Условия использования логических приёмов мышления при формировании пространственных представлений
|
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………..
6
1.1. Основные понятия пространственного представления ………… 6
1.2. Характеристика основных понятий, составляющих содержание логического мышления ……………………………….……….………
19
1.3. Анализ программ дошкольного образования……………………. 27
1.4. Условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений……………………
43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………...
48
2.1. Проверка начального уровня умения использовать логические приемы мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………
48
2.2. Педагогический эксперимент по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………
58
2.3. Выявление эффективности использования логических приемов мышления при развитии пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………..
6
1.1. Основные понятия пространственного представления ………… 6
1.2. Характеристика основных понятий, составляющих содержание логического мышления ……………………………….……….………
19
1.3. Анализ программ дошкольного образования……………………. 27
1.4. Условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений……………………
43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………...
48
2.1. Проверка начального уровня умения использовать логические приемы мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………
48
2.2. Педагогический эксперимент по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………
58
2.3. Выявление эффективности использования логических приемов мышления при развитии пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 74
Актуальность темы исследования заключается в том что необходимо научить детей применять правила и законы логических приёмов в процессе мышления
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении развития ребенка.
В этот период происходит овладение детьми культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для формирования пространственного представления.
Проблема формирования пространственных представлений человека достаточно многогранна. Проблема включает представления о размерах, форме предметов, и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.
Пространственные представления имеют многозначное значение для деятельности человека и охватывают разные стороны его взаимодействия с действительностью.
Поэтому развитие ребенка невозможно без формирования пространственных представлений.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи Б.Г. Ананьев, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, С.Л. Словенский установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Подготовки ребенка к школе, являющейся, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Анализ современной литературы по формированию пространственных представлений доказывает, что большинство из них содержит задания, направленные на формирование пространственных представлений у дошкольника, но они не носят системного характера. Часть заданий предполагает наличие у ребенка сформированных пространственных представлений.
Поэтому тема исследования важна и направлена на формирование пространственных представлений у дошкольников с использованием приемов логического мышления.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить условия использования логических приёмов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей четырёх-пяти лет.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников посредством использования логических приемов мышления на занятиях.
2. Выявить условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
3. Разработать материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: изучение продуктов деятельности дошкольников, педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественно-статистический (обработка данных, построение таблиц, диаграмм), качественный (дифференциация полученного материала по группам, уровням и т.д.).
Теоретической базой исследования являются работы: Б.Г. Ананьева, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкиной, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибова, Е.Г. Ревиной, Л.Ф. Тихомировой.
Практическая значимость исследования: разработанный нами цикл заданий будет полезным источником для воспитателей, методистов ДОУ, родителей.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКДОУ № 3 «Рябинка» посёлка Бисерть в группе «Колобок». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Возраст участников эксперимента от 4 до 5 лет.
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении развития ребенка.
В этот период происходит овладение детьми культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для формирования пространственного представления.
Проблема формирования пространственных представлений человека достаточно многогранна. Проблема включает представления о размерах, форме предметов, и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.
Пространственные представления имеют многозначное значение для деятельности человека и охватывают разные стороны его взаимодействия с действительностью.
Поэтому развитие ребенка невозможно без формирования пространственных представлений.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи Б.Г. Ананьев, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, С.Л. Словенский установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Подготовки ребенка к школе, являющейся, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Анализ современной литературы по формированию пространственных представлений доказывает, что большинство из них содержит задания, направленные на формирование пространственных представлений у дошкольника, но они не носят системного характера. Часть заданий предполагает наличие у ребенка сформированных пространственных представлений.
Поэтому тема исследования важна и направлена на формирование пространственных представлений у дошкольников с использованием приемов логического мышления.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить условия использования логических приёмов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей четырёх-пяти лет.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников посредством использования логических приемов мышления на занятиях.
2. Выявить условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
3. Разработать материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: изучение продуктов деятельности дошкольников, педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественно-статистический (обработка данных, построение таблиц, диаграмм), качественный (дифференциация полученного материала по группам, уровням и т.д.).
Теоретической базой исследования являются работы: Б.Г. Ананьева, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкиной, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибова, Е.Г. Ревиной, Л.Ф. Тихомировой.
Практическая значимость исследования: разработанный нами цикл заданий будет полезным источником для воспитателей, методистов ДОУ, родителей.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКДОУ № 3 «Рябинка» посёлка Бисерть в группе «Колобок». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Возраст участников эксперимента от 4 до 5 лет.
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В процессе написания работы рассматривались теоретические аспекты использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлении на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования которые позволили нам выявить основные понятия и особенности формирования пространственного представления у детей дошкольного возраста, познакомили нас с понятиями логического мышления, его приемами и необходимыми условиями для его осуществления.
В работе были рассмотрены условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
Мы доказали, что от правильно созданных условии напрямую зависит результат работы с детьми.
В процессе работы разрабатывались материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Был проведен педагогический эксперимент по использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, который показал эффективность применения разработанных заданий при формировании пространственных представлении и обосновал правильность предложенной системы работы.
Все занятия для более продуктивного освоения материала использовали привычную для данного возраста деятельность – игру, которая проводится во взаимосвязи с предметно-пространственной средой, окружающей детей.
В работе были рассмотрены условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
Мы доказали, что от правильно созданных условии напрямую зависит результат работы с детьми.
В процессе работы разрабатывались материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Был проведен педагогический эксперимент по использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, который показал эффективность применения разработанных заданий при формировании пространственных представлении и обосновал правильность предложенной системы работы.
Все занятия для более продуктивного освоения материала использовали привычную для данного возраста деятельность – игру, которая проводится во взаимосвязи с предметно-пространственной средой, окружающей детей.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием нейропсихологических методов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Работа по развитию понимания речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Использование методов конструирования на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Использование геометрического материала для развития у младших школьников пространственных представлений (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020



