ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Игровые методы обучения и особенности их использования на уроках
ОБЖ 6
1.2. Классификация, функции и этапы игровой деятельности в процессе
обучения 16
1.3. Способы формирования знаний, умений и навыков при использовании
игровых методов обучения на уроках ОБЖ 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ОБЖ 30
2.1. Применение игровых методов обучения на уроках ОБЖ. Тематическое
планирование 5-11 класс 30
2.2. Методические рекомендации по применению игровых методов обучения
на уроке ОБЖ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Каждому педагогу в своей профессиональной деятельности необходимо искать новые и эффективные формы и приёмы изучения основ безопасности жизнедеятельности. В свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все свои возможности.
Образование должно быть направлено на формирование сильной и мобильной личности, способной жить, работать и приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям современного мира, способной разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
В школе особое место занимают формы занятий и методы обучения, обеспечивающие активное участие каждого ученика, повышающие уровень знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты обучения. Эти задачи можно успешно решать через использование игровых методов обучения, так как игровые методы обучения позволяют ребенку проявить свою активность, показать творческие способности, находить нестандартные выходы из опасных ситуаций. Кроме того, игровые методы обучения способствуют упрочнению знаний, умений и навыков, что положительно сказывается на всем учебном процессе.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки и самостоятельности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [22].
Игровой метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленный на решение задач воспитания и образования с помощью игры [22].
Данное исследование актуально, так как игровые методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей и преобразующей до творческо-поисковой деятельности.
Творческо-поисковая деятельность более эффективна, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приёмы обучения.
Мы выделили две проблемы данного исследования:
• Как использование игровых методов обучения формирует у обу
чающихся знания, умения и навыки на уроках ОБЖ?
• Что необходимо учитывать при применении игрового метода
обучения на уроке ОБЖ?
Объектом исследования является образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - применение игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по применению игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть литературные источники по проблеме использования игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»;
2. Проанализировать программное содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на предмет использования игровых методов обучения;
3. Разработать методические рекомендации по применению игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Применение игровых методов обучения нацелено на то, чтобы научить детей осознавать причины своего обучения, своего поведения в игре и в жиз- 4
ни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,7 таблиц, 7 рисунков, заключения, списка используемой литературы.
Использование игровых методов обучения на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям обучающихся разных возрастных групп, потому что в игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируя коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Кроме того игровые методы развивают организаторские способности учеников, позволяют планировать время, распределять его, делать правильные акценты, обращая внимание на ключевые задания.
Таким образом, использование игровых методов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, но необходимо понимать, что все учебно-воспитательные задачи обучения невозможно решить только игровыми методами, поэтому их необходимо применять как одну из форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Отметим, что для применения игровых методов обучения необходимо соблюдение следующих условий:
1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2. Соответствие возрастным особенностям;
3. Умеренность в использовании игр на уроках.
Начиная изучение игровых методов обучения на уроках ОБЖ, нами была поставлена следующая цель: разработать методические рекомендации по применению игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Чтобы достигнуть поставленной цели, в ходе исследования мы решали следующие задачи: мы рассмотрели литературные источники по проблеме использования игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», что позволило нам выявить следующее:
• игровые методы обучения требуют тщательного планирования этапов игры, ее содержания и оценки;
• содержание игры должно соотноситься с тематическим планированием образовательной программы;
• игровые методы обучения могут использоваться как отдельный фрагмент урока и как самостоятельный урок.
Анализ программного содержания учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на предмет использования игровых методов обучения показал нам, что в рабочей программе А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы в тематическом планировании не предусмотрено использование игровых методов обучения, что дает простор для творчества педагогам-организаторам ОБЖ.
Третьей задачей нашего исследования было: разработать методические рекомендации по применению игровых методов обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», что представлено в параграфе 2.2. «Методические рекомендации по применению игровых методов обучения на уроке ОБЖ». В нем мы постарались обратить внимание на ключевые вопросы подготовки преподавателя к проведению урока в игровой форме, дали практические рекомендации по применению отдельных видов игрового обучения.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.
1. Абдульменова, З. З. Игра - способ развития пытливости и любознательности [Текст] / З. З. Абдульменова // Начальная школа. - 2003. - N 11.
• С. . 29-31 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2010 г.
2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / Э.А. Арустамов. - МОСКВА: Дашков и К, 2016. - 448 с.
3. Барташникова, И.А. Учись играя [Текст] : тренировка интеллекта : игры и тесты для детей 5-7 лет / И. А. Барташникова, А. А. Барташников ; худож.-ил.: Г. МОСКВА Гаврилец, В. В. Коваленко. - Харьков : Фолио, 1997.
• 412 с. : ил., табл. - (Для пап и мам). - Библиогр.: с. 407-409
4. Бейсембаева, А. К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании / А. К. Бейсембаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54247/ (дата обращения: 15.05.2020).
5. Бесова, М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
6. Боженов, И.А. Обучение с помощью игровых методов [Текст] / И. А. Боженов // ОБЖ. - 2016. - № 9. - С. 2-5.
7. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. Москва, Просвещение, 2014 - 446 с.
8. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- Москва: Просвещение, 2012.- 345 с.
9. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности//И.А.Зайцева. - Ноябрьск, 2015.- с.12-24.
10. Захарова, Н.А. Использование имитационных игр в обучении основам безопасности жизнедеятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сборник статей по материалам XVIII международной студенческой научно-практической конференции №
3(18). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 10.05.2020)
11. Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках ОБЖ. Практическое пособие из опыта работы преподавателей- организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Издательство Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт- Петербургское суворовское военное училище» министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, 2016. - 34 с.
12. Кабанова, Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков //Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 6-10
13. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: 5-11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин. - 3-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2014. - 89, с.
14. Методы обучения, используемые на уроках ОБЖ. Как сделать урок интересным. Электронный ресурс. URL: https://infourok.ru/metodi- obucheniya-na-urokah-obzh-1426312.html (Дата обращения: 20.04.2020)
15. Минскин, Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. — Москва: Просвещение, 2012. — 192 с., ил...