Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Транспорт веществ через биологические мембраны и методика его изучения в школе

Работа №98070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ КЛЕТКИ 7
1.1. Строение биологической мембраны клетки 8
1.2. Мембранный транспорт клетки 12
1.2.1. Пассивный мембранный транспорт 13
1.2.2. Активный мембранный транспорт 14
1.2.3. Везикулярный транспорт веществ 17
ГЛАВА 2. УЧЕБНИК, КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО
ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ 20
2.1. Структура учебника по биологии 20
2.2. Приёмы работы с учебником биологии на уроках 22
2.3. Сравнительный анализ темы «Транспорт веществ через биологические
мембраны», представленный в школьных учебниках 24
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОВЕРХНОСТНЫЙ АППАРАТ КЛЕТКИ» ДЛЯ 10 КЛАССА 36
3.1. Пояснительная записка 38
3.2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 40
3.3. Объем, структура и содержание курса 42
3.4. Тематическое планирование 44
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К РАЗДЕЛУ
«ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 107

Основные задачи современного школьного курса биологии - дать эле­ментарные, но научные и систематические сведения о природе. Биология - один из ключевых предметов сегодняшнего дня. Биология изучает все про­явления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых орга­низмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами. Поэтому учителю стоит стремиться подхо­дить к объяснению материала очень грамотно, указывать взаимосвязь объек­тов, устанавливать причинно-следственную связь и главное важность и зна­чимость этого предмета в жизни школьника.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От каче­ства учебной литературы зависит результативность обучения. Основным ви­дом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта дея­тельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущно­сти детской личности [31]. В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Учебник выступает важнейшим средством обучения [38].
Написанием учебников для общеобразовательных учреждений зани­маются в основном ученые-методисты. В их задачи входит создание ориги­нальной структуры учебника, отбор материала, изложение знаний в логичной и доступной форме, формулирование заданий и вопросов для проверки зна­ний и т.д. При этом соответствие содержания учебника современным науч­ным знаниям иногда отходит на второй план.
Проанализировав, школьные учебники и программы по биологии ре­комендованные министерством образования мы убедились, что в настоящее время на изучение отдельных тем в школьном курсе биологии выделяют не­достаточно количества часов. Так, например, тема «Биологические мембраны и ее функции» изучается в рамках одного комбинированного урока, где не всегда дается четкое представление о самой структуре и ее функциях. Стоит отметить, что транспортная функция мембран раскрывается не полностью, в единичных учебниках рассматривается активный и пассивный транспорт ве­ществ через биологическую мембрану, хотя именно мембраны и мембранный транспорт обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах.
В связи с этим, предлагаем разработку элективного курса «Поверхно­стный аппарат клетки», который углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-х классов профильного обучения общеобра­зовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии и биологии. Данный курс позволит сформировать у учащихся полное пред­ставление о структурной организации и функционировании биологических мембран, в частности транспортной функции и её роли в жизнедеятельности организмов. Также познакомит школьников с историей открытия биологиче­ских мембран, основными методами исследования; наукой «Мембранология» и ее развитием; искусственными мембранами: использование в качестве мо­дельных систем.
Поскольку одна из основных задач, сформулированных в концепции модернизации российского образования это - разработка системы профиль­ного обучения в старших классах общеобразовательной школы. То профиль­ное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам [23].
Профильное обучение в 10—11 классах формирует связь между шко­лой и учебным заведением, в котором сегодняшний школьник продолжит обучение по выбранной специальности, поэтому при проведении занятий по элективным курсам возможно использование вузовских форм учебной дея­тельности: лекций, семинаров, собеседований, зачетов. Фактически в стар­ших классах формируются профессиональные склонности и интересы совре­менного школьника. И элективным курсам принадлежит в этом процессе ве­дущая роль [40].
В результате хотелось бы, чтобы по мере изучения курса учащимися сформировались элементарные знаний о транспортных систем клетки, кото­рые составляет основу физиологических процессов живых организмов. Все процессы транспорта веществ и энергии, которые обеспечивают жизнедея­тельность любого организма, поддерживают избирательное концентрирова­ние необходимых для жизнедеятельности ионов и веществ в клетке.
Цель - методика изучения транспорта веществ через биологические мембраны в школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по строению и функционированию кле­точной мембраны.
2. Проанализировать данную тему в школьных учебниках по биологии, ре­комендованные министерством образования.
3. Разработать программу элективного курса по биологии «Поверхностный аппарат клетки» для 10 класса.
4. Составить методические разработки к разделу «Транспорт веществ через биологические мембраны».
5. Подготовить и апробировать урок в рамках элективного курса.
Объект: особенности изучения на уроках биологии транспорта веществ через биологические мембраны.
Предмет: методика изучения в школе транспорта веществ через биоло­гические мембраны.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического познания - анализ школьных учебников, про­грамм по проблеме исследования; синтез и обобщение данных, полученных в ходе исследования в виде таблицы; эмпирического познания: анализ продук­тов деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработан и теоретически обоснован элективный курс по биологии «Поверхностный аппарат клетки» для 10 класса. Практическая значимость заключается в том, что разработанный элективный курс по биологии для учащихся профильно­го уровня может найти применение в практике учителей, а также при подго­товке школьников в вуз.
