Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №93854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Основные характеристики живого вещества 5
1.1 Свойства живого вещества 5
1.2 Критерии жизни 8
1.3 Уровни организации живой материи 10
Глава 2 Клеточная теория 13
2.1 Этапы создания клеточной теории 13
2.2 Варианты клеточных теорий 15
2.3 Развитие клеточной теории в России 20
2.4 Основные положения клеточной теории 22
Глава 3 Строение клетки 24
3.1 Методы изучения клетки 24
3.2 Структурная организация клетки 31
3.3 Физиология клеток. Деление 48
Глава 4 Изучение темы «Клеточная теория» в школе 54
4.1 Развитие понятия «Клетка» при изучении биологии в школе. 54
4.2 Проблемы, возникающие при изучении темы 56
4.3 Разработка факультативного курса 59
4.4 Проект программы факультативного курса «Клеточная
теория 63
4.5 Методические рекомендации к изучению факультативного
курса 67
Заключение 76
Список использованной литературы 78
Приложение А 82
Приложение Б 83

Биология как самостоятельная наука оформилась в XIX веке с появлением эволюционной биологии и клеточной теории. Любая наука проходит определенные этапы развития: период накопления фактов, период систематизации, обобщения, классификации этих фактов, период формулировки выявленных закономерностей, правил, законов, период создания теорий, концепций.
Клеточная теория была сформулирована после более чем трехсотлетнего периода накопления знаний о строении различных одноклеточных и многоклеточных организмов растений и животных. М. Шлейден и Т. Шванн в 1838 году сформулировали первые положения клеточной теории, основываясь на множестве исследований клетки. Они, обобщив имеющиеся знания о клетке, доказали, что именно клетка является основной единицей любого организма. Клетки животных, растений и бактерий имеют схожее строение. Позднее эти заключения стали основой для доказательства единства организмов.
Таким образом, клеточную теорию можно сравнить с атомным учением в физике и химии, а саму клетку - с атомом. И так же как атом клетка неисчерпаема.
Развитие общебиологических понятий, к числу которых необходимо отнести понятие «клетка», является теоретической основой обучения биологии. Развитие понятия о клетке способствует формированию у учащихся знаний, которые необходимы для успешного прохождения программы по биологии, а также для расширения общего научного кругозора.
Многие темы, в которых рассматривается понятие клетки, связаны с изучением химии и физики. Например, «Фотосинтез и хемосинтез», «Дыхание растений», «Испарение воды растениями», «Передвижение воды и питательных веществ в растении», «Строение и функции нервной ткани», «Транспорт кислорода клетками крови» и др. Само изучение клеток стало возможным благодаря развитию техники микроскопирования, внедрению физико-химических методов анализа веществ. Поэтому тема «Клеточная теория» - прекрасная возможность для установления межпредметных связей на уроках биологии.
Создание клеточной теории явилось крупнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы. Клеточная теория считается и поныне одним из важнейших открытий естествознания, равным по значению открытию закона сохранения энергии и дарвиновской теории естественного отбора. Открытие клетки и создание клеточной теории способствовали объяснению основных закономерностей живой природы. Создание клеточной теории стало одним из решающих доказательств единства живой природы и дало мощный толчок для развития живой природы на клеточном уровне. В связи с этим клеточная теория сыграла огромную роль в развитии биологии как науки, а также послужила фундаментом для развития таких дисциплин как эмбриология, гистология, анатомия и физиология. Клеточная теория стала важной вехой в развитии не только биологии, но и медицины.
Таким образом, объект изучения - учебно-методическое обеспечение темы «клеточная теория». Предмет изучения - процесс преподавания темы «Клеточная теория» в курсе средней школы.
Цель работы - оптимизировать изучение темы «Становление и развитие клеточной теории» обучающимися 10-х классов.
Задачи:
1) проанализировать открытия основоположников клеточной теории
2) пояснить сущность клеточной теории;
3) углубить знания о строении клетки;
4) разработать программу факультатива для старшеклассников;
5) апробировать факультатив на занятиях с учениками 10-х классов.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов», писал И. Ньютон. Это высказывание очень соответствует теме нашего исследования. История создания клеточной теории показывает, что как для большинства великих открытий (теорий) у истоков стояли многие авторы, талантливые исследователи, тонкие наблюдатели, но в современные учебники вошла формулировка, предложенная М. Шлейденом, Т. Шванном и Р. Вирховым. Это не означает, что формулировки других авторов в корне не верны. Как любая истинная теория она со временем дополнялась и уточнялась.
Создание клеточной теории явилось крупнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы и дало мощный толчок для понимания процессов развития живой природы на клеточном уровне.
