Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка программно-методического обеспечения предмета «Педагогические программные средства»

Работа №19797

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы141
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы преподавания предмета «Педагогические
программные средства» в среднем профессиональном образовании 9
1.1 Специфика предмета «Педагогические программные средства» 9
1.2 Педагогические технологии для преподавания предмета
«Педагогические программные средства» 12
2 Разработка методического обеспечения предмета «Педагогические
программные средства» 28
2.1 Теоретические основы разработки программно-методического
обеспечения 28
2.2 Разработка рабочей программы предмета «Педагогические
программные средства» 29
2.3 Разработка методического обеспечения лекционных занятий 30
2.4 Разработка методического обеспечения лабораторных занятий 40
2.4 Разработка фонда оценочных средств 45
3. Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Педагогические программные средства» 50
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 50
3.2 Обоснование и разработка электронного обучающего курса
«Педагогические программные средства» 55
3.3 Апробация и экспертиза ЭОК «Педагогические программные
средства» и анализ ее результатов 79
Заключение 97
Список использованных источников 102
Приложение

В нынешних реалиях, а также векторе развития страны, одним из самых перспективных направлений реформирования образования является использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
В наши дни российская образовательная система находится на этапе реформирования. Это обусловлено следующими нормативно-правовыми документами: Федеральной целевой программой развития образования [1], Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [2], Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации [3], и многими другими правительственными документами в области образования. Цель которых состоит в создании условий для поэтапного перехода к совершенно новому уровню образования, который будет основываться на базе информационных технологий.
В постановлении Правительства России «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.» особое внимание уделяется внедрению современных телекоммуникационных и информационных технологий, электронных средств в систему образования, которые способствуют повышению качества, интеграции России в мировое сообщество, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования, а также созданию единого информационного пространства [4].
На данном этапе развития информатизации образования и общества, в целом, появляются всё новые и новые требования к информационно¬технологической подготовке специалистов среднего звена, в соответствии с компетенциями, разработанными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией информатизации образования одной из главных задач любого учреждения среднего профессионального образования является развитие профессиональных и общекультурных компетенций учащихся, а также свободного владения средствами коммуникационных, а также информационных технологий.
Исследованием психолого-педагогических, дидактических и методических принципов проектирования и использования педагогических программных средств занимались: Н. Н. Горлушкина, М.Н. Скаткин, П.И Образцов, С.А. Смирнова, Е.И. Шлянов и другие ученые.
Вопросами методических основ изучения информатики и информационных технологий в процессе обучения занимались В.И. Гриценко, М. Е. Елочкин, Ю. С. Брановский и другие ученые.
технологиями, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса.
Вместе с тем активно идёт процесс, называемый информатизацией общества, когда одним из основных видов деятельности членов общества становится работа с информацией, с её сбором, хранением и переработкой. Для функционирования в современном обществе человеку очень важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.
Существует объективное мнение, что обучающий программный продукт должен быть результатом совместной работы множества специалистов из разных областей знании для того, чтобы облегчить учащимся процесс самообразования. Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества процесса обучения, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте.
Анализ научно-педагогических источников позволил установить, что в настоящее время до сих пор остается актуальной проблема поиска новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса, а также повышения уровня профессиональных качеств педагогов не только в области знании своего предмета, но и в использовании информационных технологий в профессиональной деятельности.
Предмет «Педагогические программные средства» является базовой составляющей информационной подготовки учащихся, под которой нужно понимать обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку в области информатики и использования средств информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления педагогической деятельности и информационного взаимодействия как между участниками образовательного процесса, так и между пользователями интерактивных средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий.
В современных реалиях среднего профессионального образования традиционное образование, во многом, утрачивает свои коммуникативные, информационные и обучающие функции. С целью соответствия новым, более современным требованиям, дидактика среднего профессионального образования вырабатывает новые подходы к формированию программно¬методического обеспечения процесса обучения.
