МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ 6
1.1. История возникновения правил дорожного движения в России,
законодательная и нормативная правовая база обучения безопасному поведению на дороге на примере пешеходов 6
1.2. Основные термины, используемые при обучении безопасному
поведению детей на дороге 12
1.3. Виды и характеристика поражающих факторов на дороге 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
НА ДОРОГЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДОВ 23
2.1. Анализ содержания рабочих программ по обучению безопасному
поведению на дороге 23
2.2. Анализ методов обучения детей школьного возраста правилам
безопасного поведения на дорогах 28
2.3. Методика организации и оценки внеклассных мероприятий 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ 6
1.1. История возникновения правил дорожного движения в России,
законодательная и нормативная правовая база обучения безопасному поведению на дороге на примере пешеходов 6
1.2. Основные термины, используемые при обучении безопасному
поведению детей на дороге 12
1.3. Виды и характеристика поражающих факторов на дороге 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
НА ДОРОГЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДОВ 23
2.1. Анализ содержания рабочих программ по обучению безопасному
поведению на дороге 23
2.2. Анализ методов обучения детей школьного возраста правилам
безопасного поведения на дорогах 28
2.3. Методика организации и оценки внеклассных мероприятий 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
С появлением первого автомобиля возникла проблема обеспечения безопасности человека на дороге. До сих пор данная проблема не утратила актуальности в связи с повышением плотности транспортных потоков как в крупных мегаполисах, так и в небольших населенных пунктах.
По ведомственной статистике 2019 год произошло 133 203 дорожнотранспортных происшествия, более 15 тысяч детей до 18 лет получили травмы различной степени тяжести, 4% от общего количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях также составляют дети несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет. Таким образом, проблема обеспечения безопасности на дороге детей актуальна.
Государство выступает гарантом обеспечения безопасности дорожного движения. Основным документом правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, является федеральный Закон «О безопасности дорожного движения». Этот закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения, определяющие единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.
Руководствуясь перечисленными нормативными правовыми актами, образовательные организации должны осуществлять обучение правилам безопасного поведения на дороге в соответствии с правилами, регламентированными государством.
Эта деятельность должна носить непрерывный характер, начинаясь с личного примера родителей и приумножаясь на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ). В рамках общеобразовательной организации обучением безопасности дорожного движения (на примере пешеходов) занимаются несколько учителей: во-первых, классные руководители при реализации воспитательного компонента образовательного процесса; во-вторых, учителя начальной школы на уроках «Окружающий мир» и, наконец-то, учитель ОБЖ.
Кроме того в своей деятельности они опираются на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО). Однако предметные требования к их освоению конкретно не описывают компетенции, связанные с безопасностью дорожного движения, включая обобщенные формулировки, например, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций или умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности [].
Исходя из актуальности выбранной темы, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.
Предмет исследования - методика обучения безопасному поведению на дороге (на примере пешеходов).
Проблема исследования заключается в том, что ограниченность временного и методического ресурсов не позволяет учителю ОБЖ вести непрерывную практическую работу по обучению безопасному поведению на дороге.
Цель исследования: разработка методики проведения внеклассного занятия и его оценки при обучении безопасному поведению на дороге (на примере пешеходов)
Задачи исследования:
1. Изучить нормативные правовые акты и литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть основные методы работы по формированию у обучающихся основ безопасного поведения на дороге;
3. Выявить основные недостатки системы обучения правилам БДД и дать рекомендации по их устранению;
4. Разработать методику организации и оценки внеклассных мероприятий, а также дать рекомендации для использования их в повседневной деятельности.
По ведомственной статистике 2019 год произошло 133 203 дорожнотранспортных происшествия, более 15 тысяч детей до 18 лет получили травмы различной степени тяжести, 4% от общего количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях также составляют дети несовершеннолетние, не достигшие возраста 16 лет. Таким образом, проблема обеспечения безопасности на дороге детей актуальна.
Государство выступает гарантом обеспечения безопасности дорожного движения. Основным документом правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, является федеральный Закон «О безопасности дорожного движения». Этот закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения, определяющие единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.
Руководствуясь перечисленными нормативными правовыми актами, образовательные организации должны осуществлять обучение правилам безопасного поведения на дороге в соответствии с правилами, регламентированными государством.
Эта деятельность должна носить непрерывный характер, начинаясь с личного примера родителей и приумножаясь на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ). В рамках общеобразовательной организации обучением безопасности дорожного движения (на примере пешеходов) занимаются несколько учителей: во-первых, классные руководители при реализации воспитательного компонента образовательного процесса; во-вторых, учителя начальной школы на уроках «Окружающий мир» и, наконец-то, учитель ОБЖ.