Клеточная теория считается и поныне одним из важнейших открытий естествознания, равным по значению открытию закона сохранения энергии и дарвиновской теории естественного отбора. Открытие клетки и создание клеточной теории способствовали объяснению основных закономерностей живой природы.
В связи с этим клеточная теория сыграла огромную роль в развитии биологии как науки, а также послужила фундаментом для развития таких дисциплин как эмбриология, гистология, анатомия и физиология. Клеточная теория стала важной вехой в развитии не только биологии, но и медицины.
Клеточная теория лежит в основе понимания биологических процессов в биосистемах. Клетка основа индивидуального развития многоклеточных структур, ее жизненный цикл лежит в основе эволюционных процессов. С ее наследственным материалом связана передача наследственной информации. Клеточный уровень жизни является исходным для формирования более высоких уровней жизни. Эта теория предсказывает различные направления ее развития: таксономическое (про и эукариоты), морфологическое (ткани, органы), физиологическое (процессы), генетическое (ген, геном, кариотип и т.д.), эволюционное (от одноклеточности к многоклеточности).
Несмотря на очевидную важность клеточной теории, в программе курса биологии 10 класса отведено недостаточное количество учебного времени. Однако следует учесть, что о недостатке часов сожалеет преподаватель любой дисциплины. Мы видим выход в создании факультативного курса по предмету Общая биология, а именно, «Клеточная теория». Оснащение кабинета биологии позволяет проводить занятия разного уровня сложности, развивать у учащихся умения работать индивидуально и в команде, формулировать проблему и искать способы и методы ее решения.
Проблема, с которой мы столкнулись - сложность организации экскурсий в медицинские лаборатории города, однако в дальнейшей работе в этом направлении с помощью администрации нашей школы мы постараемся ее решить.
ВЫВОДЫ: 1. Значение изучения клеточной теории:
• В медицине - для разгадки причин заболеваний.
• Для классификации живых организмов.
• В генетике.
• Для раскрытия тайн эволюции.
2. Изучение темы «Клеточная теория» помогает устанавливать и развивать межпредметные связи в курсе биологии.
3. При изучении курса вырабатывается умение работать с литературой, критически осмысливать получаемую информацию.
4. Учащиеся получают опыт подготовки научных сообщений, презентаций и публичных выступлений.
5. Учащиеся получают глубокие и прочные знания.


1. Агафонова, И. Б. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень/ И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, В.И.Сивоглазов. - 6-е изд., доп. - Дрофа, 2010. - 384 с.
2. Атлас вирусной цитопатологии. /А. Ф. Быковский [и др.]; под ред. М. В. Жданова. - М. : «Медицина», 1975. — 260 с.
3. Банин, В. Цитология. Функциональная ультраструктура клетки. Атлас. Учебное пособие/ В.Банин. ГЭОТАР-Медиа, 2016.
4. Бауэр, Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова; Вступ. ст. М.Э. Бауэр. - СПб.: Росток, 2017. - 352 с.
5. Беркинблит, М.Б. Методическое пособие к учебнику «Общая
биология»./ М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев, М.В.Фридман и др. - М.:
МИРОС, 2000. -93с.
6. Биология. Биологические системы и процессы. Профильный уровень. 10-11класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Теремов, Р.А. Петросова. -М.: Мнемозина, 2012.
7. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П. В. Ижевский, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина и др. - 2-е изд., переработанное. - Вентана-Граф, 2010. - 224 стр.
8. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. - 5-е изд., стереотип. - Дрофа, 2010. - 388 с.
9. Болгова, И.В. Сборник задач по общей биологии./И.В.Болгова - М.; «Оникс 21 век», - 2005.
10. Воронина, Г.А.. Модели профильного обучения биологии/
Г.А.Воронина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 72 с.
11. Грин, Н. Биология. В 3 томах (комплект)./ Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 1340 с.
12. Джеральд М.Фаллер, Деннис Шилдс. Молекулярная биология клетки. - М.: Бином, 2011. - 256 с.
13. Жегунов, Г.Ф. Биология клетки. Физико-химические, структурно­функциональные и информационные основы./ Г.Ф Жегунов, Д.В.Леонтьев, Е.Г.Погожих. - М.: Ленанд, 2018. - 544 с.
14. Калинова, Г.С. Единый государственный экзамен 2015. Биология. Типовые экзаменационные материалы / ФИПИ, Г.С.Калинова, Е.А.Никишова, Р.А.Петросова. - М. Национальное образование,2015.
15. Каменский, А. А. Общая биология 10-11 класс. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Дрофа, 2005...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