Для этого преподаватели должны владеть знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики среднего профессионального обучения, основами научно-методической и программно¬методической работы, включающей: структурирование и психологически
грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально - ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач, методы и приемы устного и письменного изложения предметного материала, основы создания понятного текста и пр.
Актуальность исследования обусловлена фундаментальными изменениями в сфере образования, которые вызваны новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением новых информационных технологий.
Все вышесказанное позволило определить цель исследования: разработать программно-методическое обеспечение предмета
«Педагогические программные средства».
Объект исследования: процесс обучения в среднем профессиональном образовании по предмету «Педагогические программные средства».
Предмет исследования: программно-методическое обеспечение
предмета «Педагогические программные средства».
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать процесс обучения по предмету «Педагогические программные средства» в среднем профессиональном образовании.
2) Определить педагогические технологии для преподавания предмета «Педагогические программные средства».
3) Разработать методическое обеспечение предмета «Педагогические программные средства».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Педагогические программные средства».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Педагогические программные средства» и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретический метод, который включает анализ научной литературы по психолого-педагогическим аспектам, анализ научной литературы по информационным аспектам, анализ научной литературы по методическим аспектам, анализ научной литературы по специальным аспектам, касающимся образования, и анализ нормативно-правовых документов в области образования;
- эмпирический метод состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по апробации в процессе обучения и экспертизе электронного обучающего курса «Компьютерный практикум» с последующей обработкой результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе выпускной квалификационной работы в форме бакалаврской работы нами была раскрыта специфика среднего профессионального образования.
Процесс обучения в среднем профессиональном образовании нацелен на развитие у учащихся творческих способностей, системы современных профессиональных знаний и формирования научного мировоззрения. Эти задачи решаются в процессе обучения.
Обучение в среднем профессиональном учебном заведении имеет свою собственную специфику.
Важные приоритеты образования в полной мере описаны в Концепции модернизации образования Российской Федерации, в программах развития среднего профессионального образования России. Среднее профессиональное образование выполняют одну из самых актуальных задач нового времени кадрового обеспечения современной науки, техники и производства.
Скорейшие возможности развития социальных и научных сфер, требуют от специалиста среднего звена всё новых и новых профессиональных компетенций, среди которых следует выделить правовую, информационную, коммуникативную культуру, системное мышление, а также культуру предпринимательства и способность к осознанному анализу своей деятельности.
Процесс обучения в среднем профессиональном образовании складывается из различных видов и форм учебной деятельности. В основе учебной работы лежат теоретические и практические занятия, взаимосвязанные между собой.
Процесс обучения включает в себя следующие элементы:
- лекции;
- лабораторные занятия;
- учебная практика;
- производственная практика.
Так же в первой главе, нами была раскрыта специфика предмета «Педагогические программные средства».
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение по отраслям»», мы определили необходимые компетенции, формирование которых должно обеспечить освоение предмета «Педагогические программные средства»:
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)
и локальном уровнях.
Так же совокупность знаний, умений и навыков должна обеспечить формирование у учащихся следующих профессиональных компетенций, проявляющаяся в:
Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных (ПК 3.1).
знать: основы выбора методики и формулирования конкретных задач по тематике исследований на основе изучения научно-технической информации, анализа отечественного и зарубежного опыта.
уметь: применять основополагающие методы, средства и стандарты информатики для решения прикладных задач различных классов.
владеть: навыками и приемами использования научно-технической информации, анализа отечественного и зарубежного опыта для выбора методики и формулирования конкретных задач по тематике исследований.
Сопоставили компетенции, формированию которых должно способствовать изучение предмета, с классификацией педагогических технологий по Г.К. Селевко, после чего мы пришли к решению, что в процессе преподавания предмета «Педагогические программные средства» будет целесообразно использовать следующие педагогические технологии: Информационная технология; Коллективное средство обучения; Технология критического мышления; Проектная технология; Технология проблемного обучения.
Информационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно- коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Технология «Коллективное средство обучения». Коллективный способ обучения - это форма сотрудничества, где
взаимодействие идет в парах сменного состава или микрогруппах.
