ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие коммуникативных умений у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Художественно-творческая деятельность как условие развития
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой
деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития общества возрастает потребность к овладению способами общения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия, так как развитие личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста, совершенствование их коммуникативно-речевой культуры как основы развития личности.
Одним из возможных средств решения этой проблемы является развитие коммуникативных умений старших дошкольников в художественно-творческой деятельности. Коммуникативные умения дают возможность эффективно общаться, учитывая то, с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, формируют у детей умения слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, решать возможные конфликты и т.д. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для развития коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подтверждает данные слова. Кроме этого, следует отметить, что во ФГОС ДО выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направленная на «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок на творчество» [34]. В последние годы отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения.
Также во ФГОС ДО одним из основных направлений развития детей названо художественно-эстетическое развитие. Содержание этой образовательной области направлено на «развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов детской деятельности, развитие детского творчества, приобщение к разным видам искусства - живописи, скульптуре, литературе, музыке, театру и т.д.» [34, с. 38].
Художественно-творческая деятельность в современной дошкольной педагогике понимается как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, аппликации, сочинительстве рассказов, пении, танце и др., построенное на работе воображения, на выражении своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картину и другие виды искусства, когда ребенок не копирует окружающее, а перерабатывает его в соответствии с накопленным опытом» [13, с. 33]. Детям старшего дошкольного возраста доступны практически все виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное и словесное творчество и др. Все они могут быть использованы для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Проблема развития коммуникативных умений дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А.А. Бодалев, ЛС. Выготский, М.И. Лисина, Р.С. Немов, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, Л.В. Чернецкаяи др.).
В исследованиях этих авторов показана ведущая роль речевого развития и разнообразной деятельности детей дошкольного возраста в развитии коммуникативных умений. Изучению художественно-творческой деятельности дошкольников посвящены исследования Л.А. Буровкиной, И.Г. Галянт, И.О. Ивакиной, И.Г. Котовой, С.П. Ломова, Л.В. Петуховой, Л. Пикулевой, Е.В. Потаповой, Л.Б. Рыловой, А.И. Савенкова, Н. А. Шафоростовой и др., которые включают в этот вид деятельности детей рисование, лепку, аппликацию, ручной труд, конструирование, словесное и музыкальное творчество, театрализованную деятельность. Однако среди многочисленных исследований коммуникативного развития и художественно-творческой деятельности дошкольников мы не находим тех, в которых были бы представлены разработки комплекса занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности. Это тоже делает актуальной тему нашего исследования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественно-творческой деятельности направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по художественно-творческой деятельности направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...
На основании изученной литературы сделаем следующие выводы:
В настоящее время роль развития коммуникативных умений имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность - потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии.
В рамках нашего исследования под коммуникативными умениями, понимали осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения (М.Ю. Картушина). Развитие коммуникативных умений детей- это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности (Л.Л. Лашкова). Говоря о результатах процесса развития коммуникативных умений у детей, мы опирались на классификацию показателей и характеристик по Л.М. Шипициной:
• готовность к общению - желание вступать в диалог (дружелюбие, общительность);
• эмоциональная отзывчивость - доброжелательность и эмпатия;
- коммуникативное сотрудничество и поведение в конфликтных ситуациях (вежливость, тактичность).
Проведенное исследование показало важность развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности. Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности- это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимыми для успешной социализации и жизнедеятельности.
Художественно-творческая деятельности детей лежит в основе деятельности педагога по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников. Обязательное условие - обогащение художественно-творческой деятельности коммуникативным содержанием и ситуациями общения, в которых ребенок должен проявить свои коммуникативные умения. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в развитии коммуникативных умений у старших дошкольников состоит в том, что в этом процессе объединены коммуникативный и деятельностный подходы, художественно-творческая деятельность выполняет ориентирующую и обучающую функции и содержит возможности общения. Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в художественнотворческой деятельности».
Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, в ходе которой ребенок создает нечто новое, оригинальное и личностно значимое прежде всего для самого себя, и одновременно - продукты этой деятельности социально значимы, так как они могут использоваться в качестве подарков для других людей, украшения интерьеров помещения. Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности- это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимых для успешной социализации и жизнедеятельности. Эта деятельность обладает большим потенциалом в развитии коммуникативных умений дошкольников, так как в процессе ее выполнения - и особенно при совместной деятельности детей - работе в парах, группах, коллективной работе - у детей стимулируется желание вступать в диалог, проявлять дружелюбие, доброжелательность и эмпатию в общении, эмоционально отзываться на чувства других детей, улаживать конфликты, быть вежливыми и тактичными. Художественно-творческая деятельности детей лежит в основе деятельности педагога по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников. Ее педагогический потенциал в развитии коммуникативных умений у старших дошкольников состоит в том, что в этом процессе объединены деятельностный и коммуникативные подходы, художественно-творческая деятельность выполняет ориентирующую и обучающую функции и содержит возможности общения. Ее возможности в развитии коммуникативных умений детей очень велики. Мы их использовали в своей работе.
Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности состояла из констатирующего и формирующего этапов.
В процессе исследования решены поставленные задачи.
1. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования подобраны показатели, критерии и диагностические задания и методы для выявления уровней развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Выбраны 3 показателя по рекомендации Л.М. Шипицыной:
1) готовность к общению, желание вступать в диалог в процессе художественно-творческой деятельности;
2) эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, процессе художественно-творческой деятельности;
3) коммуникативное сотрудничество и поведение в конфликте в процессе художественно-творческой деятельности.
Для изучения уровней развитости коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста для каждого показателя мы подобрали задания, предложенные Е.В. Мигуновой.
Показатель «Готовность к общению, желание вступать в диалог» (дружелюбие, общительность) в процессе художественно-творческой деятельности. Задание 1. Чтение и беседа по сказке «Курочка-Ряба».
Показатель «Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия» в процессе художественно-творческой деятельности. Задание 2. Создание декорации по сказке «Заюшкина избушка».
Показатель «Коммуникативное сотрудничество и поведение в конфликте» (вежливость, тактичность) в процессе художественно-творческой деятельности. Задание 3. Создание аппликации по сказке «Теремок».
Основной диагностический метод - наблюдение за общением детей во время чтения сказки, беседы по ее содержанию, совместной художественнотворческой деятельности: аппликация, декорация, изобразительная деятельность.
2. При решении второй задачи исследования на констатирующем этапе проведена диагностика детей. Было установлено, что высокий уровень развитости коммуникативных умений имеется у 35% (7 детей), средний уровень - у 50% (10 детей) и низкий уровень - 15% (3 детей). Таким образом, у детей преобладает средний уровень развитости коммуникативных умений, есть 3 детей с низким уровнем.
3. При решении третьей задачи исследования нами был разработан комплекс занятий для старших дошкольников по развитию коммуникативных умений детей в художественно-творческой деятельности. Занятия проводятся по специально разработанному тематическому плану, который включает 10 занятий по художественно-творческой деятельности, которые реализуются в 3 этапа:
Первый этап - 3 занятия на развитие коммуникативных умений детей по показателю «Готовность к общению, желание вступать в диалог (дружелюбие, общительность)»...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. М.: Академия, 2012. 207 с.
2. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр автореф. канд. пед. наук / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2010.164 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 238 с
4. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения / Г.М. Андреева // Общение и деятельность. Прага, 1981. 320 с.
5. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения / Г.М. Андреева // Общение и деятельность. Прага, 1981. 320 с.
6. Антонова, Т.В., Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества / Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова. М.: Детство-пресс, 2012. С. 56-72.
7. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 238 с.
8. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях учеб.пособие / Н.А. Баранникова. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с
9. Богуш, А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А.М. Богуш. Минск: Ранок, 2010. 84 с
10. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М.: Владос, 2014. 285 с.
11. Буровкина, Л. А. Художественно-творческая деятельность как средство приобщения к народному декоративно-прикладному искусству / Л. А. Буровкина // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 6. С. 83-85.
12. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 128с.
13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
14. Володина, С.Э. Культура общения и особенности межличностных отношений / С.Э. Володина // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 45-49
15. Воронова, А.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / А.В. Воронова. М.: Детство- Пресс, 2014. 243 с...