Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 10
1.1. Развитие речи и игровой деятельности у дошкольников при нормальном речевом развитии 10
1.2. Развитие речи и игровой деятельности у дошкольников с общим
недоразвитии речи III уровня 23
1.3. Коррекционная работа по развитию речи и игровой деятельности у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 3 2
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ 42
2.1. Организация констатирующего эксперимента 42
2.2. Результаты исследования развития речи и игровой деятельности у де
тей с общим недоразвитием речи III уровня 45
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 60
3.1. Организация, методологическое обоснование и принципы развития
речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня 60
3.2. Содержание коррекционной работы по развитию речи в процессе
формирования игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня 62
3.3. Оценка эффективности реализации коррекционной работы по разви-
тию речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 125
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 127
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 10
1.1. Развитие речи и игровой деятельности у дошкольников при нормальном речевом развитии 10
1.2. Развитие речи и игровой деятельности у дошкольников с общим
недоразвитии речи III уровня 23
1.3. Коррекционная работа по развитию речи и игровой деятельности у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 3 2
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ 42
2.1. Организация констатирующего эксперимента 42
2.2. Результаты исследования развития речи и игровой деятельности у де
тей с общим недоразвитием речи III уровня 45
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 60
3.1. Организация, методологическое обоснование и принципы развития
речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня 60
3.2. Содержание коррекционной работы по развитию речи в процессе
формирования игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня 62
3.3. Оценка эффективности реализации коррекционной работы по разви-
тию речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 125
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 127
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
В настоящее время основным нормативным правовым документом, регулирующим отношения в сфере дошкольного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). В нем раскрывается вопрос о создании психологопедагогических условий развития детей дошкольного возраста в дошкольной организации. Вопрос развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо также рассматривать в контексте данного документа. Педагоги (учитель-логопед, воспитатель) испытывают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза речевого развития ребенка дошкольного возраста. Разработчики ФГОС ДО (руководитель А. Асмолов, директор Федерального института развития образования), рассмотрели в документе несколько принципов. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, является одним из главных принципов. Наиболее важным в период дошкольного детства является ознакомление с ценностями культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его счету, письму и чтению. И это ознакомление происходит через ведущий вид детской деятельности - игру [51].
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Дошкольный возраст — это период для активного усвоения ребенком речи. Ребёнок приобретает богатейший словарный запас языка, усваивает языковые законы и нормы, тем самым овладевает грамматическим строем, способен полно, связно, последовательно и понятно окружающим изложить содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [2].
Формирование речи у детей - достаточно сложный процесс, который значительно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Проблемой формирования речи у детей с общим недоразвитием речи занимались В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. А.Ткаченко.
По данным статистики, отмечает доцент кафедры логопедии МИГУ М. Любимова, число детей с общим недоразвитием речи постоянно увеличивается. Вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода. Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева отмечает, что в настоящее время число детей с нарушениями речи составляет 58%, поэтому вопрос развития речи дошкольников в игровой деятельности является актуальным в современных условиях. В контексте комплексного подхода рассматриваются вопросы развития речи детей с ОНР в образовательной деятельности логопеда и воспитателя. В своей работе мы изучаем вопросы развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, Б. Д. Эльконин). Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. По мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре [10].
Д. Б. Эльконин считает основное значение игры в том, что она является главнейшей деятельностью, эмоционально наполненным вхождением в жизнь взрослых, действительным выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности [83].
Е. А. Панько считает, что в игре, как в ведущем процессе деятельности активно устанавливаются или видоизменяются психические процессы, начиная от простых, и заканчивая довольно сложными. По исследованиям
З. М. Истоминой в игре ребенок легко выделяет сознательную цель запоминать и запоминает гораздо больше слов [34].
Способ осваивания речи органически связан с природой игры: полноценная речь человека - не система знаков, значение и употребление которых может быть произвольно установлено и выучено. Слово живой речи имеет свою историю, в ходе которой оно обретает свое независимое значение. Слово должно быть не просто выучено, а при необходимости применяться и использоваться в жизни и деятельности. Овладение речью, умению самому ею пользоваться для общения, возглавляет зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно носит первостепенную значимость в речевом развитии ребенка, являясь начальным этапом основной для него функции общения [70]...
