ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Патриотическое воспитания детей старшего дошкольного
возраста: понятие, виды, средства 17
1.3. Русская народная игрушка как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В БМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 22» 35
2.1. Анализ деятельности по патриотическому воспитанию в
БМАДОУ «Детский сад № 22» 35
2.2. Диагностика уровня патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в БМАДОУ «Детский сад № 22» 39
2.3. Разработка и реализация проекта «Куклы счастья» как средства
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в БМАДОУ«Детский сад № 22» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
На сегодняшний день в нашей стране существует более двух тысяч организаций, основной деятельностью которых является патриотическое воспитание детей и молодежи.
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования в Российской Федерации, важнейшим фактором развития нравственных ценностей, преемственности поколений. «Годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца», - справедливо заметил известный педагог В. А. Сухомлинский [2]. Дошкольный возраст, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования ориентированно на становление таких личностных характеристик обучаемых, как любовь к своему народу, своему краю и своей Родине [54].
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания, что предполагает заботу о формировании у детей любви и привязанности к Родине, преданности ей и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Использование народной игрушки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста представляет особый интерес, поскольку она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям, истории; учит любить свой край, природу, семью и Родину. Вышесказанное подтверждает актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. В истории российской педагогики цели и задачи патриотического 3
воспитания нашли отражение в трудах В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. Н. Радищева, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др. В настоящее время проблемой патриотизма подрастающего поколения занимаются А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, А.И. Попова и другие ученые. При этом вопросы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народной игрушки в отечественной научной и методической литературе раскрыты не достаточно.
Таким образом, возникает проблема исследования - какова роль народной игрушки в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Выше указанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной игрушки».
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - роль народной игрушки в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и обосновать роль народной игрушки в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие, виды, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить русскую народную игрушку как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность по патриотическому воспитанию в БМАДОУ «Детский сад № 22».
5. Провести диагностику уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в БМАДОУ «Детский сад № 22».
6. Разработать и реализовать проект «Куклы счастья» как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в БМАДОУ«Детский сад № 22».
Методологическую основу исследовательской работы составили:
• философские труды В.С. Библера, В.С. Батищева, М.С. Кагана;
• психологические исследования личности А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Б. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
• идеи народного воспитания Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;
• современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлёва, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачёва, В.И. Логиновой, М.И. Махмутова, А.В. Мудрика.
Для решения обозначенных задач в работе применялись следующие исследовательские методы:
• анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме;
• эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение); качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы в методической работе по данной проблематике воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности; студентами при прохождении психологопедагогической практики, подготовке к семинарским и практическим занятиям по патриотическому воспитанию.
База исследования - БМАДОУ «Детский сад № 22».
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, списка литературы. Во введении определен методологический аппарат исследования. Первая глава содержит 5
теоретические основы формирования патриотических чувств старших дошкольников. Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по становлению патриотического воспитания старших дошкольников. В заключении определены основные выводы по проведенной работе.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования в Российской Федерации, важнейшим фактором развития нравственных ценностей, преемственности поколений. «Годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца», - справедливо заметил известный педагог В. А. Сухомлинский [2]. Дошкольный возраст, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования ориентированно на становление таких личностных характеристик обучаемых, как любовь к своему народу, своему краю и своей Родине [54]. Таким образом, на основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Для старшего дошкольного возраста характерно появление и развитие особенностей, способствующих успешному проведению работы по патриотическому воспитанию:
• речевое развитие, развитие творческого воображение, совершенствование мышления, что позволяет использовать разнообразные результативные средства для развития представлений о своей стране, городе, семье;
• развитие эмоциональной сферы, что усиливает способность детей к восприятию воспитательных средств патриотического содержания, формированию нравственных чувств на основе обогащения эмоциональной сферы;
• развитие волевых процессов, что способствует появлению у детей социальных потребностей, формированию социально одобряемого поведения.
2. Под патриотическим воспитанием можно понимать процесс, в рамках которого происходит взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, направленный на формирование чувства патриотизма, развития патриотических убеждений и стабильных норм патриотического поведения.