Для подтверждения теоретической части, нами был разработан и про­веден урок в рамках педагогической практики в 10 классе МАОУ Гимназии 47, г. Екатеринбург (см. прил., рис.11-17).
По материалам выпускной квалификационной работы опубликовано две статьи (см. прил., рис. 22,23):
1. Зайцева Н.В. Особенности изучения в школе транспорта веществ через
биологические мембраны // Современные исследования природных и со­циальных систем. Инновационные процессы и проблемы развития естест­веннонаучного образования: материалы Международной научно­практической конференции, посвященной 80-летию Географо­
биологического факультета УрГПУ, 17-18 ноября 2016 г. Екатерибург // ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В., Иванова Ю.Р.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 403с.
2. Зайцева Н.В. Методика изучения в школе переноса веществ через элемен­тарные клеточные мембраны // Урал: природа, история, культура: мате­риалы Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 г., Екатерибург //"ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2017. - 180с.
Выпускная квалификационная работа изложена на 101 страницах ма­шинописного текста, содержит введение, четыре главы основного текста, две таблицы, заключение, список использованной литературы, включающего 54 наименования, имеется приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из основных источников знаний на сегодняшний день остается учебник. Несмотря на современную оригинальную структуру учебника, от­бор материала, изложение знаний в логичной и доступной форме, соответст­вие содержания учебника современным научным знаниям иногда отходит на второй план. Так, в учебниках по биологии и общей биологии для средней школы биологическим мембранам практически не уделяется внимания, в единичных учебниках рассматривается активный и пассивный транспорт ве­ществ через биологическую мембрану, хотя именно мембраны и мембранный транспорт обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что тема транспорт веществ через биологические мембраны в школе раскрыта не в полном объеме. Дока­зательством является решение реализация поставленных задач.
Так при решении задачи изучить теоретический материал по строению и функционированию клеточной мембраны убедились, что мембраны играют важнейшую роль в жизнедеятельности клетки. Плазматическая мембрана, окружающая каждую клетку, определяет ее величину и обеспечивает сохра­нение существующих различий между клеточным содержимым и окружаю­щей средой. Мембрана служит высокоизбирательным фильтром и, кроме то­го, отвечает за активный транспорт; с ее помощью регулируется поступление внутрь клетки питательных веществ и выход наружу продуктов выделения [46]. Они используют сложную систему внутренних мембран для добавления и удаления расположенных на поверхности клетки мембранных белков — рецепторов, ионных каналов и переносчиков. Это естественный процесс, без которого жизнедеятельность клетки была бы невозможна. Благодаря мем­бране устанавливается разница в концентрации ионов внутри клетки и во внеклеточном пространстве [10].
В рамках поставленных задач нами был проведен сравнительный ана­лиз данной темы в школьных учебниках по биологии. Мы рассмотрели 11 учебников рекомендованных министерством образования. Стоит отметить, что в большинстве учебников понятие о переносе веществ через мембрану изучается не отдельной темой, а внутри обширной темы в основном это изу­чается в строении клетки. Само понятие процесса транспорта веществ через биологические мембраны изучается постепенно. Так, в средних классах с 5- 6класса, учащимся предлагается термин «транспорт» и рассматривается это на ознакомительном уровне, а в старших 9-11 классах начинают расширяться знания о переносе веществ через мембрану, в некоторых учебниках рассмат­ривается химическая организация мембраны; транспортная система пред­ставлена в основном везикулярным транспортом. В большинстве учебников транспорт веществ изучается только в рамках везикулярного транспорта и в основном рассматривается процесс пино- и фагоцитоза. Достаточно, хорошо тема раскрыта в учебнике биологии для профильного обучения в 10-11 клас­се, авторами Дымшиц Г. М., Бородин П. М., Высоцкая Л. В, дается полное представление об организации и функционировании мембран.
Мы познакомились с федеральным перечнем учебников, рабочими программами по биологии рекомендованных к использованию в школах и убедились, что в изучение транспорта веществ через мембрану выделяют недостаточно количество часов. Стоит отметить, что в единичных учебниках рассматривается активный и пассивный транспорт веществ через биологиче­скую мембрану, хотя именно мембраны и мембранный транспорт обеспечи­вают поддержание постоянства внутренней среды как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах.
В связи с этим, следующей нашей задачей было разработать программу элективного курса «Поверхностный аппарат клетки» для 10 класса. Предпо­лагается, что курс позволит сформировать у учащихся полное представление об особенностях структурной организации и функционировании биологиче­ских мембран, также подробно рассмотреть транспортные системы мембра­ны, познакомить школьников с историей открытия биологических мембран, методами исследования, наукой «Мембранология» и ее перспективами.
Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, основные требования к знаниям и умениям учащихся; содержание курса; учебно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение. Курс рассчитан на 18 часов, включает 4 раздела состоящего из 9 лекционных заня­тий, 3-х лабораторных работ, 4-х семинарских занятий и 2-х проверочных занятия.
