Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно - логопедическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР

Работа №4697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68стр.
Год сдачи2015
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического слуха.
1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе……………………
1.2. Особенности развития фонематического слуха у детей с ОНР…..
1.3. Психолого - педагогическая характеристика дошкольников с ОНР…
Глава 2. Сравнительный анализ фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.
2.1. Характеристика детей, участвующих в экспериментальной работе……
2.2.Организация и методы экспериментальной работы………………...……
2.3. Анализ результатов изучения фонематического слуха у детей с сохранным и нарушенным развитием……………………………………….....
Глава 3. Коррекционно - логопедическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР
3.1.Организация и проведение формирующего этапа исследования……….. ………………………………………….……..59
3.2.Эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР…………


Исследование механизмов речи и ее онтогенетического развития было осуществлено такими учеными как: А.Н. Гвоздев, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин, Е.И. Исенина, Н.И. Жинкин, Б.Г. Ананьев, В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин и другие. Каждый из них внес огромный неоценимый вклад в науку и уделял большое значение фонематическим процессам. Так Л.С. Выготский ввёл понятие "фонема" и доказал, что она является единицей развития детской речи. Основной закон восприятия фонем – восприятие звучащей стороны речи. Важно отметить и роль Н.И. Жинкина, который выдвинул гипотезу о том, что все фонемы хранятся в человеческой памяти упорядоченным образом и образуют так называемую «фонемную решетку».(Уч. Психолингвистика) Эта гипотеза и сейчас подтверждается многими педагогами, психологами и лингвистами. Немного позже Д.Б. Эльконин ввёл понятие фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух (данное понятие ввел Л.С. Выготский). Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов у ребенка.
В 60-х годах ХХ века ученые использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ. Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция. Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.
Д.Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа различные термины - «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие» [Эльконин,Дет психол]. Для того чтобы раскрыть тему нашей дипломной работы начнем с рассмотрения единицы развития детской речи – фонемы.
Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.
«Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития» ( С.Н. Шаховской и Т.В Тумановой Формиров. Связн. речи). Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения: «Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и собственном проговаривали слов, в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых, выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем». (Каше)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования показывают, что у детей с данным речевым заключением наблюдаются некоторые особенности, отличающие их от детей , развитие речи которых соответствует норме. В настоящее время, в рамках традиционного подхода к организации и определению содержания коррекционно-педагогической помощи детям данной категории, задачам коммуникативного развития и формированию механизмов социально-психологической адаптации уделяется недостаточно внимания. Поэтому к концу дошкольного возраста у детей с церебральным параличом не формируется внеситуативно–личностная форма общения со взрослым. Коммуникативная деятельность имеет свои особенности по сравнению с детьми с сохранным развитием: уровень развития коммуникативных отношений со взрослым имеет своеобразие и характеризуется полярностью. Так, одним детям данной категории свойственен повышенный интересе ко взрослому, подражание его поступкам с целью получения положительных эмоций в процессе коммуникативной деятельности. Другая половина детей рассматривает взрослого как объект удовлетворения жизненно необходимых потребностей социально-бытового характера. В данном случае взрослый не воспринимается на личностном уровне. Для детей обеих подгрупп, в процессе коммуникативной деятельности характерна быстрая утомляемость и нарушение восприятия взрослого как партнера общения.
В общении со сверстниками большинство дошкольников с церебральным параличом проявляют несовершенство используемых коммуникативных средств. Речь представлена крайне бедно, (вне зависимости от речевых возможностей) чаще в виде указаний и инструкций.
В отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с церебральным параличом не учитывают позицию и состояние партнера по коммуникативной деятельности. Они могут в авторитарной форме отстаивать свои интересы, не проявляя сочувствия к другому ребенку. Это свидетельствует о поверхностном характере коммуникативной деятельности со сверстниками, в отличие от нормы, где имеет место начало личностных отношений с ровесником.
Разработанная нами коррекционная работа по преодолению проблем коммуникативной деятельности со сверстниками у детей с церебральным параличом создает благоприятные условия для развития эмоциональной сферы, выделения сверстника как партнера общения, совершенствованию коммуникативных средств в общении, обогащения социальных представлений, формирования навыков переноса моделей социального взаимодействия в практику реальной коммуникативной деятельности.
В процессе реализации коррекционной работы в экспериментальной группе произошли улучшения коммуникативной деятельности со сверстниками, проявляющиеся в увеличении интереса и внимания к сверстнику как партнеру по деятельности; в широком использовании коммуникативных средств в процессе общения (вербальных и невербальных). В отличие от воспитанников контрольной группы, где по прежнему отсутствовал интерес к сверстнику как партнеру по деятельности.
Улучшение коммуникативной деятельности со сверстниками привело к улучшению на эмоционально – личностном фоне. Так в экспериментальной группе детей в течение дня значительно уменьшились случаи проявления агрессивности, конфликтности, тревожности и неуверенности в себе.
Для достижения описанных выше результатов использовались упражнения, разработанные Панфиловой М.А., Шипициной Л.М, Сиротюк А.А., Котовой Е.В., Ткаченко Т.А., Забрамной С.Д. т.д.
Особое место уделялась коррекционной психогимнастике, способствовавшей не только снятию мышечной напряженности, но и развитию слухового внимания и ориентации на взрослого и сверстника
Предложенная модель обучения создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей детей, повышения эффективности существующих методик коррекционной работы.
Таким образом, можно говорить о том, что коррекционная работа, направленная на развитие восприятия и взаимодействия со сверстником, приводит к улучшению речевого компонента коммуникативной деятельности, а следовательно коммуникативной деятельности в целом, что свидетельствует о достоверности предложенной нами гипотезы и достижению поставленных в исследовании задач.



Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.-176с.
Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина – М., 1970.
Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. – С. 513 – 524.
Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР/ Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Дефектология. – 1995. – №2, С. 18–25
Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с.
Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 322 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981.
Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971. – 132 с.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона. Логопед 2004 №1, с. 41-47
Дарвиш О.Б. Возрастная психология / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9.
Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи. - М., 1958.- 378с.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 1994.- 96с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург, 2003.-320 с.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. – 227с.
Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание, 2002, №5, с. 44–49
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М., 1995 г.-207с.
Каше Г.А., Филичѐва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб, 2001. - 224 с.
Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности - Хрестоматия СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 413 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.-160с.
Левина Р.Е. Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. и др. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.-173с.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Издательство МГУ, 1998.- 336с.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2002.-224 с.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - Екатеринбург, 2003. - с. 320.
Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор- составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996
Селивѐрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 10–18 480 с.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб 1999.-32 с.
Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии 1997 г., №5
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.-44с.
Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
Филичева Т.Б. ЧиркинаГ.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 224 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 1999.-80 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи - М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
Шаховская С.Н. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / С.Н. Шаховская, В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