Каждый учащийся в течение занятий выполняет функции и ученика, и учителя. Структурной единицей такой формы организации является общение учащихся в парах смешанного состава, которые в процессе урока меняются. Следует сказать, что общение в КСО является доминирующим механизмом взаимодействия и по времени, и по содержанию. Ближайшая цель каждого участника занятий - научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. Каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим ученикам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения вопросом. В результате каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и успехи товарищей по учебной работе.
Технология критического мышления. Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям,
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение понимается как организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учащихся, вторая представляет организацию учебного процесса.
Цикл проблемного обучения: преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.
Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Проектная технология. Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знании и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Во второй главе выпускной квалификационной работы в форме бакалаврской работы нами были рассмотрены теоретические основы разработки методического обеспечения учебного предмета. Рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебного предмета: ФГОС СПО, а так же учебный план.
Были проанализированы ФГОС СПО и учебный план направления подготовки специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение по
отраслям».
На основе анализа этих нормативных документов была разработана учебная программа предмета «Педагогические программные средства» для заведений среднего профессионального образования. Рассмотрены методики проведения лабораторных, лекционных и итоговых занятий.
Так же нами было разработано методическое обеспечение предмета «Педагогические программные средства».
После чего нами был разработан электронный курс «Педагогические программные средства». ЭОК был успешно разработан на
базе платформы Moodle. Режим доступа: https://e.sfu-
kras.ru/course/view.php?id=8712.
Электронно-обучающий курс «Педагогические программные средства» по классификации 1111С, по Гершунскому Б. С., является:
По целевому назначению: формирующим (формирует знания: информационно-справочные, поисковые; формирует умения: компьютерные лабораторные работы, генераторы задания; формирует навыки: компьютерные тренажеры).
По функциональному строению: нелинейным (изучение материала может происходить не последовательно, все модули открыты для изучения изначально).
По степени активности учащегося: активным (позволяет обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей).
Курс удовлетворяет всем принципам разработки педагогических программных средств Горлушкиной Н.Н.:
- Принцип психологической и педагогической эргономичности. Существует иллюстрационный материал, так же, если необходимо учащемуся, есть возможность просмотреть теоретический материал и проверить себя, пройдя тест по этой теме.
- Принцип функциональной полноты. Программное педагогическое средство возможно дополнять новыми разделами и темами.
- Принцип приоритетности стратегии обучения. Индивидуальная деятельность учащегося, существует обратная связь.
- Принцип мотивационной и активности обеспеченности. Возможность самостоятельного обучения, проверка своих знаний с помощью тестов и контрольных вопросов.
- Принцип универсальности применения. Можно использовать как универсальное средство, средство для самостоятельной работы обучающихся, как демонстрационное средство, помогающее преподавателю проводить занятия, как средство дистанционного обучения.
- Принцип модульности построения. Материал разбит на модули. средства» на 4 курсе направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика, вычислительная техника)» на практических и итоговых занятиях вводилось новое средство обучения - разработанный электронный курс. Также электронный курс был апробирован, путём опроса обучающихся, прошедших этот курс, а также была произведена экспертиза ЭОК, совершённая при помощи метода экспертных оценок. Апробация и экспертиза курса проводились при помощи анкет, созданных на базе сервиса «Google Формы». Экспертами в исследовании выступали: специалист отдела информатизации ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», начальник отдела информатизации ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», специалист сектора развития образовательных программ ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», преподаватели Канского технологического колледжа. Данные, полученные в ходе апробации, свидетельствуют тому, что использование ЭОК в процессе преподавания предмета «Педагогические программные средства» является педагогически обоснованным, так как он разработан с учетом специфики предмета, в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, с учетом технических и эргономических требований к созданию электронных средств обучения.


1. Постановление О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [Текст]: Доктрина № 497 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: https: //минобрнауки .рф/документы/5930/файл/4787/F CPRO_na_2016- 2020_gody.pdf.
