Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования

Работа №93853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
8 ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Определение понятия «коммуникативные учебные действия» 8
1.2. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью
1.3. Специфика формирования коммуникативных учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на 16 уровне начального образования
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
20 ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе эксперимента
2.2. Методы и методики, направленные на выявление уровня
сформированности коммуникативных учебных действий у 27 обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В 34 УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Составление программы формирования коммуникативных 34 учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в
урочной деятельности на уровне начального образования и частичная её апробация
3.2. Определение эффективности частичной апробации программы 40
3.3. Методические рекомендации, направленные на формирование
коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 85

С учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее - ФГОС) были измены подходы к современному образованию и образовательные цели. Концепция модернизации Российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенными знаниями, но прежде всего на развитие личности обучающихся. Нужен обучающийся, который не только владеет знаниями, умениями и навыками, но и усвоил базовые учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, и коммуникативные). Как считал Л. С. Выготского, развитие психики человека происходит только через общение и совместную деятельность.
Коммуникация - это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Каждый день ребенок вступает в межличностные взаимодействия для достижения значимых для него целей. Умение общаться, быть успешным в коммуникативном процессе определяет достижения обучающегося во всех сферах его жизни.
Коммуникативные учебные действия включают в себя навыки:
- использовать общепринятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- умение обращаться за помощью к сверстникам и принимать помощь;
- вступать в контакт учитель - обучающийся; обучающийся - обучающийся; обучающийся - класс; учитель - класс;
- слушать и понимать инструкции к учебному заданию в разных видах деятельности;
- относиться доброжелательно, уметь сопереживать и конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми;
- уметь договариваться с окружающими и менять своё поведение, принимая во внимание поведение других участников в спорной ситуации.
Коммуникативные учебные действия влияют на успеваемость. Обучающиеся с умственной отсталостью очень часто стесняются отвечать возле доски, или когда испытывают чувство тревоги, то ответ будет хуже, чем у обучающихся, которые обладают знаниями и следовательно оценка за ответ будет ниже.
Процесс адаптации ребенка в школе, особенно его эмоциональное состояние на уроках, во многом зависит от овладения коммуникативными учебными действиями. Ели ему легко найти общий язык со сверстниками, то ему психологически комфортно в коллективе. И наоборот, неспособность общаться в коллективе от этого уменьшается круг друзей, это вызывает чувство отвержения, неудовлетворенности, и может спровоцировать негативные формы поведения в обществе. Коммуникативные навыки можно рассматривать в образовательном процессе как необходимое условие благополучия ребенка в будущем.
В настоящее время проблема развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью особенно актуальна. Обучающиеся с умственной отсталостью испытывают следующие трудности в формировании коммуникативных навыков: ограниченный круг общения, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, бедный социальный опыт, недоразвитие речи.
Л. С. Выготский считал, что ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой важные факторы, которые влияют на развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей. Основной задачей в работе с умственно отсталыми обучающимися является максимальная адаптация их в процесс социальной интеграции. Для формирования коммуникативных учебных действий подходят такие формы организации работы на уроке, как подгрупповая и групповая работа.
Объект исследования - коммуникативные учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования.
Цель исследования - составить и апробировать программу формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования с опорой на результаты диагностики сформированности указанных действий у конкретных испытуемых.
В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
1. подобрать и проанализировать источники и психолого - педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;
2. Подобрать методы и методики, направленные на определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;
3. Определить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе проведения констатирующего этапа эксперимента;
4. Составить и апробировать программу формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования и определить её эффективность;
5. Составить методические рекомендации по реализации указанной программы.
6. Оформить результаты исследования в форме выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
1. Анализ источников и литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
База исследования: Министерство общего профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области: «Камышловский гуманитарно-технологический техникум». Структурное подразделение: школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучающиеся с умственной отсталостью в начальных классах имеют низкий уровень сформированности коммуникативных учебных действий. Обучающиеся с трудом вступают в контакт не только со сверстниками но и со взрослыми. Обучающиеся с умственной отсталостью не умеют обращаться к друг другу за помощью и не могут её оказать. Обучающиеся с умственной отсталостью не проявляют вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, поэтому они часто становятся виновниками конфликтных ситуаций, обучающиеся с умственной отсталостью не умеют контролировать свои действия.
Целью исследования было - составить и апробировать программу формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования с опорой на результаты диагностики сформированности указанных действий у конкретных испытуемых.
Для этого были поставлены задачи:
1. подобрать и проанализировать источники и психолого - педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;
2. Подобрать методы и методики, направленные на определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;
3. Определить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе проведения констатирующего этапа эксперимента;
4. Составить и апробировать программу формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования и определить её эффективность;
5. Составить методические рекомендации по реализации указанной программы.
6. Оформить результаты исследования в форме выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями.
В первой главе исследования «Анализ проблемы формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования». Проведен анализ понятия «коммуникативные учебные действия». Представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью. Описана специфика формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования .
Во второй главе исследования «Изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности» представлена характеристика базы исследования и контингента обучающихся, которые принимали участие в исследовании. Для определения уровня сформированности
коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью были подобраны методы и методики.
Был проведен анализ результатов констатирующего этапа эксперимента исследования направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проведенный анализ показал, что у обучающихся с умственной отсталостью на недостаточном уровне сформированы коммуникативные учебные действия.
В третьей главе «Составление и апробация программы формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования» была составлена программа, направленная на формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной
Коррекционно - развивающая программа была частично апробирована на базе: Министерство общего профессионального
образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области: «Камышловский гуманитарно-технологический техникум». Структурное подразделение: школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Для выявления динамики был проведен контрольный этап исследования. Анализ полученных результатов показал положительную динамику уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
На основании анализа были разработаны методические рекомендации которые помогут повысить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для бакалавров / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. - М. : Академия, 2013. - 619 с.
3. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб. : КАРО, 2005. - 228 с.
4. Брудный, А. А. О проблеме коммуникации. Методологические проблемы социальной психологии / А. А. Брудный. - М. : Наука, 1975. - 165¬182 с.
5. Бурякова, Т. С. Индивидуально-творческий стиль учителя начальных классов и работа по новым ФГОС / Т. С. Бурякова // Начальная школа «До и после». 2011. № 12. С. 52 - 56.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. М. : Просвещение, 1967. - 164 с.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., АПН РСФСР, 1956 519 с.
8. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010 — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
9. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) / И. А. Гришанова. - Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.
10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
11. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 87-94.
12. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю. В. Жуковина // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 78-80.
13. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
14. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. - Киев : Наукова Думка, 1981. - 116 с.
15. Иглина, Н. И. Реализация требований ФГОС в рамках программы «Все узнаю, все смогу» / Н.И. Иглина // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 07. - С. 28-34.
16. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия
[Электронный ресурс] // Учимся учиться. 2010.
URL : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250 (дата
обращения: 14.03.2019)
17. Кураев, Г. А. Возрастная психология : курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Ростов н/Д. : УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
18. Лапп, Е. А. Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания : Инструктивно-методические
материалы / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 199 с.
19. Лапп, Е. А. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания: Инструктивно-методические материалы / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 199 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