Кроме того в своей деятельности они опираются на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО). Однако предметные требования к их освоению конкретно не описывают компетенции, связанные с безопасностью дорожного движения, включая обобщенные формулировки, например, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций или умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности [].
Исходя из актуальности выбранной темы, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.
Предмет исследования - методика обучения безопасному поведению на дороге (на примере пешеходов).
Проблема исследования заключается в том, что ограниченность временного и методического ресурсов не позволяет учителю ОБЖ вести непрерывную практическую работу по обучению безопасному поведению на дороге.
Цель исследования: разработка методики проведения внеклассного занятия и его оценки при обучении безопасному поведению на дороге (на примере пешеходов)
Задачи исследования:
1. Изучить нормативные правовые акты и литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть основные методы работы по формированию у обучающихся основ безопасного поведения на дороге;
3. Выявить основные недостатки системы обучения правилам БДД и дать рекомендации по их устранению;
4. Разработать методику организации и оценки внеклассных мероприятий, а также дать рекомендации для использования их в повседневной деятельности.
Современные условия дорожно-транспортного движения предъявляют к знаниям человека все больше требований. Быстрая реакция на изменяющиеся дорожные условия, добавление и обновление дорожных знаков, ужесточение наказания и т.д. Но самое главное, это сохранение жизни и здоровья граждан. Ежегодно за парты в школах садятся тысячи первоклассников, которые уже так или иначе знакомы с правилами поведения на дорогах. Задача образовательной организации сохранить, приумножить и научить пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.
Первостепенная роль в обучении безопасному поведению на дорогах принадлежит курсу ОБЖ.
Целью данного исследования было разработать методику организации и оценки внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения и дать рекомендации по применению их в повседневной деятельности.
Нами были изучены нормативные правовые акты и литература по теме исследования, а также иные информационные источники для поиска решения проблем исследования.
Также мы рассмотрели основные методы работы по формированию у обучающихся основ безопасного поведения на дороге и выявили основные недостатки системы обучения правилам БДД и дать рекомендации по их устранению, главные из которых - это отсутствие преемственности между ступенями школьного образования и недостаточное обеспечение непрерывности образования.
Одной из основных идей исследования было разработать методику организации и оценки внеклассного мероприятия, так как именно во внеклассной работе заложен огромный потенциал обучения правилам дорожного движения, именно внеклассная работа отличается отсутствием строгих требований к этапам работы, деятельности детей, дает больше возможностей для проявления творческих способностей ребенка.
Кроме того, мы проанализировали рабочие программ основного, общего среднего и полного среднего образования разных авторов и пришли к выводу, что необходимо устранять пробелы в обучении детей правилам безопасности на дорогах путем добавления и сокращения часов.
Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены. Цель выпускной квалификационной работы достигнута. Представленную методику организации внеклассного мероприятия и его оценку можно использовать при организации внеурочной деятельности при изучении курса ОБЖ в образовательных учреждениях.
Первостепенная роль в обучении безопасному поведению на дорогах принадлежит курсу ОБЖ.
Целью данного исследования было разработать методику организации и оценки внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения и дать рекомендации по применению их в повседневной деятельности.
Нами были изучены нормативные правовые акты и литература по теме исследования, а также иные информационные источники для поиска решения проблем исследования.
Также мы рассмотрели основные методы работы по формированию у обучающихся основ безопасного поведения на дороге и выявили основные недостатки системы обучения правилам БДД и дать рекомендации по их устранению, главные из которых - это отсутствие преемственности между ступенями школьного образования и недостаточное обеспечение непрерывности образования.
Одной из основных идей исследования было разработать методику организации и оценки внеклассного мероприятия, так как именно во внеклассной работе заложен огромный потенциал обучения правилам дорожного движения, именно внеклассная работа отличается отсутствием строгих требований к этапам работы, деятельности детей, дает больше возможностей для проявления творческих способностей ребенка.
Кроме того, мы проанализировали рабочие программ основного, общего среднего и полного среднего образования разных авторов и пришли к выводу, что необходимо устранять пробелы в обучении детей правилам безопасности на дорогах путем добавления и сокращения часов.
Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены. Цель выпускной квалификационной работы достигнута. Представленную методику организации внеклассного мероприятия и его оценку можно использовать при организации внеурочной деятельности при изучении курса ОБЖ в образовательных учреждениях.