2. Распоряжение о концепции долгосрочного социально¬
экономического развития Российской Федерации № 1662-р [Текст]: Доктрина № 1662-р [Электронный ресурс] // Специализированный юридический портал «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fl d= 134&dst=100007,0&rnd=0.3314047971815066#02805284232951508.
3. Распоряжение об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст]: Доктрина № 1760-р: [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации: http://docs.cntd.ru/document/902020299
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Текст]: Доктрина №751: [принят - 04.10.2000 г.] [Электронный ресурс] // Специализированный образовательный портал инновации в образовании. - Режим доступа: http://sinncom.ru.
5. Воронин С.И. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006
6. Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря / Режим
доступа: http://didacts.ru/slovari/hrestomatija-pedagogicheskii-slovar-
bibliotekarja.html
7. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. Москва., 2003
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
9. Глобальный поиск [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-processa-obucheniya-v-srednem-professionalnom- obrazovanii-2553505.html
10. Словарь по технологиям обучения, проект www.ndce.edu.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/slovar-po- tehnologijam-obuchenija-proekt-www-ndce-edu-ru.html
11. Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. Л. Босовой Москва., 2013
12. Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства./ Н.Н. Горлушкина. - СПб., 2012.
13. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) [Текст]: Приказ №525: [принят - 14.5.2014 г.] [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:
https: //минобрнауки .рф/документы/7358
14. Образцов, П.И. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе: Высшее образование в России / П.И. Образцов. - М, 2011.
15. Сенькина, Г. Е. Методы математического моделирования в обучении: монография / Г. Е.Сенькина, Е. П. Емельченков, О. М. Киселёва. — Смоленск: Смол. гос. ун-т, 2007.
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. — ACT, 2013.
17. Аркусова, И.В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (Структурно-логические таблицы): Учебно¬наглядное пособие / И.В. Аркусова. - Москва, 2009.
18. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. - Москва, 2013.
19. Беспалько В.П. Слогаемые педагогические технологии / - файл
n1.doc. Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-
mast/Doc/KHHrH%20B%20^ppMaTe%20(pdf)/BecnaHbKO%20B.n.%20CHaraeMHe %20педагогической%20технрлргии^^
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии - файл
n1.doc. Режим доступа:
http://nashaucheba.ru/v38483/селевко_г.к._современные_образовательные_тех нологии?раде=5.
21. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 552 с.
22. Брыксин В.А Формы организации учебной деятельности - файл Формы организации учебной деятельности. rtf. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6213633/page:3/
23. Дьяченко В.К. Изучение математики в системе коллективных учебных занятий / Рукопись. 2001. Неизданное.
24. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения./ М.Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 2011.
25. Глобальный поиск [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.ru/10_182392_vidi-lektsiy.html
26. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 2012.
27. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. История возникновения и развития - файл 14_5_2314.pdf. Режим доступа: http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova_14_5_2314.pdf
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / М.: Аделант, 2013
29. Байбародова, Л.В. Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов. Педагогика общеобразовательной школы. Общеобразовательная школа / Л.В. Байбародова, М. И. Рожков . - 2008.
30. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 2014.
31. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 2016.
32. Гомола А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения. - М.: СПО - 2012.-№3.-С. 11¬13.
33. Аверьянова Л.В. Методические особенности организации учебного процесса. - М.: Профессионал.- 2012.-№3. - С. 13-15.
34. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 2013.
35. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.,2014.
36. Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 3-е, перераб. и доп. - М., 2014
37. Байбародова, Л.В. Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов / Л.В. Байбародова, М. И. Рожков // Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. - 2008.
38. Глобальный поиск [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.ru/19_235090_lektsiya—press-konferentsiya.html
39. Сибирский федеральный университет. Положение о фонде оценочных средств. Режим доступа: http: //about.sfu-kras .ru/node/9157
40. Гершунский Б.С. Философия образования 21 века - файл refdb.doc. Режим доступа: http://56782365.diary.ru/p211102705.htm?oam
41. Министерство образования и науки РФ/ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет»: Положение об электронных образовательных ресурсах: ПВД УУ -2013


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