ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОО 11
1.1 Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 11
1.2 Возможности совместной с родителями художественно-игровой
деятельности в развитии творческих способностей у детей 19
1.3 Теоретическое обоснование модели развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях ДОО 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОО 42
2.1 Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по развитию
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 42
2.2 Содержание работы по развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях ДОО 48
2.3 Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по
развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является актуальной проблемой современной педагогики детства. Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств обостряют потребность в личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но и способной отвечать на вызовы нового времени, решать жизненные задачи на оптимальном уровне. Сейчас необходимы активные, творческие люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, осознающие глобальные проблемы человечества, готовые посильно участвовать в их решении.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Данный аспект находит отражение в формулировках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предполагающих развитие творчества дошкольников.
В работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Радыновой отмечается особое значение художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников. По мнению ученых, специфика художественной деятельности близка по своей природе детской игре - ведущему виду деятельности в дошкольный период. Близость детской игры и художественной деятельности заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала - «вхождение в образ», 3
условность языка, действий и ситуаций. Художественно-игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей, выявлению и развитию их задатков, склонностей и интересов. В то же время известные программы художественного образования дошкольников не в полном объеме направлены на развитие творческих способностей детей, не учитывают актуальных аспектов выявления и поддержки детей.
Признанным положением отечественной психологии и педагогики является положение о решающей роли семьи, ближайшего окружения в развитии ребенка. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.С.Лейтеса, В.С. Мухиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина раскрываются особенности старшего дошкольного возраста, доказывается значимость эмоциональной поддержки и одобрения со стороны значимых для ребенка взрослых.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) сформулирована задача активного вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО), организации совместной с родителями деятельности детей. В же время известные программы художественнотворческого развития дошкольников не в полном учитывают потенциал совместной с родителями художественно-игровой деятельности детей в развитии их творческих способностей.
Таким образом, возникают противоречия между:
• социальной потребностью в развитии творческих способностей у детей и сложившейся практикой воспитания, не обеспечивающей решения данной задачи;
• разработанностью теоретических оснований развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса в условиях совместной деятельности детей и родителей;
• востребованностью потенциала совместной с родителями
художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в практике дошкольного образования.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении организационнопедагогических условий развития творческих способностей у дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности...
В ходе диссертационного исследования были поставлены и решены исследовательские задачи. На основе анализа психолого-педагогической литературы осуществить теоретико-методологический анализ понятия «творческие способности» и определили его сущностные характеристики в период дошкольного детства. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек (формы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит в процессе формирования установок на творчество, способов и приемов творческой деятельности при поддержке значимых взрослых - педагогов и родителей.
В исследовании обобщены выводы ученых о специфике детского творчества:
• новизна открытий ребенка в творческом продукте субъективна, при этом процесс создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение;
• творческая деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, иногда гораздо большее, чем от достижения конечного результата;
• ребенок с легкостью включается в творческий процесс: начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.
Учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Были раскрыты возможности совместной с родителями художественноигровой деятельности в развитии творческих способностей у детей.
На совместных занятиях с родителями ребенок получает эмоциональную разрядку, благодаря чему переизбыток энергии уходит в мирное русло, не оставляя сил для капризов и баловства.
Многие родители принимают активное участие в мероприятиях, организованных ДОУ, в жизни группы (конкурсах, досугах, вечерах развлечений, оказывают помощь в изготовлении и ремонте игр и пособий). Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей к праздничным мероприятиям, участвуют в театрализованных представлений в качестве актеров. Вместе с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Совместная творческая деятельность
способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Рассмотрим основные направления взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации и возможности обращения к ним в образовательном процессе для развития творческих способностей у детей. К основным направлениям взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации относятся:
Мониторинг отношений детей и родителей в семье (на основе наблюдений, бесед с родителями, анкетирования, опросов, диагностических методик, предполагающих выбор действий в описанных ситуациях). Просвещение и педагогическая поддержка родителей (родительские собрания, консультации, семинары, круглые столы, тренинги, мастер-классы, открытые занятия, наглядное представление информации на сайтах, стендах, в видеоматериалах, информационных листках, буклетах и пр.).
Организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей (творческие мастерские, выставки, конкурсы, родительские клубы, участие в проектах, праздниках, акциях, концертах художественной самодеятельности и пр).
Теоретически обоснована и описана модель развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях ДОО. Представленная модель позволяет реализовать идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, эмпатии между детьми, родителями и педагогами, отсутствия психологического давления и отрицательных оценок, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми - педагогами и родителями.
Реализовали в практической деятельности разработанную модель и в опытно-поисковой работе и доказали ее эффективность.
Для этого в практической части исследования, мы спланировали и провели опытно-поисковую работу по апробации модели развития творческих способностей старших дошкольников посредством совместной с родителями деятельности, которая состояла из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного и проходила на базе старшей группы ДОО - МКОУ СОШ п.Азанка.
В ходе констатирующего этапа мы провели диагностику во всей группе дошкольников и определили, что в основном дети имеют средний и низкий уровень творческих способностей.
На формирующем этапе мы спланировали и провели совместные с родителями мероприятия, направленные на доказательство нашей гипотезы. Цель данного этапа, была направлена на то, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, путем апробации обоснованной и описанной модели. При повторном обследовании детей мы определили повышение уровня по всем показателям, и особенная динамика проявилась в деятельностном компоненте. Опытно-поисковая работа доказала эффективность разработанной модели развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях ДОО. Проверка эффективности осуществлялась путем сопоставления уровня констатирующего и контрольного этапов. Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Алабунина, Ю.В. Толковый словарь русского языка / авт.-сост. Ю.В. Алабунина. - М.: АСТ и Астрель, 2009. - 320 с. - Текст: непосредственный.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. / Ш.А.
Амонашвили. - М.: Амфирита, 2013. - 288 с. - Текст: непосредственный.
3. Андреева, И. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И. Андреева. - М.: Современная школа, 2009. - 65 с. - Текст: непосредственный.
4. Ашиков, В. Совместная творческая деятельность педагога и детей / В.
Ашиков //Дошкольное воспитание. 1999. - №1. - 38 с. - Текст:
непосредственный.
5. Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка: метод. пособие/ Л.А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с. - Текст: непосредственный.
6. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей/ В.А.
Борзова, А.А. Борзов. - Самара: Дом печати, 1994. - 314 с. - Текст:
непосредственный.
7. Борисенко, М.Г. Диагностика развития ребенка / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2006. - 80 с. - Текст: непосредственный.
8. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: учеб. пособие/ Е.К. Брыкина. - М.:Пед. Общ. России, 2002. - 147 с. - Текст: непосредственный.
9. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер// Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - 32-38 с. - Текст: непосредственный.
10. Вигман, С.Л. Педагогика: в вопросах и ответах: учеб. Пос. для вузов/ С.Л. Вигман. - М.: Велби Проспект, 2006. - 208 с. - Текст: непосредственный.
11. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / под ред. А.А. Грибовской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с. - Текст: непосредственный.
12. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с. - Текст: непосредственный.
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 344 с. - Текст: непосредственный.
14. Груздова, И.В Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников/ И.В. Груздова, С.В. Кузнецова, Е.В. Котова, Т.А. Романова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 390 с. - Текст: непосредственный.
15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
• СПб.: 2007. - 368 с. - Текст: непосредственный...