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Дошкольный возраст — это период для активного усвоения ребенком речи. Ребёнок приобретает богатейший словарный запас языка, усваивает языковые законы и нормы, тем самым овладевает грамматическим строем, способен полно, связно, последовательно и понятно окружающим изложить содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [2].
Формирование речи у детей - достаточно сложный процесс, который значительно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Проблемой формирования речи у детей с общим недоразвитием речи занимались В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. А.Ткаченко.
По данным статистики, отмечает доцент кафедры логопедии МИГУ М. Любимова, число детей с общим недоразвитием речи постоянно увеличивается. Вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода. Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева отмечает, что в настоящее время число детей с нарушениями речи составляет 58%, поэтому вопрос развития речи дошкольников в игровой деятельности является актуальным в современных условиях. В контексте комплексного подхода рассматриваются вопросы развития речи детей с ОНР в образовательной деятельности логопеда и воспитателя. В своей работе мы изучаем вопросы развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, Б. Д. Эльконин). Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. По мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре [10].
Д. Б. Эльконин считает основное значение игры в том, что она является главнейшей деятельностью, эмоционально наполненным вхождением в жизнь взрослых, действительным выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности [83].
Е. А. Панько считает, что в игре, как в ведущем процессе деятельности активно устанавливаются или видоизменяются психические процессы, начиная от простых, и заканчивая довольно сложными. По исследованиям
З. М. Истоминой в игре ребенок легко выделяет сознательную цель запоминать и запоминает гораздо больше слов [34].
Способ осваивания речи органически связан с природой игры: полноценная речь человека - не система знаков, значение и употребление которых может быть произвольно установлено и выучено. Слово живой речи имеет свою историю, в ходе которой оно обретает свое независимое значение. Слово должно быть не просто выучено, а при необходимости применяться и использоваться в жизни и деятельности. Овладение речью, умению самому ею пользоваться для общения, возглавляет зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно носит первостепенную значимость в речевом развитии ребенка, являясь начальным этапом основной для него функции общения [70]...
Проблемой общего недоразвития речи занимались Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. Ляско, Л. Н. Ефименкова, Л. С. Волкова, С. Н. Шахновская. Ученые отмечают, что самостоятельная устная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У детей недостаточно развито умение связано и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в высказывании, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в построении содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи исследовали Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Ю. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Г. В. Косовая. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако нарушение всех сторон речи влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
У детей с речевыми нарушениями вариабельность игр, ролей и игрушек снижена, по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием. Дети с общим недоразвитием предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки, испытывают трудности при замещении предметов в игре. Интерес к игре неустойчив, не отмечается глубокого погружения в игру; отмечается повышенная отвлекаемость (случайные раздражители могут привести к прекращению игры), а в некоторых случаях даже утомляемость. Мотивация, а, вследствие, и инициативность к игре у детей с речевым нарушением понижена. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения говорит о снижении речевой активности.
Игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи формируется только при непосредственном направляющем воздействии взрослого и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Для проведения констатирующего эксперимента были выделены показатели развития устной речи в сюжетно-ролевой игре: понимание предложений, активный словарь, грамматический строй речи; показатели развития сюжетно-ролевой игры: игровые замыслы, разнообразие игровых действий, степень обобщенности игровых действий, наличие игровых действий с предметами-заместителями, принятие роли, ролевые высказывания, ролевые беседы.
Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что развитие устной речи и развитие игровой деятельности находится в тесной взаимосвязи. Дети с ОНР (100% из группы обследуемых) имеют резко сниженный уровень развития устной речи. Сюжетно-ролевые игры детей возникают часто только по инициативе взрослого, сюжеты однообразны, ролевые действия не разворачиваются, вследствие нарушения в развитии активного и пассивного словаря; дети не вступают во взаимодействие, не общаются в игре, не ведут ролевых бесед. В игре часто происходят конфликты, которые дети могут решить только с вмешательством значимого взрослого.
