
2.1. Элективный курс 18
2.2. Разработка уроков на тему: «Таксономическое разнообразие
животных и растений Урала» 22
2.3 Разработка наглядно-дидактических пособий на тему: «Животные
и растения Урала» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5
1.1. Биология как наука 5
1.2. Система биологического образования в современной школе 7
ГЛАВА 2.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 18
2.1. Элективный курс 18
2.2. Разработка уроков на тему: «Таксономическое разнообразие
животных и растений Урала» 22
2.3 Разработка наглядно-дидактических пособий на тему: «Животные
и растения Урала» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология,
криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.
Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки; гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей; физиология — физические и химические функции органов и тканей; этология — поведение живых существ; экология — взаимозависимость различных организмов и среды.
Урал — один из самых удивительных регионов России. Здешние горы, разделяющие Европу и Азию, создают уникальную природно-климатическую зону со своей неповторимой флорой и фауной. Растения и животные каждого уголка представленной территории заметно отличаются друг от друга. Рассмотрим наиболее часто встречающихся животных Урала, а также насекомых и птиц и растения.
Объектом исследования является наполнение элективного курса, посвященного разнообразию растений и животных Урала.
Предметом исследования является процесс овладения и усвоения
знаний по биологии, обучающимися 7 классов в элективном курсе «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Цель разработка программно-методического обеспечения элективного курса по биологии «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Задачи:
• изучить понятие биология;
• рассмотреть разнообразие растений и животных Урала;
• разработать элективный курс для учащихся 7 классов;
-разработать наглядно-дидактические пособия на тему: «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Методы исследования:
Изучение и анализ научной и методической литературы.
Историко-методологический анализ некоторых понятий.
Наблюдение, беседа, анализ работы учащихся.
Так же элементами данной дипломной работы является исследование среды обитания животных и виды растений Урала, которые в свою очередь взаимосвязаны.
При написании данной дипломной работы мы использовали различные литературные источники, касающиеся темы работы. В качестве источников литературы выступали печатные издания различного характера, а также электронные ресурсы сети интернет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.
Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки; гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей; физиология — физические и химические функции органов и тканей; этология — поведение живых существ; экология — взаимозависимость различных организмов и среды.
Урал — один из самых удивительных регионов России. Здешние горы, разделяющие Европу и Азию, создают уникальную природно-климатическую зону со своей неповторимой флорой и фауной. Растения и животные каждого уголка представленной территории заметно отличаются друг от друга. Рассмотрим наиболее часто встречающихся животных Урала, а также насекомых и птиц и растения.
Объектом исследования является наполнение элективного курса, посвященного разнообразию растений и животных Урала.
Предметом исследования является процесс овладения и усвоения
знаний по биологии, обучающимися 7 классов в элективном курсе «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Цель разработка программно-методического обеспечения элективного курса по биологии «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Задачи:
• изучить понятие биология;
• рассмотреть разнообразие растений и животных Урала;
• разработать элективный курс для учащихся 7 классов;
-разработать наглядно-дидактические пособия на тему: «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала».
Методы исследования:
Изучение и анализ научной и методической литературы.
Историко-методологический анализ некоторых понятий.
Наблюдение, беседа, анализ работы учащихся.
Так же элементами данной дипломной работы является исследование среды обитания животных и виды растений Урала, которые в свою очередь взаимосвязаны.
При написании данной дипломной работы мы использовали различные литературные источники, касающиеся темы работы. В качестве источников литературы выступали печатные издания различного характера, а также электронные ресурсы сети интернет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Животные в уральских лесах встречаются нечасто. Самые крупные уральские животные - бурый медведь и лось.
Встречаются белка, бурундук, заяц, лисица, волк, росомаха, барсук, косуля и т.д. На севере можно увидеть северного оленя. В реках обитают бобр, выдра, ондатра.
На территории проходят границы распространения некоторых деревьев. Например, южная - кедра сибирского, северная - клена остролистного, восточная - дуба обыкновенного, вяза, ильма. Наиболее распространены сосны, ели, березы. Летом в лесах много ягод и грибов.
На Уральских горах можно наблюдать ярко выраженную высотную поясность, то есть начав подъем в горно-лесной зоне, вы можете попасть в горную тундру.
Местами на Урале встречаются реликтовые растения (ледниковые и послеледниковые) и эндемики, обитающие на относительно ограниченном ареале.
Опасность на Урале представляют клещи, передающие многие опасные инфекции, в том числе энцефалит (особенно их много в мае-июне), и ядовитые змеи, из которых на Урале имеются только гадюки. Также существует опасность встречи с хозяином тайги - медведем.
Цели данной дипломной работы были выполнены, а именно изучены основные теоретические аспекты изучения биологии, рассмотрены таксономическое разнообразие животных и растений Урала. Так же выполнены задачи:
• собран материал о биологии;
• изучены животные и растения Урала;
-разработан элективный курс для учащихся 7 классов на тему: «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала» и проведена апробация в МБОУ «Шалинская СОШ № 45». В период преддипломной практики с 09.12 по 22.12 мною был проведен урок в 7 классе на тему «Природно - экологическая характеристика Урала».