Структуру патриотического воспитания составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для старшего дошкольного возраста содержание когнитивного компонента должно включать представления о своей семье, природе и достопримечательностях родного края, государственной символике, основах национальной культуры. Эмоциональный компонент включает способность детей выражать положительные эмоции по отношению к социально значимым событиям. Поведенческий компонент характеризуется готовностью старших дошкольников заботиться о природе, помогать близким, считаться с интересами окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания: духовно- нравственное, историко-культурное, гражданско-правовое, миротворческое направление, экологическое направление, краеведческое, военнопатриотическое.
Передовыми педагогами определены такие средства патриотического воспитания как природа, русская народная игрушка, игра, труд, художественная деятельность, традиционная культура и пр. Подробнее русская народная игрушка как средство патриотического воспитания будет рассмотрена ниже.
3. Значимость народной игрушки для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В частности, русская народная игрушка позволяет сформировать у детей представления о культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как средство развития у них знаний о своей семье, родном крае, стране.
Использование игрушки в игре помогает формировать у детей положительные эмоции по отношению родным, близким, природе, истории, культуре города, страны.
Народная игрушка как предмет социального проектирования формирует у детей готовность участвовать в социально -значимых делах.
4. Народная игрушка (как было показано выше), играет значимую роль в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, специалистами БМАДОУ «Детский сад № 22» это делается эпизодически, в целом отсутствует комплексный подход в реализации данной деятельности. Это, на наш взгляд, снижает результативность рассматриваемой деятельности.
Результаты анализа документов и анкетного опроса побудили нас провести диагностику уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в БМАДОУ «Детский сад № 22». Описание данной диагностики и ее результатов представлено в параграфе 2.2.
5. Проведенный констатирующий этап исследования уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы.
Как воспитатели ДОУ, так и родители детей-дошкольников, в целом, осознают важность патриотического воспитания детей. Вместе с тем большинство педагогов и родителей нуждаются в помощи для организации данной деятельности. Так, педагоги признают необходимость методической помощи, а родители осознают свою недостаточную подготовленность в вопросе патриотического воспитания своих детей. Кроме того, педагоги и родители осознают значимость народной игрушки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, но используют ее не достаточно.
Сами дошкольники на констатирующем этапе исследования продемонстрировали в основном низкий уровень когнитивного и мировоззренческо-ценностного критериев (в результате проведения 71
стандартизированной беседы), а также низкий уровень мотивационно- потребностного критерия патриотического воспитания (по результатам наблюдения), что обуславливает необходимость проведения
целенаправленной корректирующей деятельности.
Нами был разработан и реализован проект «Куклы счастья», который направлен на формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки.
Таким образом, цель и задачи работы были достигнуты.
1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. - Москва : Академия, 2015. - 453 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения языку дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Изд-во Центр «Академия», 2013. - 400 с.
3. Антонова, А. А. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников / А. А. Антонова, Н. Ю. Мамаева // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы международ. конф. ; под ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Изд-во УлГУ,
• 2012. - С. 27 - 30.
4. Асмолов, А. Г. Воспитание : социально-педагогические и психологические аспекты / А. Г. Асмолов. - Москва : ИД ООО «ВИТЯЗЬ- М», 2015. - 48 с.
5. Балакина, Т. И. История русской культуры : учебное пособие / Т. И. Балакина. - Москва : Издательский центр АЗ, 2015. - 208 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Наука, 2012. - 464 с.
7. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : пособ. для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. - Москва : Просвещение, 2016.
• 80 с.
8. Возрастная и педагогическая психология : учебник; под ред. А. В. Петровского. - Москва : Просвещение, 2012. - 245 с.
9. Воспитание нравственных чувств у дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Р. С. Буре и др.; под ред. А. М. Виноградова. - Москва : Просвещение, 1989. - 95 с.
10. Вотинцева, Ю. С. Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе / Ю. С. Вотинцева // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества : материалы Международ. соц.-пед. чтений. - Екатеринбург : Изд- во УрГПУ, 2013. - С. 42 - 44.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : учебник / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2012. - 576 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С.
Выготский. - Москва : Смысл, 2013. - 1136 с.
13. Глинка, Г. А. Развиваю мышление и речь : пособие для подготовки детей к школе / Г. А. Глинка. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 306 с.
14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
15. Гражданское воспитание в ДОУ : планирование, разработка занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. - Волгоград : Учитель, 2018. - 148 с...