По ходу изучения курса предполагается проведение следующих видов контроля успеваемости в форме устного и письменного опроса, докладов, дискуссий, тестовых заданий, графических работ.
Результатом элективного курса должно стать приобретение учащимися элементарных знаний о структуре биологических мембран, уметь объяснить взаимосвязь строения с выполняемыми мембранами функциями; знать о су­ществовании науки Мембранология и ее перспективах. В ходе обучения обу­чающиеся должны распознавать и описывать процессы переноса веществ. Уметь схематично изображать строение клеточной мембраны и все виды транспортных систем; уметь отличать типы переноса веществ при помощи белка-переносчика; проводить лабораторные наблюдения, описывать и объ­яснять результаты опытов.
Важно, чтобы обучающиеся понимали значимость процессов транспор­та веществ, которые обеспечивают жизнедеятельность любого организма, поддерживают избирательное концентрирование необходимых ионов и ве­ществ для жизнедеятельности клетки и организма в целом. Курс так же ори­ентирован на учащихся в подготовке к поступлению в вузы и удовлетворение интересов увлекающихся цитологией.
В рамках элективного курса к разделу «Транспорт веществ через био­логические мембраны» нами были разработаны несколько уроков и прове­рочная работа. При составлении уроков использовались разнообразные мето­ды и приемы, которые способствует познавательной активности обучаю­щихся. Например, при изучении темы «Пассивный транспорт веществ» на этапе первичного понимания материала, учащимся предлагается задание объяснить, почему выделяется сок из клубники, посыпанной сахаром? На этапе закрепления материала, ребятам предлагается составить синквейн [17]. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.
При изучении активного транспорта веществ через биологические мембраны предполагается проведение семинара по следующим темам: ак­тивный транспорт в кишечнике; активный транспорт в нервах и мышцах; ак­тивный транспорт в почках. На этапе проверки домашнего задания обучаю­щиеся выполняют задание на соотношение вида пассивного транспорта и вещества.
Стоит отметить, что при изучении «Везикулярного транспорта» уча­щимся предлагается окунуться в мир медицины и посмотреть насколько ре­ально процессы везикулярного транспорта проходят в организме. Например, как в кишечнике транспортируются, витамины, ферменты.
В завершении раздела предполагается контрольная работа, которая со­стоит из десяти заданий. Задания представлены различной степени сложно­сти: от элементарных определений до объяснения транспортных механизмов и их значение в организме.
Для подтверждения теоретической части, нами был разработан и про­веден урок в рамках педагогической практики в 10 классе МАОУ Гимназии 47, г. Екатеринбург (см. прил., рис.11-17). Наш урок носил ознакомительный характер, поскольку данная тема изучается в 11 классе по УМК И.Н. Поно­марева, углубленный уровень...


1. Альбертс Б. Молекулярная биология клетки [Текст]. В 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ. / Б. Альбертс, Д. Брей, К. Роберте, Дж. Уотсон. - М. : Мир,
1994. - 452 с.
2. Артюхов В. Г. Биологические мембраны: структурная организация, функ­ции, модификация физико-химическими агентами [Текст] : учеб. пособие / В.Г Артюхов, М.А. Наквасина. - Воронеж : Изд - во Воронеж гос. ун-т, 2000. - 296 с.
3. Беляев Д. К. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д. К. Беляев, П. М. Боро­дин, Н. Н. Воронцов. - М. : Изд-во Просвещение, 2012. - 304 с.
4. Бергельсон Л. Д. Мембраны, молекулы, клетки [Текст]. - М. : Изд-во Наука, 1982. - 184 с.
5. Болдырев А. А. Строение и функции биологических мембран [Текст]. - М. : Знание, 1987. - 63 с.
6. Болис Л. Мембраны и болезнь [Текст]. - М. : Медицина, 1980. - 408 с.
7. Брагина Н. А. Мембранология [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Брагина, А. Ф. Миронов. ИПЦ МИТХТ, 2002. - 99 с.
8. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся : книга для учителя [Текст]. - М. : Просвещение, 2004. - 64 с.
9. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - М. : Просвещение, 1976. - 384 с.
10. Геннис Р. Биомембраны: Молекулярная структура и функции [Текст]. Изд-во Мир, 1997. - 599 с.
11. Глебов Р. Н. Биохимия мембран. Эндоцитоз и экзоцитоз [Текст]. - М. : Высшая школа, 1997. - 95 с.
12. Губанова Е. В. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов [Текст] : методическое пособие. МО Сара­товской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». - Саратов, 2008. - 84 с.
13. Дымшиц Г. М. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень : в 2 ч., ч.1. / Г. М. Дымшиц, П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая. - М. : Просвещение, 2012. - 303 с.
14. Дымшиц Г. И. Программы общеобразовательных учреждений по биоло­гии для 10 - 11 классов, базовый и профильный уровень [Текст] / Г. И. Дымшиц, О. В. Саблина. - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.
15. Ефименко Г.Н. Изучение факторов, влияющих на целостность цитоплаз­матической мембраны растительной клетки. Лабораторное исследование в 10 классе [Текст] // Газета «Биология» № 2, 2000. С. 64...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