В ходе проведения исследования был разработан комплекс коррекционных логопедических занятий по формированию устной речи в процессе игровой деятельности при коррекции ОНР III уровня. Коррекция речи предусматривает внедрение сюжетно-ролевых игр в образовательный процесс; организацию игровой деятельности на логопедических занятиях и в свободной игровой деятельности; сочетания индивидуальных и коллективных форм активности; ведущую организаторскую роль педагога. Логопедическими условиями развития речи дошкольников в процессе формирования игровой деятельности являются: использование в игре слов, в соответствии с лексической темой; контроль правильности произношения звуков в словах; развитие умения организовывать и выполнять игровые действия с использованием диалога, распространённых предложений; умения связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли; умения согласовывать слова в предложении, исключать аграмматизмы в речи; умения пользоваться средствами языка в соответствии с игровой ситуацией и задачами высказывания.
Методологическим обоснованием системы коррекционных занятий являются: основные положения теории игровой деятельности, рассматривающие игру, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, в котором происходят главные изменения в психике ребёнка и в развитии его психических процессов (исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Эльконина); положения теории речевой деятельности, рассматривающие психолингвистические закономерности овладения языком и формирования речевой деятельности в онтогенезе (исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис); положения теории «амплификации», обогащения детского развития (А.В. Запорожец).
Коррекционная работа сформирована с учетом принципов дошкольной коррекционной педагогики: структурно-системного; комплексности; дифференциации; концентризма; последовательности; коммуникативности; доступности; интенсивности.
Работа по коррекции предусматривает внедрение сюжетно-ролевых игр в образовательный процесс, организацию ролевых игр на фронтальных логопедических занятиях и в свободной деятельности детей. Организация ролевых игр логопедом и воспитателем должна строиться на единых задачах и при соблюдении единых условий организации.
В ходе реализации работы по коррекции использовались следующие методы развития сюжетно-ролевой игры и коррекции устной речи: дидактические игры и упражнения по формированию психологической базы речи, направленные на развитие восприятия, зрительного гнозиса, памяти, мышления, внимания; игры на координацию речи с движениями; пальчиковые игры; выполнение упражнений артикуляционной гимнастики в игровой форме; дидактические игры по изучению и закреплению лексико-грамматического материала; организация игровой ситуации на занятии учителем-логопедом (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация).
Сравнительный анализ по результатам диагностики результатов на констатирующем и контрольном этапе исследования показал, что у 100% детей наблюдается стабильная положительная динамика в развитии устной речи и сюжетно-ролевой игры. Дети стали понимать и выполнять двусложную и трехсложную инструкцию. Понимают смысл сравнительных и инверсионных конструкций. Умеют составлять предложения, пересказ и небольшой рассказ. В игре дети активно вступают в ролевые беседы, ведут их с помощью развернутых предложений. В ходе исследования изменился характер игр детей: они не проявляют агрессию, умеют договариваться, распределять роли, вести диалог. Игровые замыслы у детей возникают самостоятельно, так как у них накоплен определённый запас представлений об объектах окружающей среды, о способах взаимодействия людей. Игровые сюжеты разнообразны. Дети используют как развернутые, так и обобщенные игровые действия. Число детей с низким уровнем развития игровых навыков снизилось на 46%, число детей с высоким уровнем развития игровых навыков увеличилось на 13%. Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии речи и игровой деятельности дошкольников.
Предположение о том, что игровая деятельность является ведущей в формировании всех сторон речи доказано. Реализация работы по коррекции речи через формирование игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня подтвердила свою эффективность положительными результатами контрольного эксперимента.
Игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи исследовали Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Ю. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Г. В. Косовая. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако нарушение всех сторон речи влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
У детей с речевыми нарушениями вариабельность игр, ролей и игрушек снижена, по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием. Дети с общим недоразвитием предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки, испытывают трудности при замещении предметов в игре. Интерес к игре неустойчив, не отмечается глубокого погружения в игру; отмечается повышенная отвлекаемость (случайные раздражители могут привести к прекращению игры), а в некоторых случаях даже утомляемость. Мотивация, а, вследствие, и инициативность к игре у детей с речевым нарушением понижена. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения говорит о снижении речевой активности.
Игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи формируется только при непосредственном направляющем воздействии взрослого и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Для проведения констатирующего эксперимента были выделены показатели развития устной речи в сюжетно-ролевой игре: понимание предложений, активный словарь, грамматический строй речи; показатели развития сюжетно-ролевой игры: игровые замыслы, разнообразие игровых действий, степень обобщенности игровых действий, наличие игровых действий с предметами-заместителями, принятие роли, ролевые высказывания, ролевые беседы.
Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что развитие устной речи и развитие игровой деятельности находится в тесной взаимосвязи. Дети с ОНР (100% из группы обследуемых) имеют резко сниженный уровень развития устной речи. Сюжетно-ролевые игры детей возникают часто только по инициативе взрослого, сюжеты однообразны, ролевые действия не разворачиваются, вследствие нарушения в развитии активного и пассивного словаря; дети не вступают во взаимодействие, не общаются в игре, не ведут ролевых бесед. В игре часто происходят конфликты, которые дети могут решить только с вмешательством значимого взрослого.
В ходе проведения исследования был разработан комплекс коррекционных логопедических занятий по формированию устной речи в процессе игровой деятельности при коррекции ОНР III уровня. Коррекция речи предусматривает внедрение сюжетно-ролевых игр в образовательный процесс; организацию игровой деятельности на логопедических занятиях и в свободной игровой деятельности; сочетания индивидуальных и коллективных форм активности; ведущую организаторскую роль педагога. Логопедическими условиями развития речи дошкольников в процессе формирования игровой деятельности являются: использование в игре слов, в соответствии с лексической темой; контроль правильности произношения звуков в словах; развитие умения организовывать и выполнять игровые действия с использованием диалога, распространённых предложений; умения связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли; умения согласовывать слова в предложении, исключать аграмматизмы в речи; умения пользоваться средствами языка в соответствии с игровой ситуацией и задачами высказывания.
Методологическим обоснованием системы коррекционных занятий являются: основные положения теории игровой деятельности, рассматривающие игру, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, в котором происходят главные изменения в психике ребёнка и в развитии его психических процессов (исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Эльконина); положения теории речевой деятельности, рассматривающие психолингвистические закономерности овладения языком и формирования речевой деятельности в онтогенезе (исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис); положения теории «амплификации», обогащения детского развития (А.В. Запорожец).
Коррекционная работа сформирована с учетом принципов дошкольной коррекционной педагогики: структурно-системного; комплексности; дифференциации; концентризма; последовательности; коммуникативности; доступности; интенсивности.
Работа по коррекции предусматривает внедрение сюжетно-ролевых игр в образовательный процесс, организацию ролевых игр на фронтальных логопедических занятиях и в свободной деятельности детей. Организация ролевых игр логопедом и воспитателем должна строиться на единых задачах и при соблюдении единых условий организации.
В ходе реализации работы по коррекции использовались следующие методы развития сюжетно-ролевой игры и коррекции устной речи: дидактические игры и упражнения по формированию психологической базы речи, направленные на развитие восприятия, зрительного гнозиса, памяти, мышления, внимания; игры на координацию речи с движениями; пальчиковые игры; выполнение упражнений артикуляционной гимнастики в игровой форме; дидактические игры по изучению и закреплению лексико-грамматического материала; организация игровой ситуации на занятии учителем-логопедом (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация).
Сравнительный анализ по результатам диагностики результатов на констатирующем и контрольном этапе исследования показал, что у 100% детей наблюдается стабильная положительная динамика в развитии устной речи и сюжетно-ролевой игры. Дети стали понимать и выполнять двусложную и трехсложную инструкцию. Понимают смысл сравнительных и инверсионных конструкций. Умеют составлять предложения, пересказ и небольшой рассказ. В игре дети активно вступают в ролевые беседы, ведут их с помощью развернутых предложений. В ходе исследования изменился характер игр детей: они не проявляют агрессию, умеют договариваться, распределять роли, вести диалог. Игровые замыслы у детей возникают самостоятельно, так как у них накоплен определённый запас представлений об объектах окружающей среды, о способах взаимодействия людей. Игровые сюжеты разнообразны. Дети используют как развернутые, так и обобщенные игровые действия. Число детей с низким уровнем развития игровых навыков снизилось на 46%, число детей с высоким уровнем развития игровых навыков увеличилось на 13%. Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии речи и игровой деятельности дошкольников.
Предположение о том, что игровая деятельность является ведущей в формировании всех сторон речи доказано. Реализация работы по коррекции речи через формирование игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня подтвердила свою эффективность положительными результатами контрольного эксперимента.