Цели:
• формирование представлений об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;
-развитие творческих способностей учащихся;
-воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
-показать природную уникальность Урала на примере отдельных природных объектов;
-раскрыть современные экологические проблемы региона;
-совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем
-совершенствование навыков работы с картами;
-отрабатывать навыки самостоятельного отбора информации:
-совершенствовать коммуникативные навыки посредством создания презентаций;
-создать комфортную, культурную, творческую и здоровье созидательную обстановку на уроке.
Средства обучения:
физическая карта Урала, учебник, книги, мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная
Методы обучения, применяемые на уроке:
По источнику знаний:
-словесные (беседа учителя, сообщения учащихся)
• наглядные (презентация, книга П.П.Бажова «Уральские сказы», образцы горных пород);
-практические (работа с текстом учебника, составление таблиц).
По характеру познавательной деятельности:
-проблемное изложение;
-частично - поисковый метод
Цель урока была достигнута, поставленные задачи были выполнены. Все учащиеся были заинтересованы так как Урал это край, в котором они живут. Учащимся понравился урок, они говорили о том, что узнали много нового и интересного.
- разработаны наглядно-дидактические пособия на тему: «Животные и растения Урала».
В процессе изучения данного курса «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала» учащиеся 7 класса познакомились с понятием биология, изучили виды растений и животных, как они взаимодействуют с окружающей средой.
Так же в ходе работы приобретены практические навыки по сбору, обработке и использованию информации по изучению животного и растительного мира Уральского региона.
Данная работа может быть использована в деятельности учителя по изучению животного и растительного мира на Урале.
Встречаются белка, бурундук, заяц, лисица, волк, росомаха, барсук, косуля и т.д. На севере можно увидеть северного оленя. В реках обитают бобр, выдра, ондатра.
На территории проходят границы распространения некоторых деревьев. Например, южная - кедра сибирского, северная - клена остролистного, восточная - дуба обыкновенного, вяза, ильма. Наиболее распространены сосны, ели, березы. Летом в лесах много ягод и грибов.
На Уральских горах можно наблюдать ярко выраженную высотную поясность, то есть начав подъем в горно-лесной зоне, вы можете попасть в горную тундру.
Местами на Урале встречаются реликтовые растения (ледниковые и послеледниковые) и эндемики, обитающие на относительно ограниченном ареале.
Опасность на Урале представляют клещи, передающие многие опасные инфекции, в том числе энцефалит (особенно их много в мае-июне), и ядовитые змеи, из которых на Урале имеются только гадюки. Также существует опасность встречи с хозяином тайги - медведем.
Цели данной дипломной работы были выполнены, а именно изучены основные теоретические аспекты изучения биологии, рассмотрены таксономическое разнообразие животных и растений Урала. Так же выполнены задачи:
• собран материал о биологии;
• изучены животные и растения Урала;
-разработан элективный курс для учащихся 7 классов на тему: «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала» и проведена апробация в МБОУ «Шалинская СОШ № 45». В период преддипломной практики с 09.12 по 22.12 мною был проведен урок в 7 классе на тему «Природно - экологическая характеристика Урала».
Цели:
• формирование представлений об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;
-развитие творческих способностей учащихся;
-воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
-показать природную уникальность Урала на примере отдельных природных объектов;
-раскрыть современные экологические проблемы региона;
-совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем
-совершенствование навыков работы с картами;
-отрабатывать навыки самостоятельного отбора информации:
-совершенствовать коммуникативные навыки посредством создания презентаций;
-создать комфортную, культурную, творческую и здоровье созидательную обстановку на уроке.
Средства обучения:
физическая карта Урала, учебник, книги, мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная
Методы обучения, применяемые на уроке:
По источнику знаний:
-словесные (беседа учителя, сообщения учащихся)
• наглядные (презентация, книга П.П.Бажова «Уральские сказы», образцы горных пород);
-практические (работа с текстом учебника, составление таблиц).
По характеру познавательной деятельности:
-проблемное изложение;
-частично - поисковый метод
Цель урока была достигнута, поставленные задачи были выполнены. Все учащиеся были заинтересованы так как Урал это край, в котором они живут. Учащимся понравился урок, они говорили о том, что узнали много нового и интересного.
- разработаны наглядно-дидактические пособия на тему: «Животные и растения Урала».
В процессе изучения данного курса «Таксономическое разнообразие животных и растений Урала» учащиеся 7 класса познакомились с понятием биология, изучили виды растений и животных, как они взаимодействуют с окружающей средой.
Так же в ходе работы приобретены практические навыки по сбору, обработке и использованию информации по изучению животного и растительного мира Уральского региона.
Данная работа может быть использована в деятельности учителя по изучению животного и растительного мира на Урале.





