ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез активного словаря 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи 14
1.3. Характеристика активного словаря у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего
эксперимента 33
2.2. Анализ результатов изучения неречевых функций у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 36
2.3. Анализ результатов изучения пассивного и активного словаря у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 42
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ III УРОВНЯ 48
3.1. Теоретическое обоснование, принципы, цель и задачи
логопедической работы по формированию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией при общем недоразвитии речи III уровня 48
3.2. Содержание логопедической работы по формированию активного
словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией при общем недоразвитии речи III уровня 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 132
Под периодом дошкольного возраста понимают тот временной промежуток, в который происходит активного усвоения дошкольником разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Именно качественное усвоение родного языка в дошкольном периоде можно назвать обязательным условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания обучающихся.
Проведённая отечественными и зарубежными психологами и психолингвистами работа показала, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, которая основана на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
На сегодняшний день неуклонно увеличивается количество обучающихся, имеющих различные речевые нарушения. В работах Р. Е. Левиной указывается, что одни недостатки касаются проблем звукопроизношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и проявляются не только в дефектах произношения, но и в проблемах звукового анализа.
Часто встречаются и те речевые нарушения, в которых речь нарушена как система. В этих случаях страдают все речевые компоненты: фонетико-фонематическая сторона речи, а также лексико-грамматическая сторона. Данные нарушения выражаются и проявляются в общем недоразвитии речи (ОНР). На практике доказано, что именно уровень развития речевой сферы и словаря играет огромную роль в процессе обучения. В большинстве случаев, у обучающихся, имеющих большой запас слов, не наблюдается серьёзных проблем в обучении грамоте.
В работах таких исследователей как М. М. Алексеева и В. И. Яшина указывается, что обучающиеся с низким уровнем сформированности словарного запаса могут иметь сложности в общении, в обучении грамматике (чтению и письму), это обусловлено тем, что свободная речь (устная и письменная), в первую очередь, базируется на хорошо развитой лексической системе.
В литературе имеется немало исследований, которые посвящены лексической стороне речи и путях её коррекции у обучающихся с ОНР. Можно выделить работы таких исследователей, как: Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и многие другие. Выше указанными авторами выделены такие нарушения лексики, как несформированность словаря, преобладание пассивного словаря над активным, неверное употребление слов, большое количество вербальных парафазии, не достаточный уровень развития семантических полей, и помимо этого сложности актуализации словаря. Помимо этого, данная проблема является актуальной и по тому, что от степени развития данного компонента структуры языка зависит качество и эффективность овладением дошкольником программой детского сада, а за тем и школьной программы. Также, речевое недоразвитие может осложняться клиническими проявлениями нарушений моторики, говоря другими словами дизартрией.
На данный момент большим количеством исследователей изучается такая патология как дизартрия. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с в первую очередь с такими учёными, как: Е. Н. Винарская, И. Ю. Левченко, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Л. М. Шипицына и другими. У детей с ОНР наиболее часто встречается клиническое логопедическое заключение дизартрия, прежде всего псевдобульбарная.
Можно утверждать, что выбранная нами тема исследования активного словаря у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня актуальна.
Объект исследования - активный словарь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по формированию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать содержание и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам исследования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторной сферы и активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
3. Осуществить планирование коррекционной работы с учетом результатов констатирующего эксперимента, провести обучающий эксперимент, направленный на формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Научно-методологической базой исследования являлись концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, которые рассматривают проблемы, связанные с развитием речевой сферы дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.); современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексического строя речи в процессе онтогенеза и его значении для развития устной и письменной речи (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, Ф. А. Сохин, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и др.); исследования развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская).
Контингент испытуемых представлен обучающимися старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек, обучающимися по программе Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
В первой главе «Теоретический обзор литературы по проблеме исследования» раскрываются основные понятия и термины, такие как: общие недоразвитие речи, дизартрия, активный словарь, старший дошкольный возраст. В данной главе дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи и так далее.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и анализ его результатов» описаны принципы, организация и методика констатирующего эксперимента. Представлены обучающиеся старшего дошкольного возраста, участвующие в экспериментальной работе. Представлены результаты проведённого исследования степени сформированности у обучающихся как неречевых, так и речевых функций.
В третьей главе «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией при общем недоразвитии речи III уровня» нами описаны принципы, цель и задачи логопедической работы. Описан формирующий и контрольный эксперимент.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
В данный момент времени одной из актуальных проблем исследования и коррекционной работы является тема обогащения активного словаря у обучающихся дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Изучение данной темы имеет не только огромное теоретическое значение, но и практическое (в плане коррекционной работы педагогов - практиков). В теоретическом ключе необходимо установить вид, причины выделяемых ошибок, которые обучающиеся допускают в собственной речи. С позиции практического применения эти знания обеспечат точное, целенаправленное и дифференцированное воздействие.
На основании данных изученной литературы подробно описана психолого-педагогическая характеристика обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III степени и псевдобульбарной дизартрией, особенности их словаря в норме и при общем недоразвитии речи. Во введении была поставлена следующая задача: провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторной сферы и активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
С помощью серии диагностических тестов были выявлены особенности развития словарного запаса у обучающихся с ОНР. Проведенный констатирующий эксперимент показал, что дети с уровнем ОНР III в целом обладают практически сохранной артикуляцией (у некоторых обучающихся были выявлены определенные трудности) и имеют недостаточно развитый пассивный и активный словарный запас. Был выявлен ограниченный словарный запас: существительные и глаголы преобладали в активном словарном запасе детей, а использование слов, характеризующих качество, признаки и состояние предметов, вызывало трудности. Возникло несоответствие между активным и пассивным словарным запасом, незнание или неточное использование многих обобщающих слов и неправильное использование синонимических и антонимических средств речи. Многими обучающимися также использовались неологизмы. Полученные данные на уровне словарного запаса определили основные направления, которые учитывались при составлении комплекса логопедических и развивающих упражнений в процессе обучения.
По итогам проведения обучающего эксперимента был проведен контрольный. Цель контрольного эксперимента - определить эффективность обучающей логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Сравнительный анализ результатов экспериментов показал, что проделанная работа была эффективной. Активный словарный запас дошкольников с ОНР несколько увеличился в ходе коррекционной работы по развитию активного словарного запаса.
После адресной логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией обогатился активный словарный запас, но коррекционная работа для обучающихся должна проводиться и дальше, систематически включаться в общую работу дошкольного образовательного учреждения.
На данный момент работа над лексической стороной речи еще не окончена. Но при этом цели выпускной квалификационной работы достигнута, а поставленные задачи - выполнены.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : Детство, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2006. - 319 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1990. - 104 с.
6. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
7. Денисова, О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. - Москва : ВЛАДОС, 2018. - 161 с.
8. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М. В. Ермолаева, А. В. Захарова, Л. И. Калинина. - Москва : МОДЭК, 1998. - 288 с.
9. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. - Москва : ВЛАДОС, 1994. - 96 с.
10. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
11. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко. - Санкт-
Петербург : КАРО, 2006. - 240 с.
12. Коноваленко, В. В. Антонимы. Картинный дидактический материал (пособие для педагогов и родителей) / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ и Д, 2002. - 104 с.
13. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34.
14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1968. - 144 с.
16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
17. Лозбякова, М. И. Учимся правильно и чётко говорить : пособие для логопедов, воспитателей, родителей / М. И. Лозбякова. — Москва : Вентана Графф, 2003. - 304 с.
18. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : учеб. для студ. педвузов / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
19. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. - Москва : Флинта, 2010. - 374 с.
20. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство, 2007. - 352 с.
...